Филологический анализ - ТОП 50 лучших книг
Книга представляет собой первую академическую работу по языковой игре в СМИ и рекламе конца XX – начала XXI в., содержащую богатый систематизированный материал по теме, представляющей интерес для самого широкого круга читателей. В основе издания лежит принципиально новое исследование всего арсенала языковых средств, используемых в языковой игре на всех языковых уровнях в СМИ и рекламе. Материал иллюстрирован многочисленными примерами и разъяснениями.
Для преподавателей, студентов и аспирантов филологических факультетов вузов, а также всех интересующихся активными процессами в современном русском языке.
Монография посвящена теоретической разработке одной из основных проблем, связанных с анализом художественного текста в антропоцентрическом аспекте, – реконструкции по вербальным опорам языковой личности персонажа.
Издание адресовано специалистам по лингвистике текста, лексикологии, стилистике – преподавателям, аспирантам, студентам.
В монографии в аспекте лингвоэстетики анализируется текст повести Г. И. Полонского «Доживем до понедельника» в соотношении с его знаменитой экранизацией С.И. Ростоцкого. Подробно прослеживается художественное взаимодействие и взаимодополнение двух искусств. Книга предназначена для студентов гуманитарных факультетов, учителей средних школ и широкого круга читателей.
Сказки окружают и притягивают нас с детства: там любые чудеса становятся явью, герои спасают мир, а добро всегда побеждает зло. Но знаем ли мы, что на самом деле скрывается за любимыми волшебными историями?
Где находится Тридесятое царство? Кто стоит за образами Кощея и Бабы-яги? Как передвигается избушка на курьих ножках и почему для оживления нужна мертвая вода? Известный филолог и фольклорист В. Я. Пропп приоткрывает завесу тайны и предлагает разобраться, как в сказках нашли отражение смыслы и архетипы далеких времен.
В своих культовых работах по изучению феномена сказки, которые оказали влияние на развитие мировой культурологии, психологии и филологии, он исследует многообразие волшебного мира, действия героев и корни сказочных сюжетов.
Иллюстрацию для обложки создала Кориандр – популярный художник-комиксист, независимый автор, создатель веб-комикса «Бес|смертный».
Для кого эта книга
Для всех, кто интересуется мифами, сказками и архетипами, укоренившимися в нашем сознании.
Для тех, кто хочет заглянуть…
У вас в руках долгожданное продолжение конспекта лекций Русской Школы Русского языка, уникального проекта, созданного Виталием Владимировичем Сундаковым. Его называют человеком-легендой, великим русским путешественником и героем нашего времени, покорившим не один континент и знающим множество забытых и сокрытых тайн нашего великого и могучего языка.
Эту книгу Виталий Владимирович целиком и полностью посвятил такому феномену русской культуры, как Ясна суток. Ясна – это особое знание, это двенадцать исходных славянских правил, согласно которым строятся все слова нашего языка, все правила изменения слов и все правила составления из них предложений. Изучать все законы Ясны очень непросто, но делать это необычайно интересно и увлекательно, потому что Ясна – часть нашей истории, отголоски которой до сих пор живут в русском языке.
Вы держите в руках уникальное издание.
Виталия Владимировича Сундакова знают не только как профессионального путешественника-исследователя, президента Фонда русских экспедиций и путешествий и основателя Славянского кремля; его также называют мастером слова – и не случайно. Профессиональный филолог с двумя высшими образованиями, поэт, писатель, журналист, автор произведений «Бумажный посох», «Сказки из сундука», «Спящий варвар» и «Эпидемия любви». Он знает о русском языке то, чему в обычных школах и вузах не учат, то, что лежит в основе не только нашего языка, но и нашей родной, русской культуры.
Книга представляет собой курс лекций по материалам Русской Школы Русского языка и будет первой, открывающей цикл книг по тайнам нашей речи, нашей культуры и доселе скрытой истории. Благодаря автору, вы узнаете, почему славяне называются именно славянами, чем царь отличается от короля и императора, как медведь связан с губернатором, а также погрузитесь в удивительную атмосферу богатого прошлого нашей земли.
Выдающийся филолог конца XIX – начала XX Фаддей Францевич Зелинский вводит читателей в мир античной мифологии: сказания о богах и героях даны на фоне богатейшей картины жизни Древней Греции. Собранные под одной обложкой, они станут настольной книгой как для тех, кто только начинает приобщаться к культурной жизни древнего мира, так и для её ценителей.
Свои комментарии к книге дает российский филолог, профессор Гасан Гусейнов.
Пособие посвящено проблемам анализа художественного текста и состоит из двух частей: теоретической и практической. Изложение теоретического материала базируется на анализе большого количества конкретных примеров. Основное внимание уделено семантическому аспекту анализа языковых единиц: исследованы эстетические возможности разных уровней языка, рассмотрены способы и приемы создания смысловой многоплановости текста. В практической части даны образцы комплексного филологического анализа поэтических и прозаических текстов, в том числе сопоставительного и фрагментарно-сопоставительного анализа.
Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических факультетов вузов, учителей-словесников.
В этой книге Д.С. Лихачев совершает «филологические прогулки» по известным произведениям литературы, останавливаясь на отдельных деталях, образах, мотивах. В чем сходство императора Николая I с гоголевским Маниловым? Почему Достоевский в романах и повестях всегда так точно указывал петербургские адреса своих героев и так четко определял «историю времени»? Как проявляются традиции древнерусской литературы в романе-эпопее Толстого «Война и мир»? Каковы переклички «Поэмы без героя» Ахматовой со строками Блока и Гоголя? В каком стихотворении Блок использовал принцип симметрии, чтобы усилить тему жизни и смерти? И подобных интригующих вопросов в книге рассматривается немало, оттого после ее прочтения так хочется лично продолжить исследования автора.
Издание посвящено проблемам изменения ролей художественной литературы в культурном контексте XX—XXI вв., динамики символического и социального статуса ее творцов, усложнения функций чтения и сочинения как ключевых практик, делающих возможным литературное творчество как таковое.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов.
Проза В.С. Маканина рассматривается в широком контексте русской литературы последней трети ХХ в. Диалог писателя с классиками и современниками исследуется на сюжетно-композиционном, жанровостилистическом и пространственно-временном уровнях его повестей, рассказов и романа «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998).
Для преподавателей, студентов-гуманитариев, для учителей-словесников.
Проза В.Г. Распутина рассматривается в широком контексте русской литературы последней трети XX века. Диалектик взаимосвязи «автор – герои» исследуется на сюжетно-композиционном, жанрово-стилистическом и пространственно-временном уровнях.
Для преподавателей и студентов-гуманитариев, для учителей-словесников.
В пособии предложены методы анализа прозаических автобиографических текстов, которые могут быть использованы при рассмотрении произведений других жанров. Особое внимание уделяется повествовательной структуре жанра, его пространственно-временной и лексико-семантической организации. Русская автобиографическая проза исследуется на широком историческом фоне (с конца XVII в. до ХХ в.), при этом в нем рассматриваются как художественные, так и нехудожественные тексты.
Для студентов и преподавателей-филологов, учителей русского языка и литературы. Пособие будет полезно при изучении курсов «Филологический анализ текста», «Лингвистика текста», «История русской литературы», «Стилистика».
В книгу вошли небольшие заметки о русском языке, напечатанные автором в разное время и в разных изданиях, а также публикуемые впервые. Читателю предлагаются лингвистические задачки и викторины.
Преподавателям русского языка и литературы, журналистам и всем, кого интересует русский язык и русская литература.
Пособие призвано активизировать самостоятельную работу в процессе подготовки к занятиям по домашнему чтению, интерпретации и анализу текста. Оно состоит из глав романа Гр. Грина «The Quiet American», каждая из которых сопровождается рядом заданий, способствующих углублению понимания прочитанного, развитию умений излагать содержание, интерпретировать смысл художественного текста.
Для студентов старших курсов, изучающих английский язык по направлению 032700 «Филология», профиль «Зарубежная филология» (английский язык и литература).
16. История «блудного сына» в русской литературе. Модификации архетипического сюжета в движении эпох
В монографии на широком историко-литературном материале рассматривается типология евангельского сюжета о блудном сыне, его трансформация и актуализация в процессе непрестанного смысло-порождения. На основании сравнительного анализа прослеживается развитие инварианта в произведениях в движении эпох, выявляются сходства и различия литературных текстов, а устойчивость архетипического сюжета предстает как способ художественного постижения события. Художественные модели как варианты текста-матрицы, созданные индивидуально-авторским сознанием, в системе модификаций репрезентируют смысловое многообразие интерпретации проблемы «отцов и детей» и многоликость образа «блудного сына».
Для преподавателей, аспирантов, студентов филологических факультетов, учителей-словесников и всех, кто интересуется духовными составляющими нашей жизни.
В монографии анализируется лирика В. В. Набокова как часть художественного космоса, ментального мира писателя. Аспектами анализа выступают проблемы целостности и единства космоса Набокова, реализуемые в лирике, выступающей, с одной стороны, компонентом мира Набокова, а с другой – самостоятельным, но не автономным миром, связанным с утверждением и развитием философских, онтологических и собственно эстетических принципов Набокова в границах лирического пространства. В качестве семиологического факта анализируется первое стихотворение художника, рассмотренное в контексте других первых произведений. Целостное лирическое пространство Набокова анализируется в аспекте поэтической реализации категорий «входа» и «выхода», установления семантического объема понятия «вечность», идентификации форм «потусторонности» и состояния лирического субъекта («прозрачность/непрозрачность»). Амбивалентность набоковской лирики, тяготеющей к синтезу с эпосом с одной стороны и к родовой автономности с другой, идентифицируется в раз…
Учебное пособие построено как практикум по филологическому анализу художественного текста. В основе системы заданий – идеи и методы отечественной филологической школы, переведенные на язык схем и алгоритмов. Для аудиторного и самостоятельного анализа предлагаются тексты русской классической и современной литературы – поэтические, прозаические, драматургические. Практикум состоит из пяти разделов, связанных с рассмотрением художественного текста в аспекте универсальных категорий и в пространстве функциональных стилей русской речи; с историческим, стилистическим комментированием; с технологией декодирования текста; анализом, направленным на прочтение текста как содержательной и модальной целостности, выявление архитектонических особенностей текста и т.д. В практикум включен комплекс заданий, содержащий опорные схемы анализа текущего литературного процесса. Каждый раздел завершается перечнем тем докладов и рефератов.
Для студентов-филологов, бакалавров, магистров, аспирантов филологических специальностей.
4…
Иван Алексеевич Бунин – писатель-философ, создававший лиричные, но вместе с тем глубоко философские тексты, – в своих произведениях был не только певцом природы, но и мыслителем. Часто именно с помощью подробного описания природных явлений и сравнения их с различными аспектами физической и психологической жизни людей Иван Алексеевич размышлял над волнующими его событиями бытийного, социального и философского плана.
В современной лингвистической науке учёные обращают всё большее внимание на изучение языка не только художественных текстов, но и текстов официально-делового, научного, разговорного и публицистического стилей. Мне кажется интересным рассмотреть некоторые языковые особенности современного публицистического текста и выявить характерные лингвистические черты языковой личности, создающей тот или иной публицистический текст.
В монографии творчество Т. Л. Пикока рассматривается как целостная идейно-художественная система, а его ранние произведения и «романы с ключом» анализируются с учетом генетических и контактных связей с сочинениями писателей эпохи Просвещения и первой половины XIX столетия (от Д. Дефо до П. Б. Шелли), что позволяет наметить перспективу развития английского романа после Т. Л. Пикока.
В монографии на основании обширного корпуса литературных текстов, принадлежащих африканскому ареалу, проводится сравнительный анализ использования лингвостилистических средств в художественном дискурсе на французском и испанском языках, исследуются способы репрезентации этноспецифических концептов, а также рассматриваются различные виды интертекстуальности и доминантных хронотопов.
Для филологов, в том числе преподавателей, аспирантов и студентов вузов, а также всех, кто интересуется проблематикой анализа художественного дискурса.
В монографии прослеживается долгий путь Владимира Набокова от Крыма до Монтрё; исследуются мотивы чужбины и мучительной ностальгии, отразившиеся в его поэтическом творчестве; системно анализируются его стихопоэтика, в которой причудливо переплелись творческие гены моцартианства и сальеризма, оригинальные стиховедческие идеи, а также яркие проявления творческой саморефлексии, в частности, сохранившиеся в его архиве ритмодиаграммы в духе Андрея Белого.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
Монография посвящена проблемам лингвопоэтического анализа художественного текста. Художественный текст рассматривается как иерархическая система смыслов, заданных автором, создателем произведения. В работе описаны как универсальные актуализаторы авторских смыслов (сильные позиции текста, его композиция), так и индивидуально-авторские (окказионализмы, тропы, графические средства образности и др.). Описание материала строится на практическом анализе поэтических произведений XIX и XX вв. – стихотворений А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Адамовича, Н. Рубцова, Б. Пастернака, В. Соколова, А. Тарковского и др.
Для студентов и аспирантов филологических специальностей, преподавателей курсов «Филологический анализ художественного текста», «Лингвистика текста», учителей-словесников.
Пособие посвящено изучению творчества В.П. Астафьева, проза которого стала значительным явлением в литературной жизни последних десятилетий. Своеобразие художественной системы писателя исследуется на сюжетном, пространственно-временном и стилистическом уровнях.
Для специалистов-литературоведов, студентов-филологов и учителей-словесников.
Предлагаемый для изучения на спецкурсе историко-литературный материал открывает пути постижения творчества Марины Ивановны Цветаевой через концепты художественной космогонии (человек – мир, жизнь – смерть – бессмертие, добро – зло, божественное – дьявольское, временное – вечное). Пособие включает лекционный материал, вопросы, выносимые на обсуждение, тематику курсовых и квалификационных работ, словарь мало используемых терминов, списки рекомендуемой научной литературы.
Данное учебное пособие предназначено студентам гуманитарных факультетов вузов, преподавателям и учителям-словесникам, занимающимся проблемами истории русской литературы и культурологии, но также будет интересно всем, кому дорого имя Марины Цветаевой, кто любит и ценит ее поэзию.
Монография посвящена рассмотрению проблемы конструирования и транслирования «русского мифа» в современном российском масскульте на примере славянского фэнтези. Авторы исследуют особенности идеологического наполнения и способов художественной репрезентации «русского мифа», его генезиса и функционирования.
Книга адресована специалистам-филологам, студентам, магистрам и аспирантам филологических и гуманитарных специальностей.
Дисциплина «Семантическая обработка документов» посвящена процессам информационного анализа и синтеза для формирования вторичных документов. В пособие включены контрольные материалы, а также даны задания и упражнения по каждой теме. Также пособие снабжено списком рекомендуемой литературы и приложениями.
Для студентов и преподавателей.
В книге «Далёкие и близкие» в свете критериев художественности рассматриваются проблемы творческой индивидуальности писателей, вошедших в историю мировой литературы: Льва Толстого, Якова Абрамова, Марины Цветаевой, Анастасии Цветаевой, Виктора Бокова, Александра Солженицына, Варлама Шаламова, а также известных и начинающих ставропольских поэтов и прозаиков. Выбор имён не случаен. Литературно-критические очерки основаны на материале личных встреч, бесед, переписки автора с дочерью Марины Цветаевой Ариадной Эфрон, сестрой поэта Анастасией Цветаевой, с народным поэтом России Виктором Боковым, а также на идейно-эстетическом анализе творчества русских писателей XIX – начала XXI века, биографически и творчески связанных с Северным Кавказом.
Для широкого круга читателей, учителей-словесников, работников культуры, студентов-филологов, учащихся.
В книге предпринята попытка дать нетривиальные и взвешенные ответы на ключевые вопросы, всегда волновавшие отечественное и зарубежное слововедение: Когда создано «Слово о полку Игореве»? Кто его автор и какие произведения им еще написаны? Каковы предшественники поэмы, являющейся начальным звеном русской литературы?
Книга адресована в первую очередь филологам: научным работникам, вузовским и школьным преподавателям, студентам. Кроме того, она может быть полезна широкому кругу читателей, интересующихся проблемами отечественной культуры.
3-е издание, дополненное
В монографии на материале англоязычных дискурсивных практик анализируется конструирование гендера как феномена культуры. Рассматривается динамика представлений о взаимодействии языка и гендера и роль культурного контекста в (вос)производстве представлений о мужественности и женственности.
Книга адресована специалистам в области лингвокультурологии, гендерной лингвистики, теории английского языка, преподавателям, аспирантам и студентам филологических специальностей, а также интересующимся проблемами языка и гендера.
В пособии рассматривается одна из общих проблем функциональной грамматики – категория градуальности. Семантика градуальности в предлагаемом пособии освещается с учетом разноуровневых средств ее выражения в современном русском языке. Основное содержание категории градуальности заключается в передаче различной степени величины признака, действия, предмета или явления. Специальная глава посвящена взаимодействию категории градуальности с другими категориями в структуре поля.
Для студентов-филологов, преподавателей вузов, аспирантов, учителей-словесников.
Настоящая книга составляет сборник научных трудов, написанные и опубликованные за двадцатипятилетний период. Они естественным образом отражают первую ступень основного этапа формирования научной теории и собственной научной зрелости. Статьи не подвергались корректировке и редактуре. Некоторые материалы были написаны когда-то «в стол». В книгу не вошли отдельные работы, которые были включены в монографические издания и пособия, а также многие статьи, которые были опубликованы в небольших межвузовских сборниках и сохранились в единичном печатном варианте. Статьи представлены в книге тематически.
Настоящее издание рекомендуется для чтения молодым ученым, аспирантам, докторантам; преподавателям вузов, школ, гимназий, лицеев; студентам, магистрантам и всем, кого интересуют вопросы языка и законы организации и развития языковой системы.
В издании анализируется признаковая семантика свойств с перцептивным компонентом, имена прилагательные в русском и английском языках, в значении которых выражена языковая интерпретация способов восприятия, наблюдаемости в том числе. На материале перцептивных и экспериенциальных компонентов значения рассматривается метафоризация прототипического перцептивного значения в зонах перцептивов зрения, звука, цвета и вкуса, устанавливающая системность производных значений припрототипической полисемии.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов, а также для специалистов-лингвистов.
35. «Господь! Прости Советскому Союзу!» Поэма Тимура Кибирова «Сквозь прощальные слезы»: Опыт чтения
Опыт построчного комментария и углубленного разбора эпической поэмы Тимура Кибирова «Сквозь прощальные слезы» (1987), сделанный современными филологами (Романом Лейбовым, доцентом по русской литературе отделения славянской филологии Тартуского университета, Олегом Лекмановым, профессором гуманитарного факультета НИУ ВШЭ, и Еленой Ступаковой, магистрантом гуманитарного факультета НИУ ВШЭ) и сопровождающийся иллюстративным рядом.
Научная монография О. В. Богдановой «Петербургский текст русской литературы (вторая половина ХХ века)» продолжает книжную серию, посвященную проблемам развития русской литературы ХIХ–ХХI вв. и вопросам своеобразия творчества отдельных писателей. В монографии представлены статьи, посвященные «петербургскому тексту» и современным его создателям: Андрею Битову, Сергею Довлатову, Михаилу Кураеву, Татьяне Толстой, Иосифу Бродскому, Виктору Пелевину, где каждый из писателей под особым углом видит Петербург-Петроград-Ленинград, великий город в его особой ипостаси – артистической, иронической, мистической, сказочно-мифологической, философской, провидческой, но всегда загадочной и таинственной, провоцирующей на постановку «вечных» и «проклятых» вопросов, на поиск ответов на них, на глубинное размышление о сути бытия и его непознанных законов.
Монография посвящена повестям Гоголя, которые рассматриваются под углом зрения проблемы, формулируемой как пространство смысла. Речь идет о смысле, который дан в произведении (заложен в самой его структуре) и потенциально присущ ему, но актуализируется (выявляется, раскрывается, обнаруживается) только в ходе прочтения и изучения произведения. Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть и выявить заложенные в самой структуре гоголевских повестей возможности смыслообразования, то есть объективно данные возможности расширения и углубления пространства смысла.
Издание адресовано преподавателям, аспирантам и студентам филологических факультетов вузов, а также широкому кругу гуманитариев и читателей, интересующихся проблемами современного понимания русской классической литературы.
Изучение истоков и строения волшебной сказки будет полезно не только ученым, но и копирайтерам, маркетологам, психологам, а также представителям других профессий!
Как далеко во тьму веков уходят корни волшебной народной сказки? Каков скрытый изначальный смысл действий ее героев, тысячелетия назад стершийся из народной памяти, сохранившей лишь сказочные сюжеты? Зачем на самом деле Иванушка-дурачок или Иван-царевич отправлялись в Тридевятое царство? Кто такая таинственная Баба-яга из не менее загадочной избушки на курьих ножках?
Важность книги «Исторические корни волшебной сказки» для фольклористики трудно переоценить. В переведенной на множество языков (от английского до японского) и много раз переиздававшейся работе В.Я. Пропп предлагает читателю заглянуть в туманную древность и разобраться в том, как смыслы и архетипы двигаются сквозь времена.
© В. Пропп, наследники, 2021© ООО «„Издательство АСТ“», 2023
Изучение истоков и строения волшебной сказки будет полезно не только ученым, но и копирайтерам, маркетологам, психологам, а также представителям других профессий!
Как далеко во тьму веков уходят корни волшебной народной сказки? Каков скрытый изначальный смысл действий ее героев, тысячелетия назад стершийся из народной памяти, сохранившей лишь сказочные сюжеты? Зачем на самом деле Иванушка-дурачок или Иван-царевич отправлялись в Тридевятое царство? Кто такая таинственная Баба-яга из не менее загадочной избушки на курьих ножках?
Важность книги «Исторические корни волшебной сказки» для фольклористики трудно переоценить. В переведенной на множество языков (от английского до японского) и много раз переиздававшейся работе В.Я. Пропп предлагает читателю заглянуть в туманную древность и разобраться в том, как смыслы и архетипы двигаются сквозь времена.
© В. Пропп, наследники, 2021© ООО «„Издательство АСТ“», 2023
Представлены основные исторические вехи, термины и авторы литературных произведений Испании в хронологическом порядке от первых письменных текстов до наших дней.
Предназначено студентам, изучающим испанский язык в качестве первого или второго иностранного языка по специальностям 45.05.01 «Перевод и пере-водоведение», 45.03.03 «Лингвистика».
Изложены вопросы, раскрывающие особенности электронной коммуникативной среды, специфику интернет-коммуникации (ИК) и становление сетевого этикета. Особое внимание уделено эпистолярным жанрам ИК, функционирующим в том числе в деловой сфере, и эффективности речевого общения в сети.
Дана система заданий, направленных на отработку теоретических положений на практике. Пособие рекомендовано как дополнительное к перечню основной учебной литературы дисциплин, формирующих общепрофессиональные и профессиональные компетенции коммуникативной направленности, предусматривающие умение вести корректно общение в различных ситуациях устной, письменной и виртуальной коммуникации для осуществления профессиональной деятельности.
Предназначено для преподавателей-филологов и студентов высших учебных заведений, изучающих дисциплины коммуникативной направленности. Будет полезно учителям русского языка общеобразовательных школ.
Изучение истоков и строения волшебной сказки будет полезно не только ученым, но и копирайтерам, маркетологам, психологам, а также представителям других профессий!
Как далеко во тьму веков уходят корни волшебной народной сказки? Каков скрытый изначальный смысл действий ее героев, тысячелетия назад стершийся из народной памяти, сохранившей лишь сказочные сюжеты? Зачем на самом деле Иванушка-дурачок или Иван-царевич отправлялись в Тридевятое царство? Кто такая таинственная Баба-яга из не менее загадочной избушки на курьих ножках?
Важность книги «Исторические корни волшебной сказки» для фольклористики трудно переоценить. В переведенной на множество языков (от английского до японского) и много раз переиздававшейся работе В.Я. Пропп предлагает читателю заглянуть в туманную древность и разобраться в том, как смыслы и архетипы двигаются сквозь времена.
© В. Пропп, наследники, 2021© ООО «Издательство АСТ», 2023
В монографии рассматриваются актуальные для современного терминоведения вопросы, связанные с образностью научного текста и способами её реализации. В качестве теоретической базы исследования введено понятие «образный слой текста», который образуют извлеченные из лингвистических и филологических текстов двадцати авторов фрагменты различного текстового объёма и включающие в качестве организующего компонента живой образ того или иного типа: метафору, сравнение, уподобление и фразеологизм. Проанализированы интерпретирующая, предикативная, терминологическая и эмоционально-оценочная функции когнитивного образа научного текста. Также уделено внимание разного типа внутриязыковым и межъязыковым перекличкам.
Книга адресована терминоведам, специалистам в области лексикологии, лексикографии и стилистики, а также аспирантам и магистрантам, осваивающим учебный курс «Проблемы терминологии в профессиональной сфере», и способствует формированию метафорической компетенции у современной профессиональной личности.
В монографии представлено обобщенное описание методико-методологической базы, используемой для научных исследований одного из центральных медиатопиков – «Политика». В работе сделана попытка дифференциации большого массива исследований политических текстов, бытующих в российских и зарубежных печатных и электронных СМИ, в зависимости от использования авторами достижений лингвостилистики, когнитологии, дискурсоведения, лингвоперсонологии, семиотики, лингвокультурологии и ряда других научных направлений. В свою очередь, инвентаризация существующих в рамках этих направлений методов, методик и приемов анализа политических текстов сопровождается достаточно подробной характеристикой некоторых из них.
Широкая представленность в монографии современных методов и методик анализа политического медиатекста дает возможность использования ее материалов специалистами по медиалингвистике и политической лингвистике, а также аспирантами и студентами лингвистических и политологических специальностей.
Проведено сравнительное описание наименований в языке и речи, представлены образные имянаречения в художественной прозе В. П. Катаева и У. С. Моэма, показана концептосфера и особенности мировосприятия писателей, проведен обзор лингвокогнитивных моделей названий, выявлены структурно-семантические средства создания полимодальности художественного текста.
Монография рассчитана на специалистов по английскому языку, преподавателей, аспирантов и студентов филологических направлений университетов.
В сборнике филологических очерков раскрываются особенности поэтики произведений русской литературы XIX-XX веков. При этом особое внимание уделяется повествовательной системе эпического произведения, сюжету и его композиции, диалогу в романе, бинарным лирическим структурам, образно-ассоциативным моделям художественных текстов. В сборнике присутствуют типологический, интертекстуальный, а также лингвостилистический подходы к интерпретации литературного произведения. Широк круг авторов, произведения которых рассматриваются в книге. Это Грибоедов, Пушкин, Баратынский, Давыдов, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Тютчев, Фет, Некрасов, Достоевский, Лев Толстой, Чехов, Горький, Куприн, Булгаков, Мандельштам, Ахматова, Пастернак, Фадеев, Кушнер, Самойлов.
Издание адресовано учёным-филологам, вузовским и школьным преподавателям литературы, преподавателям в системе повышения квалификации учителей, аспирантам и студентам.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Два взаимосвязанных аспекта находятся в центре внимания при рассмотрении вопросов герменевтики и типологии жанра русской реалистической повести: познавательные возможности этого жанра, законы эстетического «видения» и «понимания» действительности в нем и принципы исследовательского понимания его органической целостности, специфики познавательных качеств, «Архитектонически устойчивое и динамически живое» (М. М. Бахтин) в жанровом типе русской реалистической повести, внутренний потенциал сюжетно-композиционной структуры, жанроформирующие факторы и выражение авторской позиции в системе реалистического стиля – таков круг проблем, позволяющих на основе историко-литературного анализа делать выводы о типологических особенностях повести, наименее изученного жанра эпической прозы.
Для литературоведов, учителей-словесников, студентов-филологов.
В монографии рассматриваются поэтические тексты представителей «восточной ветви» русской эмиграции (1920-1940-е гг.), связанные с образом родины, России, Петербурга. Анализируются тексты поэтов «харбинско-шанхайского» региона – В. Перелешина, А. Несмелова, А. Ачаира, Ф. Камышнюка, Н. Петереца, Н. Светлова, В. Обухова, Н. Щеголева, В. Марта, Ю. Крузенштерн, Т. Андреевой, напрямую связанные с русской литературной традицией, с т.н. «петербургским текстом». Автор работы показывает, что образ родины был соотносим в сознании поэтов-эмигрантов не только с традициями А. Пушкина, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, А. Блока, но и состоял в поиске образа «второй родины», Китая, приютившего их в годы революционных потрясений. В работе выявлены мотивы древних китайских претекстов Ду My, Бо Цзюи, Ли Бо и др., прослежено, как китайская средневековая классика обогащает поэтическую яркость и внутренний смысл литературы русской поэтической эмиграции начала XX века.
Издание предназначено для специалистов-филологов, студентов, аспи…
Научная монография продолжает серию изданий «Петербургская филологическая школа», посвященную проблемам развития русской литературы XIX-XXI вв. и вопросам своеобразия творчества отдельных писателей. Рост интереса к литературе ретроспективно-биографического плана, к видовым разновидностям автобиографического романа, позволяет типологизировать их различные модели на материале современной русской прозы. Если художественная компонента автобиографического повествования Р. Киреева «Пятьдесят лет в раю» реализована прежде всего на композиционном уровне, совмещающем субъективные впечатления и «крупный план» объективных суждений о современной литературе и ее творцах, то роман А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» представляет собой «гибридный» вариант автобиографического повествования, когда интенция писателя направлена не на себя-автогероя, а сфокусирована вокруг желания отдать «последний поклон» деду, человеку, который сыграл важнейшую роль в воспитании и становлении автобиографического персонажа. Автопси…
Юрий Михайлович Лотман (1922-1993) – выдающийся советский литературовед и культуролог, один из основоположников Тартуско-московской семиотической школы.
В своем масштабном исследовании «Структура художественного текста» он рассматривает искусство через призму знаковых систем, а понятие «текста» раскладывает на мельчайшие составляющие. Под самое пристальное изучение Лотмана попадают образные значения символов и знаков, правила кодировки и композиции, а также проблематика персонажей.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.