Экспрессионизм - ТОП 50 лучших книг
Короткий, но емкий рассказ-размышление о скоротечности и безвременности человеческого сознания.
“Восстание грёз” – забавный курьёз. Виктор Германович, зашифровавший свои инициалы в названии книги, слишком хороший стрелок, чтобы попадать в цель.
“Лётчик Iванiв”, – подписывает он свои письма. Красноярская часовня “Восстания”, недостижимая для него самого по причине неблагоприятных погодных условий, с огромным трудом может быть приближена транспортными усилиями стробоскопически почкующихся персонажей. Слепленных скорее из временной субстанции, чем из мяса, костей и психологии. По крайней мере, железнодорожный вокзал может быть приближен.
Задуманное в качестве прямого, неопосредованного модификатора реальности, “Восстание” является идеальным для чтения в транспорте: всякий, заглянувший в книгу через плечо, оказывается поглощен сновидением. Смысловое поле, заданное в свое время Владимиром Казаковым и Юрием Ковалём (в меньшей степени – Сашей Соколовым), берет от жизни свое руками Iванiва, для начала затягивая неосторожный взгляд в кружение каких-то недопустимых для общественного места словосочетаний.
Собранные в выпуске стихотворения написаны Виктором Iванiвым в 2015 году за неполных два месяца, отделивших смерть поэта 25 февраля от начала года. Днями этого интервала датируется ровно 100 завершенных поэтических текстов – при жизни поэта они не публиковались, 36 из них отмечены в посмертных публикациях.
Они напали внезапно. Они напали стремительно. И поныне остатки когда-то могучей империи сотрясают отголоски тех боёв, гремевших с таким остервенением, с такой ненавистью, что само мироздание противилось этому. Тогда, почти сотню лет назад, полчища орков чуть не сокрушили, чуть не уничтожили, чуть не растоптали... Человечество балансировало на краю пропасти. Его спасло только чудо. Но... чудо ли?
Вот уже несколько десятилетий трупы поверженных в боях воинов восстают из мёртвых, чтобы терроризировать живых. Мёртвые непроходимо тупы, они непреклонны. Не ведая жалости, они уничтожают всё, чего не коснулась длань смерти. Таинственная, жуткая, сеющая разложение и тлен сила руководит ими из самого центра Проклятых руин. Руин, что когда-то были процветающими городами...
Взошедший на престол молодой император не желает мириться с таким положением дел. Воины империи направляются прямиком в сердце Мглистых болот — региона, кишащего аномально большим количеством нежити. Но не всё так просто...
«Повесть о Полечке» видится мне, может быть, самым психоделическим текстом Виктора Iванiва. Сначала немного о том, как он организован. «Повесть о Полечке» еще бессюжетнее, чем большинство текстов Iванiва, в которых сюжет обыкновенно достаточно зыбок. В ней присутствуют ритм и внутренние рифмы – и это превращается в раёшный стих, записанный в строчку. Вообще «мнимая» проза – стихи, записанные в строчку, – своеобразный тренд, наиболее распространенный в Интернете среди девочек, подражающих Але Кудряшевой.
Книга содержит нецензурную брань.
Новая поэтическая серия издательства «У Никитских ворот» открывается книгой Максима Замшева – яркого представителя современной поэзии. Казалось бы, что оригинального XXI век явил в стихосложении? Новые формы, которых так настойчиво требовал чеховский герой в начале века прошлого, вполне воплотили себя в течение последующих десятилетий – от обэриутов до концептуальных стихов.
XXI век, по крайней мере, его начало, поставил точку в экспериментах с поэтической формой, выведя на первый план индивидуальность восприятия. Поэты не собираются в группы, не формируют течений, не придумывают лозунгов – каждый цветёт своим цветом, чувствует и выражает чувство по-своему.
Творческий метод Максима Замшева близок экспрессионизму; в его стихах много точных бытовых деталей и в то же время реальность переплетена с фантазией так, что трудно понять, рассказывает лирический герой о своей настоящей жизни или о своём сне. Главное – чувство. И, конечно, искусство рифмы, которое есть свойство подлинной поэзии.
Составившие книгу отчеты и обращение писались Виктором Иванивым в 2012–2015 годах. Даты под текстами выставлены на основании отметок о времени их размещения в группе “Легомяч выходного дня” на сайте “ВКонтакте” – они неукоснительно совпадают с датировками соответствующих файлов в архиве писателя (такие соответствия известны для восемнадцати текстов, для остальных – текст на сайте является единственным доступным редакции источником). Только один отчет (20–23) подвергся позднейшей авторской правке в ходе его подготовки к печати – публикация под названием “Состоявшиеся четыре игры, на которых я присутствовал” в № 03(04) журнала “Москвич” появилась в марте 2014 года.
“Моление о голе” – одно из многочисленных футбольных стихотворений Виктора Иванива и одно из последних (позднее только – “Иллюминация на площади от солнца…”), опубликованных писателем на своих страницах в “Фейсбуке” и “ВКонтакте” за четыре дня до смерти 25 февраля 2015 года.
Путь Гиперборейца - это небольшая проза жизни, новая философия, океан страстей и чувств. Совершенно иной взгляд на вещи, попытка посмотреть за грань.
«…Мы встретились на площади, когда стрелка вокзальных часов отбила пять. Мы ждали третьего человека, гомика, который должен был передать нам пакет. Поезд опаздывал на час, и, чтобы скоротать время, мы решили пока прогуляться. В воздухе еще был послеобеденный сон, солнце только начинало клониться к закату, и мы задумались, как нам провести образовавшийся перерыв. Все текущие дела как-то отступили, подобно слону, которого водили по улицам, но он вдруг заупрямился и начал пятиться, словно испугавшись маленькой собачки. Мы удалялись, и старая стрелка круглого табло словно бы тоже отступила на шаг…»
Эдвард Мунк (1863–1944) – выдающийся норвежский художник, известный далеко за пределами своей родины. Российской публике он знаком в основном по картинам «Крик», «Мадонна», «Больной ребенок» и «Девушки на мосту». Подлинной вершиной своего творчества он считал символистскую серию картин «Фриз жизни», над которой работал на протяжении нескольких десятилетий.
Мунк – не только один из самых узнаваемых живописцев своего времени, но и автор уникальных текстов: литературных дневников, воспоминаний, неоконченного романа, философских размышлений о жизни и искусстве, афоризмов и публицистических текстов, а также огромного количества писем, соответствующего его широкому кругу общения. В книгу вошла подборка самых любопытных и значительных текстов, созданных художником в течение жизни. Большая их часть публикуется на русском языке впервые.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Сборник рассказов – ностальгия, мистика, экспрессионизм.
…Заходите, заходите, месье! Да, месье, старые вещи… Хе-хе… Антиквар, салон – слишком красивые слова для меня и моего магазинчика. Лавка старья, месье, – так-то будет вернее… В старых вещах, прошедших через множество рук, есть что-то, месье, чего не сыщешь в новых. Дух от них идет какой-то. Будто они чего-то рассказать рвутся…
…Я стоял в первом ряду шестой манипулы принципов Медвежьего легиона. Слева в клубах пыли на нас заходила конница самнитов, перестраиваясь на ходу в боевой порядок. В первой линии послышалась перекличка центурионов, и вся масса десяти манипул мерно, отточено и страшно двинулась вперед…
…Мелькнула в небе комета Галлея, дохнула на Землю ужасом вселенской, космической катастрофы… Страшная в своей предсказуемости парабола. Мелькнула и сгинула в космической бездне, унося в своем полупрозрачном звездном шлейфе души самоубийц и сумасшедших, чей разум не выдержал ожидания уготованного миру конца… Засеяла семена неотвратимости, необходим…
Второй том повестей и рассказов Виктора Iванiва, «Конец Покемаря», составляют произведения, написанные в 2010-е годы, не вошедшие в первый том прозы «Чумной Покемарь». Короткие новеллы в экспрессионистском ключе и короткие повести сочетают в себе черты прозы 20-30-х гг. прошлого века, от К. Вагинова и Л. Добычина до С. Кржижановского, и фабульно восходят также к новеллистике европейской литературы барокко и классицизма, от Гриммельсгаузена до аббата Прево и Кребийона-сына, где эстетика комедии жизни подразумевает некоторую фривольность мемуара в сочетании с жестко поданной схемой столкновений и случаев в современной судьбе героев. Продолжение традиции письма русских классиков, в первую очередь, Гоголя и Хлебникова, позволяют найти выход и новое решение для классического нарратива, а именно фантастической повести, романа воспитания и романа путешествия, в моментальной и всякий раз новой ситуации монтажа сцен. Мозаичность и восточная орнаментальность построения всякий раз по новому позволяет автору решить с…
Воспоминания о прошлых жизнях. Императивные галлюцинации в объективном психическом пространстве.
В этой книге Вы найдете всё: Стихи, Песни, Прозу и много Афоризмов. "Поэзия экспрессионизма" - это абсолютно смелое творчество, выполненное в стиле современного авангарда.
Создав во второй половине XIX века новое направление в искусстве, которое стремилось запечатлеть современную жизнь, свет и мгновение, импрессионисты были решительно отвергнуты художественным истеблишментом и публикой. Полотна импрессионистов вызывали бурю возмущения, их невозможно было продать; многие из художников с трудом сводили концы с концами, голодали, некоторые покончили жизнь самоубийством.
Прошло время, и импрессионизм стал одним из любимых жанров живописи, а цены на картины импрессионистов достигли миллионов долларов. Известные французские искусствоведы Морис и Арлетт Серюлля, хранители коллекций Лувра, отвечают на вопрос, почему это произошло, и рассказывают о выдающихся мастерах импрессионизма: Мане, Ренуаре, Сезанне, Гогене, Ван Гоге и других. Статьи о них написаны так ярко и живо, со столькими интересными подробностями, что читаются как увлекательнейшие биографии.
Кроме того, в книге приводятся столь же интересные статьи о символистах и экспрессионистах, представителях ещё одних заметных теч…
Книга рассказывает о жизни и творчестве самого противоречивого и загадочного художника мировой живописи – Эдварда Мунка, автора знаменитого полотна «Крик». Творчество Мунка разнообразно по темам и жанрам. Художник писал портреты, пейзажи, бытовые сцены и картины со сложным символистским подтекстом, создавал графические произведения. Однако значение Мунка-художника не только в многоплановости его искусства, а в и особой философии мастера, в его способности неоднозначно видеть и трактовать окружающий мир.
Книга «Себастиан и в травме» печатается по одному из трех файлов, которые Виктор Иванiв подготовил и выслал друзьям незадолго до смерти. В отличие от двух других, которые суть – своды: один – художественной прозы трех-четырех последних лет, второй – собрание эссеистики – эта книга представляет собой концептуальную композицию из 44 стихотворений.
В основном, это произведения, написанные минувшей зимой, за исключением нескольких более ранних текстов, датируемых октябрем и ноябрем 2014 года.
«Пиликают ласточки скрытные,
и непривычен пеликан.
Появится поле в воде,
и скрипки взвились в паланкин.
В лоскутья его понемногу,
оденут в них, перемешав
со вздохом, мгновение мигнет,
и где он найдется теперь?..»
Путь Гиперборейца - это небольшая проза жизни, новая философия, океан страстей и чувств. Совершенно иной взгляд на вещи, попытка посмотреть за грань.
Предлагаемая читателю коллективная монография является широкомасштабным исследованием, посвященным одному из оригинальных направлений искусства наших дней. В отличие от многих приблизительных представлений об исторических судьбах этого явления, мы стремимся показать его как искусство, полное своеобразной красоты и энергии.
В центре внимания – ЧЕЛОВЕК – главная эстетическая категория в поэтике экспрессионизма. В исследовании в новых вариантах рассматриваются проблемы судьбы ЧЕЛОВЕКА и ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, заявленные экспрессионистским творчеством как никаким другим. Эта тема оказалась актуальной и в ю-20-е годы прошлого столетия, и во второй половине XX века, и на фоне испытаний Второй мировой войны. Авторы монографии старались не отделять человека, погруженного в драматические виражи окружающего мира и страдающего от собственного несовершенства, от идеалов человечности и всеобщего братства. И хотя не все художественные и философские концепции человека и мира, предложенные экспрессионистами, выдержали испытания в…