Авиация и авиатехника - ТОП 50 лучших книг
Книга посвящена одному из легендарных самолетов Люфтваффе истребителю FW 190. В настоящем издании рассказывается об истории развития истребителя, приводятся иллюстрации, рисунки, схемы и технические характеристики его модификаций.
Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами истории и развития военной техники.
Книга популяризатора науки Владимира Малова «Аэропорт и самолёт» расскажет не просто об устройстве самолёта, но и обо всём, что связанно с полётами: о системах безопасности, сортировке багажа, бортовом питании, взлёте и посадке, работе диспетчеров, ремонте и обслуживании самолётов, подготовке самолётов к полёту – в общем, обо всём том, что обычно скрыто от наших глаз. Это будет увлекательное техническое путешествие в мир самолётов и всего, что их окружает.
Для младшего школьного возраста.
Если попытаться перечислить факторы, определяющие «лицо» современного мира, то одно из первых мест, наряду с компьютерами, легковыми автомобилями и достижениями медицины, безусловно, займет гражданская авиация. Среди сотен образцов гражданских самолетов есть такие, которые стали символами своего времени, создание которых становилось очередной ступенью в повышении скорости, безопасности, комфорта, доступности воздушных путешествий. С ними вы можете познакомиться на страницах этой книги. Представлена в ней также транспортная авиация и авиация общего назначения. Несколько страниц отведены рекордным и спортивным машинам.
Издание рассчитано на широкий круг любителей авиации.
«Черный тюльпан» – это словосочетание до сих пор заставляет сжиматься сердца людей, прикоснувшихся к горнилу Афганской войны. Повесть о летчике военно-транспортной авиации и его экипаже. О боевых буднях и мирной жизни. О любви и страданиях. О дружбе и ответственности. Гибель боевого товарища, внезапная любовь женщины и её жуткая смерть. Первая любовь и предательство. Посадка горящего самолета и награда из рук Генсека. Все спрессовалось и вместилось в короткую жизнь 33-летнего парня. Всем героям, улетевшим в свой последний полет, ПОСВЯЩАЕТСЯ
Вся история авиации и лучшие модели самолётов и вертолётов разного времени собраны в одной книге! Огромные пассажирские лайнеры и компактный реактивный ранец-крыло Ива Росси, самолёты высшего пилотажа, гидропланы, беспилотники, сверхзвуковые истребители, воздушно-космические самолёты и даже летающее такси предстанут перед читателем на страницах этой энциклопедии. Вы узнаете, что такое элероны и кто их изобрёл, зачем вертолётам два винта, какие самолёты участвовали в сражениях Второй мировой войны, кто совершил первый перелёт через океан, для чего нужны самолёты-амфибии. Текст сопровождается яркими, красочными иллюстрациями.
Для младшего школьного возраста.
Книга посвящена одному из самых легендарных истребителей Supermarine Spitfire. В настоящем издании рассказывается история этого самолета от 1936 года, когда состоялся первый вылет прототипа, до завершения боевой службы в составе Королевских ВВС в 1955 году. В книге приводятся иллюстрации, рисунки, схемы и летно-технические характеристики его модификаций.
Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами истории и развития военной техники.
Уникальная цветная энциклопедия авиации рассказывает все о самолетах с начала Второй мировой войны до наших дней. Подробные характеристики моделей самолетов разных государств дают читателю возможность провести сравнение машин по весу, размерам, вооружению и боевым качествам. Детальные схемы самолетов и более 1000 уникальных рисунков и фотографий наглядно иллюстрируют историю развития самолетостроения в мире. Книга адресована всем, кто интересуется военной историей и историей авиационной техники.
Книга посвящена одному из самых легендарных самолетов Люфтваффе бомбардировщику JU-88. В настоящем издании рассказывается об истории развития самолета, его боевой карьере, приводятся иллюстрации, рисунки, схемы и тактико-технические характеристики его модификаций.
Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами истории и развития военной техники.
В энциклопедии увлекательно и познавательно показано, как мечта человека подобно птице подняться в воздух воплотилась в реальность. Перед вами пройдут все этапы стремления человечества к полету. Вы станете свидетелями и участниками битвы за пятый океан, битвы, которая идет и по сегодняшний день.
Данная книга поможет проследить историю развития авиастроения: начиная от воздушного змея и заканчивая многоразовыми авиационно-космическими системами XXI века. Увлекательный текст дополняют многочисленные цветные иллюстрации.
Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся историей военной техники.
Изложены основные сведения о самолете Як-42 и его модификациях (конструкция планера самолета, крыла, оперения и шасси). Представлено описание гцдравлической, топливной систем и системы управления. Даны некоторые рекомендации по их техническому обслуживанию.
Предназначено для студентов авиационных вузов, изучающих конкретную авиационную технику в соответствии с направлением подготовки «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и авиационных двигателей».
Почти 11000 часов налетал и мне скоро 60. Если бы мне предложили такую книгу лет 50 назад...В общем,Анатолий Маркович Маркуша так повлиял, что и устоять сейчас было невозможно! Эта книга для тех, кто хочет летать и тех, кто думает об Авиации.
Более 150 моделей самолётов, история их создания и эволюция с начала возникновения авиации до наших дней. Монопланы и мультипланы, истребители, бомбардировщики и штурмовики, пилотируемые и беспилотники, суперлёгкие и сверхзвуковые, самолёты высшего пилотажа… и это ещё не всё!
Для младшего школьного возраста.
Когда-то человек не знал, как земля выглядит с высока – он просто-напросто не умел летать. Но потом придумал самолёты и аэропорты, и, наконец, смог подняться в небо.
Как человек всё это устроил, вы и узнаете из этой книги: аэропорт, сортировка багажа, перевозка животных, чёрный ящик, бортовое питание, диспетчерская вышка, турбулентность, взлётно-посадочная полоса, грузовой терминал, аэродромная техника и многое-многое другое.
Технический прогресс не стоит на месте – с каждым днем появляется все больше новинок – одна сложнее и совершеннее другой. В конце XIX в. был изобретен первый автомобиль, и разве мог кто-нибудь тогда предположить, что спустя всего столетие по рельсам помчится поезд соскоростью свыше 500 км/ч, а в небо поднимется самолет-невидимка?
Чтобы прослыть знатоком в области техники, достаточно прочитать эту книгу – здесь представлена вся информация, касающаяся этого вопроса. Все виды транспорта, велосипеды и мотоциклы, подводные и надводные суда, авиационная, космическая и военная техника, приборостроение и вычислительные технологии – ничто не оставлено без внимания. Как устроен двигатель? Что такое тюнинг? Какой автомобиль самый быстрый? Что представляет собой спорткар? Чем отличается чоппер от круизера? Как устроен скутер? Дуобус и даблдекер – для чего они нужны? Как плавают на «подушке»? Чем отличаются бронетранспортеры от боевых машин пехоты? Где и как запускают ракеты? Что представляет собой луноход? Что способ…
В издании представлена самая полная информация о всех отечественных и зарубежных боевых вертолетах. Подробно изложена история создания серийно выпускавшихся вертолетов, описаны особенности конструкции и применения различных модификаций, приведены летно-технические характеристики, а также данные о вооружении. Книга содержит большое количество фотографий, рисунков, схем.
Издание предназначено как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся авиационной техникой.
В настоящем издании рассказывается об истории создания советских беспилотных самолетов-разведчиков: от первых разработок времен «холодной войны» до появления совершенных комплексов беспилотной разведки второго поколения ВР-2 «Стриж» и ВР-3 «Рейс». В книге приводятся иллюстрации, рисунки, схемы, летно-технические характеристики, показана конструкция самолетов.
Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами истории и развития военной техники.
Книга «Воздухоплавание и авиация» продолжает удивительную серию «Я познаю мир». В ней собраны самые достоверные и интересные факты о развитии воздухоплавания и освоении неба человеком, начиная с древнейших времен и до наших дней. Вы прочтете о первых попытках человека взлететь, о том, как выглядели первые летательные аппараты и первые самолеты и вертолеты. Узнаете, что представляли собой военно-воздушные силы Российской империи, Франции и Великобритании в период Первой мировой войны, познакомитесь с советской и немецкой авиацией времен Великой Отечественной войны.
Кроме того, в настоящем издании собрана подробная информация о строении самолетов, а также о наиболее легендарных и новейших крылатых машинах.
Книга хорошо иллюстрирована.
Впервые выходит издание, в котором дана целостная картина битвы за Британию – величайшего авиационного сражения, занимающего особое место во Второй мировой войне. В нем принимало участие несколько тысяч самолетов – как со стороны Королевских ВВС, так и со стороны Люфтваффе. Книга отличается исторической достоверностью, широтой и новизной привлеченного материала, содержит много уникальных фотографий и рисунков. В ней приведены основные тактико-технические характеристики самолетов, принимавших участие в этой битве.
Книга будет интересна как для любителей военной истории, так и для широкого круга читателей.
Учебно-методическое пособие для выполнения лабораторных работ является практическим руководством, предназначенным для самостоятельного овладения алгоритмическими методами контроля авиационных измерительных систем. Изучение методов предполагается проводить с использованием исследовательского кабины-тренажера и лабораторной базы научно-образовательного центра «Авионика». Отрабатывается функционирование системы контроля в процессе имитации маневров ЛА при заходе на посадку на движущийся авианосец. Для студентов Военного института и факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана, которые проходят обучение по системе опережающей подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса России, а также студентов, обучающихся по направлениям «Системы управления движением и навигации», «Управление в технических системах».
Предназначено для самостоятельной подготовки к выполнению лабораторной работы «Качество системы стабилизации курса самолета» по дисциплине «Управление техническими системами». Издание будет способствовать углубленному изучению раздела «Качество управления линейными системами автоматического регулирования (САР)» указанной дисциплины, освоению интегрального метода оценки качества САР, приобретению навыков построения системы дифференциальных уравнений, описывающих поведение САР, синтеза и построения структурных схем, соответствующих этим уравнениям, редактирования параметров, получения, визуализации и анализа результатов расчетов, формулировки выводов о характере и качестве переходных процессов САР.
Для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 15.04.03 «Прикладная механика».
На этом легендарном самолете 9 мая 1945 года были доставлены в Москву Знамя Победы и Акт о капитуляции Германии.
Этот авиашедевр, выпускавшийся в СССР по американской лицензии и прозванный «Дугласом», оказался одним из самых универсальных и полезных самолетов Великой Отечественной.
Изначально закупленный для Гражданского воздушного флота, в годы войны Ли-2 широко применялся не только как военный транспортник (по всем статьям превосходивший немецкий Ju.52), но и как ночной бомбардировщик в составе Авиации Дальнего Действия, и для высадки парашютных десантов, и как буксировщик планеров и целых «планерных поездов», и как воздушный тральщик, и для заброски за линию фронта диверсионных групп, и для снабжения партизанских отрядов в глубоком тылу противника. Недорогой, неприхотливый и надежный (недаром его величали «вечным „Дугласом“), Ли-2 был буквально вездесущ – эти самолеты на бреющем прорывались в блокированный Ленинград и осажденный Севастополь, бомбили Кенигсберг, Хельсинки и Будапешт, высаживали десантни…
В пособии изложены общие сведения о реактивном пассажирском самолете Як-42, основные конструктивные и эксплуатационные данные, конструктивно-аэродинамические особенности базового самолета Як-42 и его модификаций, конструкция фюзеляжа, крыла и оперения, шасси, топливная, гидравлическая системы и система управления, даны некоторые рекомендации по техническому обслуживанию планера. Пособие составлено на основе «Руководства по технической эксплуатации самолета Як-42» (разделы 27, 28, 29, 32, 52, 53, 54, 55, 56, 57). Данное пособие соответствует современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным квалификационным требованиям. Пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений, изучающих авиационную технику, а также может быть использовано инженерно-техническим составом эксплуатационных предприятий гражданской авиации.
Высота в триста пятьдесят метров над землей и замерзший наполовину движок. Адский воздушный сэндвич. Первый самостоятельный вылет. Посадка при сильном боковом ветре и едва не сбитая в воздухе птица. Истории из "небесной" жизни одного юного пилота.
Парень мечтал стать летчиком, но жизнь закрыла перед ним все возможности. У "дрянной" девушки оказалось достаточно любви для того, чтобы вдохновить его двигаться вперед.
История про безысходность и возрождение надежды, про обретение силы и любви.
Энциклопедия «Самолеты мира» – невероятный подарок для всех, кто увлекается самолетами и авиацией, поскольку в ней есть все: от зарождения авиации до невероятных будущих проектов, в том числе летающих автомобилей!
Почему самолет летит? Что такое турбулентность? Что означают линии и знаки на взлетно-посадочных полосах?
На эти и многие другие вопросы ответит наша книга. Читатель познакомится со строением самолетов, увидит, как развивались летательные аппараты, прочитает о аэродинамике, форме крыла и подъемной силе, закрылках и элеронах, сможет рассмотреть множество моделей самолетов и прочитать огромное количество интересных фактов о них.
Потрясающие рисунки известного бельгийского художника Яна ван дер Векена в деталях изображают дизайн самолетов и даже физику полета!
Какой он, путь от курсанта лётного училища до пилота-инструктора? Как я попал в авиацию? С чем столкнулся на пути к небу? Я расскажу вам свою историю, историю своего профессионального пути. Спонтанный выбор профессии, а затем мечта, которая в определённый момент стала целью. Когда я нахожусь за штурвалом, неважно, будь то самолёт или авиационный тренажер (Full Flight Simulator), я чувствую, будто у меня вместо рук появляются крылья. Крылья моей мечты.
Сенсационное расследование катастрофы малайзийского пассажирского лайнера (рейса МН17) над Донбассом в 2014 году.
Рассмотрены основные понятия теории авиационных двигателей, их классификация, общее устройство и работа. Проанализированы термодинамические процессы в авиационных двигателях и их работа в качестве движителя. Описаны назначение, устройство и работа основных функциональных элементов двигателя: входного устройства, компрессора, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Кратко изложены вопросы, связанные с характеристиками авиационных двигателей и их регулированием. В приложении содержатся необходимые материалы для лабораторно-практической работы «Исследование идеальных циклов ТРД и ТРДФ» и расчетно-графической работы «Термогазодинамический расчет ТРД и ТРДФ».
Работа предназначена для студентов III, IV курсов ФЛА направления «Авиастроение», «Баллистика и гидроаэродинамика», «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», изучающих курсы «Двигатели ЛА» и «Теория авиационных двигателей». Кроме того, учебное пособие может быть полезно при курсовом и дипломном проектировании.
Работа подготов…
Парень мечтал стать летчиком, но жизнь закрыла перед ним все возможности. У "дрянной" девушки оказалось достаточно любви для того, чтобы вдохновить его двигаться вперед.
История про безысходность и возрождение надежды, про обретение силы и любви.
Изложенная в учебном пособии методика диагностики дефектов авиационных конструкций реализуется в два этапа. Первый этап предполагает проведение модальных испытаний. По отклонениям параметров собственных тонов колебаний от их величин, заложенных в конструкцию летательного аппарата при его проектировании, делается заключение о наличии дефектов. На втором этапе результаты вибрационных испытаний представляются в виде портретов колебаний, являющихся идентификационными признаками дефектов конструкции. Таким способом выявляются люфты в проводках управления летательным аппаратом, зазоры в местах стыковки агрегатов, повышенные нагрузки монтажа отклоняемых поверхностей и трещины в элементах планера. Контроль может происходить либо на уровне качественной оценки, либо на уровне количественной оценки одного или нескольких дефектов.
Книга посвящена анализу боевого применения советской авиации в войне с Финляндией 1939—1940 гг. Рассмотрены физико-географические и климатические условия театра военных действий, состояние и группировка советских и финских войск, как факторы, влиявшие на создание и наращивание авиационной группировки советских ВВС, планирование боевых действий, управление группировкой, взаимодействие с другими родами войск. Рассмотрены особенности базирования и всестороннего снабжения советской авиации в районе боевых действий. В работе показаны сложности выполнения задач в условиях безориентирной местности и противодействия авиации и зенитных средств противника.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
22 июня 1941 г. тысячи самолетов люфтваффе нанесли удар по территории СССР. Одной из первых целей стервятников Геринга были приграничные аэродромы. Казалось бы, немецкие стратеги все рассчитали, но с первых же минут войны в небе завязались ожесточенные воздушные бои, которые продолжались все четыре года войны.
Четыре года советские истребители, прикрывая наземные войска, взламывали строй немецких бомбардировщиков, дрались с «фокерами» и «мессерами», прикрывая свои бомбардировщики и штурмовики, умирали и побеждали, всеми силами приближая Победу.
Новая книга проекта «Я помню» (http://iremember.ru) – это простой и бесхитростный рассказ истребителей. Как тех, кто принял бой 22 июня 1941 г., так и тех, кто пришел им на смену.
Изложены теоретические основы сопротивления материалов и вопросы прочности авиационных конструкций как при статическом, так и при циклическом нагружении. Рассмотрены упругие колебания стержневых систем и критерии прочности. Приведены расчеты сопротивления усталости и расчеты длительности развития усталостной трещины.
Для студентов и аспирантов авиационных специальностей, а также для инженеров, занятых расчетами и проектированием элементов конструкции летательных аппаратов.
Наши дни. Экипажу русского грузового самолета по прозвищу «Веселый Роджер» ставится нелегкая задача – доставить на высокогорный аэродром Катманду надувной домкрат для эвакуации выкатившегося накануне пассажирского лайнера. Ситуация осложняется тем, что часть взлетно-посадочной полосы заблокирована тем самым лайнером. И это только начало целой цепочки их приключений. Будет сложно оставаться хладнокровным, когда мир вокруг тебя буквально рушится, а твой самолет остается единственным средством спасения – но другого выбора судьба экипажу «Веселого Роджера» не оставит.Содержит нецензурную брань.
Ближайшее будущее, ночь, два пилота и самолет, который должен упасть, но не должен разбиться. Их работа – испытание инновационных методов защиты воздушных судов. Пока одни люди создают оружие и технологии защиты от них, другие адаптируются к новым виражам жизни и оказывают влияние друг на друга сквозь года, оставаясь людьми своего времени.
Ближайшее будущее, ночь, два пилота и самолет, который должен упасть, но не должен разбиться. Их работа – испытание инновационных методов защиты воздушных судов. Пока одни люди создают оружие и технологии защиты от них, другие адаптируются к новым виражам жизни и оказывают влияние друг на друга сквозь года, оставаясь людьми своего времени.
В пособии изложены общие сведения о реактивном пассажирском самолете Як-42, основные конструктивные и эксплуатационные данные, конструктивно-аэродинамические особенности базового самолета и его модификаций, конструкция фюзеляжа, крыла и оперения, шасси, топливная, гидравлическая системы и система управления, даны некоторые рекомендации по техническому обслуживанию планера. Учебное пособие составлено на основе «Руководства по технической эксплуатации самолета Як-42» (разделы 27, 28, 29, 32, 52, 53, 54, 55, 56, 57) в соответствии с учебной дисциплиной «Конкретная авиационная техника. Самолет Як-42», изучаемой в авиационных институтах и технических университетах. Пособие может быть использовано студентами и инженерно-техническим составом эксплуатационных предприятий гражданской авиации.
«Черный тюльпан» – это словосочетание до сих пор заставляет сжиматься сердца людей, прикоснувшихся к горнилу Афганской войны. Повесть о летчике военно-транспортной авиации и его экипаже. О боевых буднях и мирной жизни. О любви и страданиях. О дружбе и ответственности. Гибель боевого товарища, внезапная любовь женщины и её жуткая смерть. Первая любовь и предательство. Посадка горящего самолета и награда из рук Генсека. Все спрессовалось и вместилось в короткую жизнь 33-летнего парня. Всем героям, улетевшим в свой последний полет, ПОСВЯЩАЕТСЯ
Пассажирский рейс из Лондона в Москву вынужден изменить курс и сесть на богом забытом аэродроме в Кирове, так как на Москву напали неизвестные "бешеные" люди. И теперь второй пилот этого самолёта, русский немец Павел, стремится всеми возможными способами попасть в Первопрестольную, чтобы забрать из охваченного анархией, мародёрами, бандитами и заражёнными людьми мегаполиса свою невесту, пока ещё не слишком поздно, и при этом не погибнуть самому. Удастся ли это ему? Сможет ли он вернуться в относительно безопасный Киров? Ответов ему не даст никто...
Содержит нецензурную брань.
1 мая 1960 года. Стратегический разведчик Lockheed U-2 вылетел с базы в Пакистане с заданием ЦРУ – на высоте 21 тысячи метров пересечь СССР с юга на север, произведя фотосъемку военных и промышленных объектов врага №1. Однако под Свердловском (Екатеринбургом) самолет Фрэнсиса Гэри Пауэрса сбили зенитной ракетой…
U-2 Dragon Lady (буквально переводится как «Дракониха», но синонимично русскому «ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ») был создан в середине 1950-х годов, когда американским разведслужбам понадобилась машина с высотой полета недосягаемой для советской ПВО. После гибели самолета Пауэрса полеты над территорией Советского Союза были прекращены и продолжались только вдоль его границ. Всего же Dragon Lady смогли 24 раза пролететь над СССР. В 1962-м именно U-2 дал старт Карибскому кризису, поставившему мир на грань Третьей мировой, засняв строящиеся на Кубе стартовые позиции баллистических ракет. U-2 со своим длинными (целых 30 метров) крыльями стал не только одним из самых узнаваемых символов холодной войны, он до сих пор с…
Bell AH-1 Cobra стал первым в мире специально спроектированным ударным вертолетом. В течение тридцати лет именно «Кобра» была основным боевым вертолетом американской армии, а ее модернизированные версии остаются в строю до сих пор (в Корпусе морской пехоты США AH-1W «Супер-Кобра» является основным боевым вертолетом). Боевой дебют «Кобр» состоялся более полувека назад во Вьетнаме. Они обеспечивали поддержку сухопутных войск от огня вьетконговцев, сопровождали десантные и транспортные вертолеты, выполняли другие задачи, в том числе использовались в качестве носителей авиационной ракетной артиллерии. Всего их пилоты провели во вьетнамском небе более миллиона боевых часов. Затем «Кобры» участвовали почти во всех боевых операциях американской армии последней трети XX в. В их послужном списке – вторжения в Гренаду (1983) и Панаму (1989), война в Персидском заливе (1990–1991), где «Кобры» уничтожили множество иракской бронетехники и других целей. В 1993 г. «Кобры» применялись в Сомали, а в 1994-м на Гаити. В изр…
Во время Вьетнамской войны 1965—1973 гг. за грузовиками Вьетконга по маршрутам снабжения тропы Хо Ши Мина охотились практически все типы американских самолетов – от реактивных «Фантомов» до противопартизанских «Бронко», но 70% уничтоженных транспортных средств записали на свой счет самолеты-«ганшипы». Стрелково-пушечное вооружение на них устанавливается поперек фюзеляжа вдоль одного борта (такое расположение орудий действительно вызывает ассоциацию со старинными парусниками – gun ship’ами). Характер операций спецподразделений ВВС США резко отличался от тактики применения армейской авиации, и оказалось, что для боевых действий такого рода больше всего подходят самолеты с невысокой скоростью полета, оснащенные, однако, весьма сложной бортовой аппаратурой. Первый «ганшип» (AC-47) был переоборудован из транспортного самолета С-47. В 1967 г. начались испытания еще более мощного АС-130, созданного на базе транспортного самолета С-130 «Геркулес». Вооружение состояло из четырех специально разработанных модулей с …
Гражданская авиация Великобритании всегда была в лидерах по дальности перелетов, развитию сети перевозок, введению технических средств пилотирования и автоматизации. С 1 мая 1919 г., когда британское небо стало открытым для полетов, по 1 апреля 1974-го, когда начала свою работу компания «Бритиш Эйруэйз», прошло всего пятьдесят пять лет, но они вместили в себя огромный путь: от тарахтящих бипланов до сверхзвуковых лайнеров, от первых робких попыток пересечь Ла-Манш и доставить пассажиров из Лондона в Париж до полетов вокруг земного шара, от группы разрозненных компаний-перевозчиков, каждая из которых имела свои интересы, до единого государственного авиапредприятия, несущего флаг по всей планете. История британских авиалиний – это жесточайшая конкуренция как со старыми противниками вроде Франции, Германии или Бельгии, с компаниями бывших доминионов, так и с независимыми британскими перевозчиками, поощряемыми собственным правительством.
Эта уникальная книга не просто первая подробная история гражданской авиа…
Первая мировая война, ставшая величайшим бедствием народов, одновременно инициировала развитие и совершенствование многих технических идей, промышленных начинаний и изобретений. В период с 1914 по 1918 г. появились различные виды новых вооружений, среди которых наиболее поразительных успехов достигла авиация.
Если за несколько лет до начала войны пилотируемые полеты на аппаратах тяжелее воздуха считались опасными экспериментами, а вопрос практического применения самолетов не до конца определился, то к 1918 г. ситуация кардинальным образом изменилась – количество вооруженных аэропланов в мире исчислялось десятками тысяч, соединения боевой авиации рассматривались как важнейшее средство достижения успеха в любом военном конфликте.
В годы Первой мировой войны самолетостроительство энергично развивалось и в Российской империи. За несколько лет многие авиастроительные предприятия России из отдельных полукустарных мастерских превратились в полноценные и полностью оборудованные заводы. Начиная с 1909 г. и вплоть …
Противостояние эпохи холодной войны вынуждало СССР и США использовать максимум возможностей для достижения преимущества над противником. В этой борьбе создавались самые передовые научно-технические разработки, а некоторые образцы вооружений и военной техники того периода можно назвать шедеврами инженерной мысли.
Среди них – стратегические самолеты-разведчики «Локхид» А-12 и SR-71, а также перехватчик YF-12.
SR-71, известный во всем мире как «Черная Птица» или «Черный Дрозд», представлял собой дальнейшее развитие разведчика А-12 и предназначался для использования ВВС США, которые на тот момент не имели достойного аналога сверхзвуковому разведчику нового поколения A-12, использовавшемуся в ЦРУ.
До сих пор «Черная Птица» остается единственным серийным самолетом, способным выполнять длительный полет на скорости, в три раза превышающей звуковую.
В книге изложена полная история создания, эксплуатации и боевого применения стратегических самолетов-разведчиков, имеющих «инопланетный» дизайн, с выдающимися скоростн…
F/A-18 «Hornet» («Шершень») не только является главной ударной силой американских авианосцев, но и по праву признан одним из самых технологичных и эффективных многофункциональных истребителей четвертого поколения. Самолет сразу имел двойное назначение – истребитель и штурмовик, что и отражено в его буквенном обозначении: F (fighter), A (attack). Боевое крещение F/A-18 получили еще в 1986 г. в Ливии, затем отлично показали себя во время операций в Ираке (1991), Боснии (1995), Афганистане (2001) и других конфликтах. Всего было построено более двух тысяч «Шершней» различных модификаций. Результатом первой существенной модернизации стал F/A-18E/F Super Hornet. На нем реализованы наиболее масштабные меры по снижению радиолокационной заметности среди всех современных истребителей, за исключением F-22 и F-35. «Супер Хорнет» стал базой для создания самолета радиоэлектронной борьбы EA–18G Growler, предназначенного для подавления наземных и корабельных РЛС. Super Hornet останется в строю и в обозримом будущем, ведь…
На излете существования СССР резко сократился государственный оборонный заказ, под вопросом оказалось существование КБ и заводов отечественного военно-промышленного комплекса. Положение спасали только экспортные контракты, но рынок требовал многоцелевых самолетов, способных поражать как воздушные, так и наземные (надводные) цели. Наши авиаконструкторы вернулись к разработке многоцелевой модификации Су-27, получившей название Су-30 МКИ. Это первый российский военный самолет, разработанный специально под требования иностранного заказчика, с широким использованием бортового радиоэлектронного оборудования иностранной разработки и производства.
Новая книга Михаила Никольского – это подробнейший рассказ о разработке, строительстве и боевом применении Су-30 МКИ, ставшего олицетворением качества российского авиапрома.
48. Як-25. Первый отечественный всепогодный истребитель-перехватчик. От перехватчика до беспилотника
В начале холодной войны основным стратегическим оружием США были реактивные бомбардировщики – носители ядерных бомб. Для их перехвата, в том числе над труднодоступными районами Арктики, советской ПВО требовался всепогодный самолет с мощным вооружением, большой дальностью и продолжительностью полета. Первым отечественным всепогодным истребителем-перехватчиком стал созданный в ОКБ А. Н. Яковлева Як-25. «Изюминкой» яковлевской машины являлся радиоприцел, который и делал ее всепогодной, способной «работать» как по высотным, так и по низколетящим целям. Як-25 мог уверенно перехватывать все модели американских и британских разведчиков, стратегических бомбардировщиков, включая новейший В-52 «Стратофортресс», а также разведывательные аэростаты (одной из последних целей перехватчика стал аэростат, сбитый над Ярославлем в 1968 г.). Кроме того, он оказался удобным в пилотировании (летчики отзывались о нем – «саморул и самосад»), а его большая кабина после тесноты МиГов казалась экипажам очень комфортной. Як-25 не то…
Во второй половине 1950-х годов на линии «Аэрофлота» вышли три первых отечественных самолета с газотурбинными двигателями – Ту-104, Ан-10 и Ил-18. Из них только Ил-18 до сих продолжает эксплуатироваться, правда, уже в Вооруженных силах. Ил-18 летал на всех, включая международные, воздушных трассах «Аэрофлота», во многих авиакомпаниях «братских» СССР государств. В Советском Союзе за сорок лет эксплуатации он перевез миллионы людей, в том числе в суровых условиях Крайнего Севера. Именно Ил-18 после полета в космос доставил в Москву Юрия Гагарина. Эта крылатая машина стала не только одним из самых популярных пассажирских лайнеров в истории авиации – на ее базе были созданы самолет-разведчик Ил-20, воздушный командный пункт Ил-22, самолет-лаборатория Ил-24 и самолет-охотник за подводными лодками вероятного противника Ил-38, который и в начале 20-х годов XXI века не утратил своего значения для обороны наших границ, продолжая оставаться на вооружении и постоянно проходя программы модернизации.
Новая книга ведущ…
«Огромное небо» – эта знаменитая советская песня была написана про экипаж перехватчика Як-28П: летчиков наградили посмертно за то, что ценой собственных жизней они увели аварийный самолет от густонаселенного города. Правда, в песне не упоминалось, что этим городом был Западный Берлин, а разбившийся «як» подняли со дна озера англичане, чтобы изучить секретную аппаратуру.
Як-28 создавали как сверхзвуковой бомбардировщик и носитель ядерного оружия, однако более удачными стали модификации разведчика, барражирующего перехватчика и постановщика помех – по оценкам экспертов, как разведчик «як» превосходил даже пришедший ему на смену Су-24МР. А по воспоминаниям пилотов, отличавшийся рекордной тяговооруженностью «двадцать восьмой» на форсаже мог набирать высоту чуть ли не вертикально.
Боевое крещение этот самолет принял в ноябре 1975 года – именно Як-28, положив бомбу точно в центр палубы, остановил большой противолодочный корабль «Сторожевой», на котором поднял мятеж замполит Саблин. Участвовали «яки» и в Афганск…