Древняя Персия - ТОП 50 лучших книг
Немногие державы могли, подобно Персии, противостоять натиску легионов Римской империи и одерживать победы. Уникальные клинки работы персидских мастеров и сейчас остаются эталоном благородного оружия. Древние города, акведуки и оросительные системы Персии даже в наши дни поражают воображение. Произведения здешних поэтов и живописцев принадлежат к вершинам культурного наследия человечества – например, классические персидские миниатюры, которые часто именуют самым совершенным из всего, что создано в мировом искусстве. Поэма великого Фирдоуси «Шахнаме» не просто являет собой обширный и красочный эпос, но и породила целый свод легенд, в том числе и ту, что повествует о властителе, оценившем каждую ее строку на вес золота. Но, несмотря на всемирную славу персидских поэтов и полководцев, история этой древней страны хранит еще немало загадок.
3-е издание, дополненное/
Знаменитые четверостишия-рубаи Омара Хайяма (ок. 1048 – ок. 1123) переводятся на русский язык уже более ста лет, но с особым успехом – начиная с 70-х годов XX века. В сборник, который вы держите в руках, вошли рубаи, переведенные замечательным поэтом и переводчиком восточной поэзии Германом Плисецким. «Хайям Германа Плисецкого убеждает прежде всего потому, что в его переводах старый иранский мудрец – действительно великий поэт» (Б. Слуцкий). Дополнительную ценность сборнику придают предисловие самого поэта-переводчика и послесловие с рассказом о его судьбе.
Древняя Мидия. Древняя Персия. VI век до нашей эры… Хотя в то время эти страны назывались несколько иначе. Правитель увидел вещие сны и дабы не исполнилось пророчество толкователей предпринял действия, которые впоследствии отразились не только на его судьбе, но и на судьбах многих тысяч других людей, охватив окрестные государства. После чего начался новый период истории стран Передней Азии. Но до этого внук правителя великой державы стал… сыном пастуха Курушем, потом в силу обстоятельств тем, кого история знает под именем Кира Великого.
Представленная вниманию читателя книга является результатом научных исследований и многолетнего чтения авторами курса персидской литературы в Институте стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. В настоящем издании предпринимается попытка обобщить солидный материал, накопленный за последние десятилетия в иранистике и других областях востоковедного литературоведения. Речь в книге идет об истории становления и развития литературы Ирана IX–XVIII вв.
Адресуется студентам вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся классической персидской литературой.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет книги.
Эта книга – закономерный результат научных исследований и многолетнего чтения авторами курса персидской литературы в Институте стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. В настоящем издании детально представлена сложная в художественном отношении картина развития, пройденного литературой на персидском языке за огромный хронологический период XIII-XVIII вв.
Адресуется студентам и преподавателям вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся классической персидской литературой.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Персидская литература богата замечательными произведениями: ее поэты чаруют и прелестью стиха, и дивными образами, и глубиною содержания. Рудаки, Хайям, Аррани – одни из главных поэтов Персии. Но среди них есть один, который стоит особняком: его читают дети в школах, его стихи повторяют на базарах и больших дорогах, в его поэмах тонкие ценители прекрасного, которых всегда было не мало в Персии, ищут семьдесят два смысла, какие в них, по персидской поговорке заключены. Всюду, где раздается персидская речь, славится его имя— Саади. Его самое известное произведение «Гулистан» было написано в 1258 году, а поводом к его написанию, как рассказывает сам автор в введении к книге, стало то, что, почувствовав приближающуюся старость, Саади решил остаток дней посвятить Богу, занимаясь созерцанием и размышлениями вдали от мира, в одиночестве. Пришедшего к нему друга, он встретил против обыкновения полным молчанием. Пораженный гость начал доказывать, что такие люди, как Саади, которые могут сказать столько хорошего и …
Выполняя волю отца, великого Дария, Ксеркс собрал огромную армию и вторгся в Грецию, чтобы сокрушить Афины.
И вот он уже стоит посреди дымящихся руин этого символа свободы Древнего мира. Афиняне укрылись на острове Саламин, и все их надежды связаны с греческим флотом, созданным Фемистоклом. Силы неравны, победа на суше невозможна, флот заперт в узком проливе. И Фемистокл идет на хитрость, поставив на кон все: и свою жизнь, и свое славное имя.
Впервые на русском!
Персия бронзового века. Безжалостные обычаи. В древнем городе Шахри-Сухте смерть мужа обрекает молодую женщину на гибель. Однако появляется человек, готовый встать на её защиту, бросая вызов судьбе. Получится ли у него?
Обложка книги создана автором с помощью нейросети TurboText. Генератор контента и редактора Canva.
Эта книга является продолжением исторических романов «Персы» и «Саки». В ней рассказывается о мятеже в персидской сатрапии Сакиана и походе в 513 году до нашей эры царя Дария в Причерноморские степи.
Персия бронзового века. Безжалостные обычаи. В древнем городе Шахри-Сухте смерть мужа обрекает молодую женщину на гибель. Однако появляется человек, готовый встать на её защиту, бросая вызов судьбе. Получится ли у него?
Обложка книги создана автором с помощью нейросети TurboText. Генератор контента и редактора Canva.
Профессор истории Института Востока Чикагского университета Альберт Олмстед, посвятив свою жизнь изучению древнего Ближнего Востока, собрал ранее неизвестный материал о жизни, временах и мышлении персов в цельное повествование. Именно Персия на протяжении двух веков – от распространения царем Киром Великим власти на Грецию и до сожжения Персиполя, столицы царства, Александром Великим – занимала завидное положение диктатора истории. В своей книге автор показывает, как наука, литература, язык и мифы древних выросли из смешения многих культур и способствовали формированию будущей цивилизации.
12. Император Галерий: нацлидер и ставленник тетрарха. Книга вторая. Лавры не жухнут, если они чужие
Вторая книга из серии "Император Галерий: нацлидер и ставленник тетрарха". Восточный цезарь Галерий, женатый на дочери Диоклетиана, мечтает стать безраздельным владыкой Рима, раскинувшегося на двух континентах и в трёх частях света. Рим вырастает из глубокой античности, но монолитом лежит в основе нашей цивилизации. Он твёрд и строг. Напротив, нынешние времена навевают ощущение непрочности. Роман — "мозаичный калейдоскоп" с прихотливым сочетанием сюжетных линий и переплетением судеб героев и богов. История на манер античных мифов с сатирой и рефлексией над днём минувшим и нынешним.
Он один выжил из 300 спартанцев, будучи отправлен царем Леонидом за подмогой накануне Фермопильской битвы. Он предан на родине позору и бесчестию, получив постыдное прозвище Аристодем-Трус, – ведь девиз Спарты: «Не отступать! Не сдаваться! Со щитом или на щите!» И теперь он должен смыть вину кровью в сражениях при Артемисии, Саламине и Платеях, чтобы вернуть себе воинскую честь вместе с правом носить красный спартанский плащ и щит с гордой буквой Л.
НОВЫЙ исторический боевик к премьере фильма «300 спартанцев: Расцвет империи»! История не закончилась со смертью царя Леонида и его воинов! Война против Ксеркса продолжается!
Истории, собранные в этой книге, взяты из всемирно известного произведения персидского мудреца Джалал ад-Дина Руми «Поэма о скрытом смысле», где с необыкновенным изяществом выражены непреложные истины человеческого бытия. Мы же предлагаем современные пересказы нескольких притч из этой поэмы. Они будут интересны и юным читателям, и их родителям.
Для широкого круга читателей.
Истории, собранные в этой книге, взяты из поэмы «Голестан» величайшего классика персидской литературы Саади Ширази.
Саади – всемирно известный поэт, мыслитель, суфий, автор большого количества стихотворений и двух всемирно известных поэм – «Голестан» и «Бустан», в которых он очень тонко и изящно излагает непреложные истины житейской мудрости, иллюстрируя их примерами из собственной жизни. В книге, которую вы держите в руках, собраны современные пересказы нескольких историй из поэмы «Голестан». Они будут интересны и юным читателям, и их родителям.
Для широкого круга читателей.
Персидская литература богата замечательными произведениями: ее поэты чаруют и прелестью стиха, и дивными образами, и глубиною содержания. Рудаки, Хайям, Аррани – одни из главных поэтов Персии. Но среди них есть один, который стоит особняком: его читают дети в школах, его стихи повторяют на базарах и больших дорогах, в его поэмах тонкие ценители прекрасного, которых всегда было не мало в Персии, ищут семьдесят два смысла, какие в них, по персидской поговорке заключены.
Всюду, где раздается персидская речь, славится его имя– Саади. Его самое известное произведение «Гулистан» было написано в 1258 году, а поводом к его написанию, как рассказывает сам автор в введении к книге, стало то, что, почувствовав приближающуюся старость, Саади решил остаток дней посвятить Богу, занимаясь созерцанием и размышлениями вдали от мира, в одиночестве. Пришедшего к нему друга, он встретил против обыкновения полным молчанием.
Пораженный гость начал доказывать, что такие люди, как Саади, которые могут сказать столько хорошего …
Дарий Великий, царь царей, вел на Грецию огромную армию. На пути у персов, многократно уступая им численно, встало войско свободных афинян. В неравном сражении победа осталась за греками.
Но люди быстро забывают, что за свободу заплачено кровью. Спустя десять лет афинское общество расколото, правители погрязли в интригах. И уже новая персидская армия, мощнее первой, пересекает Геллеспонт, чтобы стереть ослабевшие Афины с лица земли. Перед лицом смертельной опасности афиняне обращаются за помощью к своим союзникам-спартанцам…
Впервые на русском!
Первый русский роман о битве при Фермопилах! Военно-исторический боевик в лучших традициях жанра! 300 спартанцев принимают свой последний бой!
Их слава не померкла за две с половиной тысячи лет. Их красные плащи и сияющие щиты рассеивают тьму веков. Их стойкость и мужество вошли в легенду. Их подвиг не будет забыт, пока «Человек звучит гордо» и в чести Отвага, Родина и Свобода.
Какая еще история сравнится с повестью о 300 спартанцах? Что может вдохновлять больше, чем этот вечный сюжет о горстке воинов, не дрогнувших под натиском миллионных орд и павших смертью храбрых, чтобы поднять соотечественников на борьбу за свободу? И во веки веков на угрозы тиранов, похваляющихся, что их несметные полчища выпивают реки, а стрелы затмевают солнце, – свободные люди будут отвечать по-спартански: «Тем лучше – значит, станем сражаться в тени!»
Он один выжил из 300 спартанцев, будучи отправлен царем Леонидом за подмогой накануне Фермопильской битвы. Он предан на родине позору и бесчестию, получив постыдное прозвище Аристодем-Трус, – ведь девиз Спарты: «Не отступать! Не сдаваться! Со щитом или на щите!» И теперь он должен смыть вину кровью в сражениях при Артемисии, Саламине и Платеях, чтобы вернуть себе воинскую честь вместе с правом носить красный спартанский плащ и щит с гордой буквой Л.
НОВЫЙ исторический боевик к премьере фильма «300 спартанцев: Расцвет империи»! История не закончилась со смертью царя Леонида и его воинов! Война против Ксеркса продолжается!
Эта книга является продолжением исторических романов «Персы» и «Саки». В ней рассказывается о мятеже в персидской сатрапии Сакиана и походе в 513 году до нашей эры царя Дария в Причерноморские степи.
Коллекция персидских рукописей Санкт-Петербургского государственного университета включает в себя целый ряд уникальных памятников письменности XIII–XX вв., многие из которых имеют исключительную научную ценность. Цель данной книги – познакомить читателя с коллекцией, показав наиболее древние, важные и интересные из хранящихся в ней манускриптов, а также представить их в контексте развития письменности и книжной культуры Ирана и сопредельных стран. Основная часть издания представляет собой богато иллюстрированный каталог с описанием избранных 35 рукописей из состава собрания. Его предваряют два очерка, первый из которых посвящен истории формирования коллекции, а второй – обзору истории и распространения персидского языка, словесности и письменности, особенностям развития различных аспектов мусульманской рукописной культуры в Иране.
Издание адресовано как специалистам по истории, литературе, искусству и культуре Ирана, так и всем желающим познакомиться с миром персидской рукописной книги в Иране и за его пр…
Западная цивилизация висит на волоске. Царь Спарты Леонид и его личная гвардия из 299 воинов мертвы. Афины сожжены персами. Огромная армия персов во главе с Мардонием после зимы наступает с целью захватить всю Элладу, включая и Спарту. Грядет решающая битва при Платеях. Спарта с 10000 элитных воинов возглавляет общегреческую армию. Спартанский полководец Павсаний придумывает свою стратегию битвы. Бессмертные снова сойдутся в бою со спартанцами. Персов встретит в бою Аристодем, последний спартанец из 300 воинов царя Леонида…
Основано на реальных событиях.
«Лезвия колесниц серпоносных нередко / Столь неожиданно рвут тела в беспорядочной бойне, / Что на земле увидать отсеченные руки и ноги…» – так римский поэт описывал смертоносное действие колесниц с серпами на поле боя. Колесницы с косоподобными лезвиями длиной около метра, установленными на колесах с каждой стороны квадриги, на протяжении почти четырех сотен лет – от битвы персов с греческими наемниками при Кунаксе (401 г. до н. э.) до сражения понтийских войск с легионами Цезаря при Зеле (47 г. до н. э.) – были грозным и эффективным средством разрушения сплоченного строя неприятельской пехоты, наносившим серьезные травмы солдатам противника и сеявшим панику во вражеских рядах. Полководцам Древнего мира был хорошо известен психологический эффект атаки серпоносных колесниц. Появившись в Персии, эти «тяжелые танки» древности затем активно использовались в государстве Селевкидов и Понтийском царстве. Персидские колесницы с серпами решительно действовали против армии Александра Македонского в легендарной битв…
Термин «элефантерия», недавно введенный в русский язык, обозначает боевых слонов как род войск. Впервые для военных целей слонов начали использовать примерно три тысячи лет назад в Древней Индии. «Экипаж» слона состоял из двух-трех человек – воины сидели на пестрой попоне или на особом седле, а ноги слона охраняли приписанные к животному четверо пехотинцев («стражи стоп»). Элефантерия была главной ударной силой индийской армии: в ходе битвы при Гидаспе (326 г. до н.э.) слоны раджи Пора атаковали легендарную фалангу Александра Македонского. После битвы Александр сформировал из трофейных слонов гвардейский отряд, посадив тяжеловооруженных пехотинцев-гоплитов на спины животных. Эпоха эллинизма поистине стала временем расцвета элефантерии. В III – середине II в. до н.э. на вооружении армий самых мощных государств (Македонии, Сирии, Египта) стояли десятки боевых слонов. Римляне, которые научились успешно бороться с элефантерией, тоже обзавелись этим родом войск. Слоны Вечного города сражалась с македонянами, и…
Что общего между римлянами и ахеменидами? Почему Ромул и Рем были выкормлены волчицей? А кем был выкормлен Кир Великий? Давайте заглянем в историю, выкинув все условности.
Обложка и иллюстрации И. Кашкадамовой.
В греко-персидских войнах победили эллины, но если бы победа осталась за персами, история пошла бы по другому пути. Это была война двух цивилизаций, двух военных школ. О строй фаланги разбились атаки персидской конницы и пехоты, а греческие триеры в быстроте и маневренности превзошли корабли персов. Битвы при Марафоне, Фермопилах, Саламине и Платеях стали легендарными еще в Древнем мире, но многие не менее интересные сражения этих войн остаются в тени. Исследование историка Михаила Елисеева коснется и их.
Также в его книге большое внимание уделено противостоянию персидского царя Кира Великого и лидийского царя Креза, завершившемуся грандиозной битвой при Фимбраре. Этот конфликт явился своеобразным прологом к греко-персидским войнам. Привлекая множество письменных источников, автор подробнейшим образом разбирает военное противостояние Эллады и державы Ахеменидов и прослеживает весь ход греко-персидских войн.
Весельчак и балагур, поэт и бабник Тарш неожиданно оказывается в самом центре дворцовых интриг. Никогда не задумывавшийся ни о чём, кроме женщин, войне и выпивке, он внезапно обретает смысл в своём существовании. Его порочная любовь и трудное возвращение к богу полностью меняют его, заодно меняя и будущее всего Ближнего Востока.
Перед вами захватывающий исторический роман о великом Персидском походе Александра Великого. Но не он главный герой романа. Герои – простые воины: честные, бесстрашные, знающие цену настоящей дружбы, которую невозможно измерить золотом. Их ждут опасные приключения. Судьба порой ставит их перед жестоким выбором. Но настоящие ксаи всегда выходят из битвы победителями.
Выполняя волю отца, великого Дария, Ксеркс собрал огромную армию и вторгся в Грецию, чтобы сокрушить Афины. И вот он уже стоит посреди дымящихся руин этого символа свободы Древнего мира.
Афиняне укрылись на острове Саламин, и все их надежды связаны с греческим флотом, созданным Фемистоклом. Силы неравны, победа на суше невозможна, флот заперт в узком проливе. И Фемистокл идет на хитрость, поставив на кон все: и свою жизнь, и свое славное имя. Впервые на русском!
Conn IgguldenPROTECTORCopyright © Conn Iggulden, 2021Allrightsreserved © О. © С. Н. Самуйлов, перевод, 2023© Издание на русском языке, оформление.ООО «Издательская Группа„Азбука-Аттикус“», 2023Издательство Азбука®"
События этого романа переносят нас в Древний Вавилон в те роковые и переломные времена его многовековой истории, когда на смену независимости, величию и славе пришло иноземное владычество и неумолимо стало приближаться грядущее забвение. Автор постарался по возможности наиболее реалистично отобразить ту далекую от нас эпоху, когда человек жил в мире неведомого и таинственного, в плену выдуманных ним догм и иллюзий, и когда смерть подстерегала его на каждом шагу и в каждую следующую минуту. Динамичная сюжетная линия и драматическая развязка заставят искренно сопереживать героям романа и надолго оставят глубокий след в сознании читателя...
Знаменитые четверостишия-рубаи Омара Хайяма (ок. 1048 – ок. 1123) переводятся на русский язык уже более ста лет, но с особым успехом – начиная с 70-х годов XX века. В сборник, который вы держите в руках, вошли рубаи, переведенные замечательным поэтом и переводчиком восточной поэзии Германом Плисецким. «Хайям Германа Плисецкого убеждает прежде всего потому, что в его переводах старый иранский мудрец – действительно великий поэт» (Б. Слуцкий). Дополнительную ценность сборнику придают предисловие самого поэта-переводчика и послесловие с рассказом о его судьбе.
Серию начинает подделка, которая вошла в классику персидской литературы под двумя названиями – Сийасат-нама («Книга о правлении») и Сыйар ал-мулук («Жития владык»). Этот текст до сих пор издаётся и переиздаётся под авторством Низам ал-мулка, выдающегося премьер-министра Салджукидов. Однако, как показывают результаты исторического и текстологического анализов, текст был скомпилирован Мухаммадом Му'из-зи Нишапури, главой департамента поэтов при салджукидских правителях Малик-шахе и его сыне Санджаре, а затем приписан им перу убитого Низам ал-мулка с совершенно определёнными целями.
Подделка была создана способом, при котором за основу был взят подлинный юридический документ, разросшийся в результате присоединённого к нему комментария до размеров целого сочинения, дошедшего до наших дней в двух редакциях.
Сборник рассказов разных жанров и с самостоятельными историями, но объединенные одной тематикой -- сеттингом и атмосферой Древней Греции.
Омар Хайям обладал столь разнообразными талантами, что еще в XIX веке в Европе, поздно познакомившейся с его наследием, всерьез считали, будто некогда существовало два Хайяма. Один, мудрый, писал трактаты по математике, астрономии и философии. Другой, ветреный любитель плотских утех, сочинял стихи. На самом деле ученый и поэт объединились в одном лице. Отдавая должное научным трудам Хайяма, все же следует признать, что сегодня их изучение – удел специалистов. А вот стихи обрели воистину всемирное признание, вошли в золотую сокровищницу мировой культуры. В данном сборнике собраны разные переводы его стихов.
Древняя Мидия. Древняя Персия. VI век до нашей эры… Хотя в то время эти страны назывались несколько иначе. Правитель увидел вещие сны и дабы не исполнилось пророчество толкователей предпринял действия, которые впоследствии отразились не только на его судьбе, но и на судьбах многих тысяч других людей, охватив окрестные государства. После чего начался новый период истории стран Передней Азии. Но до этого внук правителя великой державы стал… сыном пастуха Курушем, потом в силу обстоятельств тем, кого история знает под именем Кира Великого.
Дарий Великий, царь царей, вел на Грецию огромную армию. На пути у персов, многократно уступая им численно, встало войско свободных афинян. В неравном сражении победа осталась за греками. Но люди быстро забывают, что за свободу заплачено кровью. Спустя десять лет афинское общество расколото, правители погрязли в интригах. И уже новая персидская армия, мощнее первой, пересекает Геллеспонт, чтобы стереть ослабевшие Афины с лица земли. Перед лицом смертельной опасности афиняне обращаются за помощью к своим союзникам-спартанцам… Впервые на русском!
Conn IgguldenTHE GATES OF ATHENSCopyright © 2021 by Conn IgguldenAll rights reserved© С. Н. Самуйлов, перевод, 2022© Издание на русском языке, оформление.ООО «Издательская Группа„Азбука-Аттикус“», 2022Издательство Азбука®
В связи с новыми данными из расшифрованных табличек, скрываемых в запасниках музея, история персидского правителя Артаксеркса Оха выглядит иначе, чем мы привыкли.
Дизайн обложки и иллюстрации автора.
Термин «элефантерия», недавно введенный в русский язык, обозначает боевых слонов как род войск. Впервые для военных целей слонов начали использовать примерно три тысячи лет назад в Древней Индии. «Экипаж» слона состоял из двух-трех человек – воины сидели на пестрой попоне или на особом седле, а ноги слона охраняли приписанные к животному четверо пехотинцев («стражи стоп»). Элефантерия была главной ударной силой индийской армии: в ходе битвы при Гидаспе (326 г. до н.э.) слоны раджи Пора атаковали легендарную фалангу Александра Македонского. После битвы Александр сформировал из трофейных слонов гвардейский отряд, посадив тяжеловооруженных пехотинцев-гоплитов на спины животных. Эпоха эллинизма поистине стала временем расцвета элефантерии. В III – середине II в. до н.э. на вооружении армий самых мощных государств (Македонии, Сирии, Египта) стояли десятки боевых слонов. Римляне, которые научились успешно бороться с элефантерией, тоже обзавелись этим родом войск. Слоны Вечного города сражалась с македонянами, и…
Ольга Петровна Клюкина – российский прозаик и сценарист, автор ряда исторических произведений для детей и взрослых. В основу данного романа Клюкиной положена библейская история о том, как персидский царь Ксеркс (в Библии Артаксеркс), разгневанный на свою царицу Астинь, изгоняет ее и выбирает в жены сироту из Суз, прекрасную иудейку Эсфирь, которая спасает иудеев от истребления персами.
Перед вами захватывающий исторический роман о великом Персидском походе Александра Великого. Но не он главный герой романа. Герои – простые воины: честные, бесстрашные, знающие цену настоящей дружбы, которую невозможно измерить золотом. Их ждут опасные приключения. Судьба порой ставит их перед жестоким выбором. Но настоящие ксаи всегда выходят из битвы победителями.