История архитектуры - ТОП 50 лучших книг
Два православных собора – Казанский в Петербурге и Успенский в Хельсинки – являются важными архитектурными доминантами центральной части этих городов. В книге рассказано об истории замысла и создания соборов, их духовном смысле, архитектуре зданий, богатом каменном убранстве. Читатель сможет получить ответы на следующие вопросы: какой камень и почему избран для строительства, в чём художественный смысл его применения, как история и культура отразились в камне, какие проблемы возникали при реставрации каменного декора Казанского собора.
Книга адресована искусствоведам, историкам, реставраторам, геологам, краеведам и студентам соответствующих направлений образования, а также широкому кругу читателей.
Книга посвящена жизни, боевому и творческому пути Г. В. Заборского – народного архитектора СССР, заслуженного строителя БССР, лауреата Государственной премии СССР, одного из отцов-создателей белорусской архитектуры, творения которого не только украшают Минск и многие регионы нашей республики, но и во многом определяют их лицо.
Для широкого круга читателей.
«Аркин выступал, наряду с Малевичем, Татлиным, Пуниным в качестве сторонника „левого“ формалистического искусства, боровшегося против реализма, против марксистского учения об идейном содержании как основе искусства», – заявлял один из выступавших на Суде чести над героем этой книги в 1947 году. Давид Ефимович Аркин (1899–1957), историк архитектуры и критик, был одной из ключевых фигур в наиболее драматичных эпизодах истории советской архитектуры – кампаниях по борьбе с формализмом в 1930‐е годы и космополитизмом в 1940-е. Если на первой он выступил в качестве обвинителя, то во второй уже стал главным обвиняемым и был назван «идеологом космополитизма» в архитектуре. Книга Николая Молока – это попытка реконструкции творческой биографии Аркина, начиная с его увлечения символизмом и почвенничеством в конце 1910‐х и вплоть до участия в «борьбе с архитектурными излишествами» в середине 1950-х. В Приложениях приводятся некоторые тексты Аркина разных периодов, а также прежде не публиковавшиеся архивные документы,…
– Собор Парижской Богоматери, можно сказать, является энциклопедией средневековой истории Франции, архитектурного стиля, украшений, символов веры. Это есть квинтэссенция того, что такое Франция в средние века.
А это страна классического средневековья. Но в новое время он начал разрушаться под влиянием страшной французской революции 18-го века. И был создан роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Это тема о связи литературы, истории, времени, чувств людей и архитектурных памятников.
Предлагаемая книга посвящена ценной хотя и наименее известной области архитектурного наследия Санкт-Петербурга. В ней автор, продолжая свои многолетние исследования, подробно рассматривает процессы архитектурного развития ряда предприятий, сыгравших важную роль в развитии отечественной индустрии. Задача – расширить привычные границы представлений о петербургской архитектуре, формирующей наряду с классическими ансамблями неповторимый облик северной столицы. Особую актуальность освещение уходящих страниц истории приобретает в связи с переменами, происходящими при изменении функционального профиля многих исторических комплексов. Книга обращена как к специалистам в области сохранения культурного наследия, так и к широким кругам – горожанам, предпринимателям, представителям власти.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Виллар де Оннекур (ок. 1295 – ок. 1366) – архитектор из Пикардии, ставший известным в XX в. благодаря альбому его оригинальных рисунков, хранящихся в Парижской Национальной библиотеке. Это рисунки архитектурных образцов (архитектурная графика), сопровожденные комментариями автора.
Настоящее издание представляет собой репродукцию этого уникального альбома и адресовано искусствоведам и студентам, изучающим изобразительное искусство и историю искусств, а также всем интересующимся архитектурой и искусством.
Огюст Шуази – французский инженер, историк архитектуры и строительной техники. Большую часть жизни он посвятил изучению и преподаванию архитектуры. Наиболее значительным его трудом является «История архитектуры», который увидел свет в 1899 году. Первый русский перевод выполненный архитектором Н. С. Курдюковым, появился в 1910 году.
Книга, написанная Шуази, пользуется заслуженной репутацией как среди профессионалов архитекторов и строителей, так и среди любителей, интересующихся архитектурой. В течение многих лет она служила одним из основных пособий для архитектурного образования. Книгу Огюста Шуази выделяет образцовая ясность, четкость изложения конструктивной стороны. Она представляет собой сборник исследований по истории архитектуры, выполненных в течение девятнадцатого века рядом крупных ученых.
Рассмотрены вопросы возникновения архитектурных сооружений общественного назначения в дописьменный исторический период на территории Европы и Ближнего Востока. Архитектурные объекты представлены в хронологическом порядке для выявления генезиса общественных пространств по функциональным, планировочным, пространственным и художественным аспектам. Архитектурный анализ проведен по материалам археологических раскопок, опубликованным в открытой печати.
Сделана попытка проследить эволюцию архитектурных сооружений общественного назначения от первых выделившихся форм до проявления признаков целенаправленной архитектурной организации, что позволит в некоторой степени восполнить пробел в комплексном рассмотрении зарождения и начального этапа развития архитектуры общественных зданий.
Предназначена для магистрантов, аспирантов, научных работников, занимающихся вопросами истории архитектуры.
В книге дается обобщенная картина художественных процессов в архитектуре начала XXI в., характеризуются векторы поисков, обусловленные контекстом информационной эпохи. Анализируются концептуальные идеи, приемы формообразования, выразительные средства новейшей архитектуры. Раскрываются способы обращения к архетипам зодчества, характеру местного контекста, интерпретации архитектуры предыдущих эпох. Акцентируется внимание на тенденциях междисциплинарности и гибридизации в развитии художественных процессов. На примере мировой и отечественной архитектурной практики последних десятилетий рассматриваются способы реализации феноменологических идей, выразительных возможностей света; приемы решения архитектурных поверхностей, художественных задач в градостроительстве.
Предназначена для архитекторов, искусствоведов, дизайнеров и всех, кто интересуется проблемами современной архитектуры.
По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА (ныне на покое)
Работа архимандрита Александра (Федорова) составлена как учебное пособие для студентов Духовных школ и светских учебных заведений. В ней емко сочетаются богословские, историко-архитектурные, искусствоведческие и практические взгляды на церковную архитектуру и изобразительное искусство. Здесь имеются главы теоретического, исторического, типологического и практического содержания. Дается разносторонняя библиография.
Имеется иллюстративный материал.
Издание 2-е.
В настоящем издании содержится информация не только о дворцах, комплексах и ансамблях, которые у всех на слуху, – Букингемский дворец, дворцовый комплекс Лувр, Зимний дворец, Белый дом, дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси, но также и о мало известных, но не менее прекрасных и величественных – Кносский дворец, дворец Махараджи, палаццо Пубблико, дворцово-парковый ансамбль Лазенки, Бахчисарайский дворец, дворец усадьбы Кусково, дворцовый ансамбль Кацура и пр. Прочитав книгу, вы узнаете, когда, кем и по чьему заказу были возведены эти жемчужины архитектуры и какие знаменательные события здесь происходили. Кроме того, эта «энциклопедия» дворцов поведает вам о малоизвестных, но очень интересных фактах: за какие заслуги герцог Мальборо получил в дар от королевы Анны дворец Бленхейм, где и когда проходила выставка предметов с затонувшего «Титаника», в каком испанском дворце витражи и изразцы выполнены по рисункам великого Гауди, сколько людей трудилось над созданием грандиозного архитектурного ансамбля в Поднебе…
Книга написана по материалам лекционного цикла «Формулы культуры», прочитанного автором в московском Открытом клубе (2012–2013 гг.). Читатель найдет в ней основные сведения по истории зодчества и познакомится с нетривиальными фактами. Здесь архитектура рассматривается в контексте других видов искусства – преимущественно живописи и скульптуры. Много внимания уделено влиянию архитектуры на человека, ведь любое здание берет на себя задачу организовать наше жизненное пространство, способствует формированию чувства прекрасного и прививает представления об упорядоченности, системе, об общественных и личных ценностях, принципе группировки различных элементов, в том числе и социальных. То, что мы видим и воспринимаем, воздействует на наш характер, помогает определить, что хорошо, а что дурно. Планировка и взаимное расположение зданий в символическом виде повторяет устройство общества. В «доме-муравейнике» и люди муравьи, а в роскошном особняке человек ощущает себя владыкой мира. Являясь визуальным событием, здани…
Работа «Диалектика архитектуры» является первой – теоретической частью – по отношению к книге «Синтез архитектурной формы. От смысла до концепта» (2023). Автор предпринял попытку разработки диалектических оснований архитектуры с позиций и усвоенными в доступной ему мере методами философии Алексея Фёдоровича Лосева.
Может быть интересна философам, архитекторам и всем интересующимся философиями диалектического типа и вопросами теории архитектуры.
Рассматриваются краткая история развития профессии архитектора, основные представители профессии в ретроспективе ее исторического развития от зодчих Древнего Египта до наших дней; основы архитектурного и конструктивного проектирования на традиционных примерах и новейших достижениях современных архитекторов и строителей. Помимо функциональных и композиционных основ проектирования особое внимание уделяется формированию первичных базовых знаний о конструктивных системах и физико-технических основах проектирования; прослеживается тесная взаимосвязь конструкций с архитектурным образом зданий.
Для студентов, обучающихся по направлению «Строительство» по профилям «Проектирование зданий» и «Промышленное и гражданское строительство», а также может быть использован студентами, обучающимися по направлению «Архитектура».
Эта книга – продолжение серии своеобразных путеводителей по улицам, площадям и набережным Петербурга. Сегодня речь пойдет об улице Рубинштейна и примыкающих к ней Графском и Щербаковом переулках. Публикации, посвященные им, не многочисленны, между тем их история очень интересна и связана с многими поколениями петербуржцев, принадлежавших к разным сословиям, национальностям и профессиям, живших, служивших или бывавших здесь: военных и чиновников, купцов и мещан, литераторов и артистов, художников и архитекторов… Перед вами пройдут истории судеб более двухсот пятидесяти известных людей, а авторы попытаются раскрыть тайны, которые хранят местные дома. Возникновение этой небольшой улицы, протянувшейся на 700 метров от Невского проспекта до пересечения с Загородным проспектом и улицей Ломоносова, относится еще ко времени императрицы Анны Иоанновны! На рубеже веков улица Рубинштейна была и остается одним из центров театральной и музыкальной жизни Северной столицы. Сегодня улица продолжает жить и развиваться, пр…
Совершите захватывающую виртуальную прогулку по городам Италии не выходя из дома!
Михаил Жебрак – москвич, экскурсовод, автор и ведущий программы «Пешком» на телеканале «Культура». Автор книг о Москве и Подмосковье. Много лет Михаил придумывал игры-детективы в музеях, в которых уликами и подсказками служили статуи и картины: чтобы вычислить преступника, надо было прежде разобраться в произведениях искусства.
Детективы делятся на герметичные, политические, полицейские, иронические… Эта книга – самый настоящий культурологический детектив – закрученный сюжет, обаятельный герой и множество загадок.
Две истории, два итальянских города – Милан и Верона – с этой книгой можно увлечься историей и пройти по пути следования героя книги, совершить захватывающую виртуальную прогулку не выходя из дома. В книге много вопросов, связанных с произведениями искусства и архитектурными объектами. Найти ответ помогут герои, иллюстрации и фотографии. Также для удобства в конце книги вы найдете qr-коды, которые помогут вам в …
Архитектура – это декорации, в которых разворачивается история человечества. Она чутко откликается на изменения, происходящие в обществе, науке и искусстве.
Архитектурный критик Мария Элькина написала книгу, которая за несколько вечеров даст читателю представление об архитектуре от истоков цивилизации до наших дней. Автор делится наблюдениями, расширяя восприятие этой важнейшей сферы, сочетающей в себе функциональность и красоту, социальное и эстетическое, уникальное и безликое. Откуда берутся архитектурные формы? Как конструкции становятся выражением мировоззрения? Чем города отличаются друг от друга, и что делает их особенными? Созданные средневековыми каменщиками причудливые капители, мощные римские своды, мелькающие экраны в токийских кварталах, утопические проекты городов будущего – в первую очередь, зримые отпечатки своего времени.
«Архитектура. Как ее понимать» рассказывает и показывает, какие идеи стоят за самыми важными постройками мира и чем вдохновлялись их создатели.
Все примеры проиллюстриров…
В монографии на широком фактологическом и аналитическом материале рассматриваются архитектурно-художественные и объемно-планировочные особенности самого распространенного типа городского жилья Томска – деревянного доходного жилого (многоквартирного) дома, его формирование и развитие в период с конца XIX до начала XX в. Исследуются социально-экономические предпосылки жилого домостроения в Сибири и в Томске во второй половине XIX – начале XX в. На уровне провинциальных российских городов конкретизируется эволюция деревянного доходного домостроения, распространение доходного домостроительства как нового вида предпринимательства. Выявляются основные этапы становления и развития деревянной жилой застройки губернского Томска со второй половины XIX до начала XX в. и место в этом процессе периода интенсивного домостроения – жилой застройки рубежа XIX и XX в. Анализируется деятельность муниципальной архитектурно-градостроительной службы Томска, регулировавшей процесс застройки города. По планировочному принципу, в…
Монография М.В. Нащокиной посвящена русским усадьбам конца XIX – начала XX века, то есть усадьбам, существовавшим, перестроенным или возведенным в предреволюционные десятилетия. Предметом исследования в данной книге впервые стала образная типология усадебного строительства конца XIX – начала XX века в России, позволяющая приблизиться к культурной Вселенной нашего соотечественника того времени, к его отношению к образам отечественной истории, Запада и Востока. Ранее изучение усадеб не затрагивало вопросы взаимодействия образа и стиля, что позволило автору впервые взглянуть на русскую усадебную культуру более обобщенно, как на феномен национальной психологии, этики и духовной жизни, что так важно и актуально в наши дни.
Автор выделил семь наиболее часто встречавшихся в практике того времени образных типов – Боярские терема, Викторианский коттедж, Рыцарский замок, Приморская вилла, Восточный дворец, Особняк-модерн и Дворянское гнездо, подробно разобранных в данной книге. Эти названия условны, но они отражают…
Михаил Жебрак – москвич, экскурсовод, автор и ведущий программы «Пешком» на телеканале «Культура». Автор книг о Москве и Подмосковье. Много лет Михаил придумывал игры-детективы в музеях, в которых уликами и подсказками служили статуи и картины: чтобы вычислить преступника, надо было прежде разобраться в произведениях искусства.
Детективы делятся на герметичные, политические, полицейские, иронические… Эта книга – самый настоящий детектив, культурологический, с закрученным сюжетом, обаятельным героем и множеством загадок. Герой книги – сыщик-любитель Пётр Дивин – посетит несколько уникальных зданий и объектов. В книге много загадок, связанных с произведениями искусства. Найти ответ помогут герои книги и иллюстрации, подготовленные специально для этого издания Екатериной Мараховской. Открывайте сайты музеев, в конце книги вы найдете qr-коды, они помогут вам в быстром доступе к интернет-страницам. Но лучше отправляйтесь в музей. Подобные вещи надо видеть собственными глазами. После всех сделанных находок, у в…
В этой книге речь пойдет о монументах и росписях, мозаиках и рельефах, средовых объектах и инсталляциях, оформлении улиц и граффити, созданных за последние сто с лишним лет. Впервые средовое искусство Северной столицы предстает в своей цельности в мировом контексте.
В книге паблик-арт «захвачен» на дальних подступах, когда в Петербурге появились первые проявления «культуры участия». Автор стремится сочетать искусствоведческий подход с социально-антропологическим: попыткой рассмотреть репрезентацию массовых настроений и ожиданий, технику визуальных месседжей власти и реакции на них.
Жанр книги очень пластичен. Здесь есть элементы историко-художественного путеводителя, намечена определенная навигация во времени и пространстве. Однако фактографические и краеведческие интересы далеко не приоритетны…
Выстроена достаточно цельная картина господствующих художественных стилей: от модерна к нескольким версиям конструктивизма и постконструктивизма, включая ленинградское ар-деко. Наряду с произведениями крупных маст…
Увлекательная книга о том, как сформировались первые города и менялось их восприятие жителями: от закрытых крепостей до коммун без четких границ.
Город всегда рассматривается как интегральная система, где один элемент дополняет другой, становясь единым целым: город + власть + жители + деньги + земля +… Это не просто элементы пазла, собранные вместе, потому что город – многомерная структура, где взаимодействуют время, пространство, история, люди и… игра в жизнь. То, что нам сейчас кажется обязательным и привычным, возникло благодаря сотням лет шлифовки не столько стен, сколько человеческих отношений, и эта история пишется до сих пор.
– Были ли в древних городах кладбища?
– За что могли выслать из города в Древнем Египте?
– Почему золотые монеты во времена Древней Греции были признаком тяжелых времен?
– Как средневековые больницы становились биржами труда и почему нищих делили на «своих» и «чужих»?
– Как Тевтонские рыцари вкладывались в развитие урбанизацию?
С тех пор как люди стали собираться все плотнее…
Открываем для себя Петербург с новой стороны с замыслами архитекторов!
Архитектура эпохи капиталистического романтизма (1990–2000-е гг.) – одна из самых спорных страниц материального наследия России. Её принято ругать и критиковать, но именно о ней в конструктивном ключе пойдёт речь на страницах этой книги.
Даниил Веретенников, Александр Семёнов и Гавриил Малышев – петербуржцы и основатели проекта «Клизма романтизма». Именно они стали рупорами капрома на просторах интернета и за его пределами. В книге «Клизма романтизма. Путеводитель по постсоветской архитектуре Петерубрга» в доступном формате путеводителя авторы рассказывают о необычной стороне культурной столицы, ведь прогулка по городу с книгой в руках упрощает знакомство со зданиями, о которых идёт речь.
В этой книге вы найдёте:
– Возможность открыть для себя совершенно новый Питер
– Маршруты по разным частям города
– Прогулки по ранее неизвестным вам районам, ТЦ и ЖК СПб
–Причины, по которым всё-таки стоит взглянуть
на отталкивающие на первый взгл…
Автор курса «Культура как политика» – Юрий Сапрыкин
В этом необычном путешествии к самым отдаленным маякам на планете вы познакомитесь не только с особенностями их архитектуры, внутреннего устройства и технического оснащения, но и со множеством увлекательных историй, связанных со строительством маяков и с их смотрителями, с кораблекрушениями и с мистическими происшествиями. Это и рассказ о слепом смотрителе маяка за полярным кругом, о пришедшей на помощь терпящим бедствие морякам бесстрашной девушке, о призраке мичмана, являющемся на маяк каждую ночь и выстукивающем на пишущей машинке некое предостережение, о странном человеке, который предпочел укрыться от всех в башне в открытом море… В этих историях сходятся мотивы и творческие горизонты Жюля Верна, Эдгара Аллана По, Вирджинии Вулф, проведшей детство на маяке, Редьярда Киплинга, Рэя Брэдбери и других великих писателей, стремившихся поведать миру об одиночестве, о тревоге, о храбрости и счастье. Текст сопровождают великолепные иллюстрации, морские карты и масштабные планы с указанием точных координат мая…
Московские высотки, без которых уже более полувека невозможно представить облик российской столицы, имеют драматичную историю возникновения. Самый первый и самый важный небоскреб – Дворец Советов, спроектированный как грандиозный памятник Ленину, – так и не был построен, но именно в его незримой тени выросли «семь сестер» – послевоенные московские высотки. Для их строительства советские архитекторы и проектировщики обратились к опыту и достижениям мировой архитектурной и инженерной мысли, наладили общение с коллегами за рубежом, ездили заграницу и привлекали иностранцев для выполнения работ в СССР. Помимо вопросов архитектуры, эстетики, конструктивных решений для многоэтажных зданий освобождались места, давно обжитые людьми, нанимались тысячи рабочих из глубинки, применялся труд заключенных.
В книге прослеживается роль и замыслы советской властной верхушки – И. Сталина, Л. Берии, Л. Кагановича, Н. Хрущева, судьбы и деятельность известных архитекторов Б. Иофана, Д. Чечулина, Г. Градова. Также автор реконст…
Слово «архитектура» состоит из двух греческих корней: – «главный», «основа» и – «строитель», «мастер». История архитектуры началась в те давние времена, когда человеку требовалась просто крыша над головой. Однако за последующие тысячелетия человечество научилось создавать удивительные архитектурные сооружения. Возникли архитектурные стили…
Для среднего и старшего школьного возраста.
Имя Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960) неразрывно связанно с искусством советского периода. Он прославился не только как живописец, но и как искусствовед, просветитель и родоначальник российской реставрационной школы.
Многотомный труд «История русского искусства» – одно из важных культурных исследований начала XX века. Выступив в роли редактора и автора, Грабарь создал первое полное и основательное изложение истории отечественной архитектуры и живописи начиная с древнейших времен до XVIII века. Также среди авторов очерков – украинский историк-искусствовед Г. Г. Павлуцкий, искусствовед и переводчик П. П. Муратов, архитекторы-реставраторы Ф. Ф. Горностаев, А. В. Щусев, В. А. Покровский и В. В. Суслов.
Настоящее издание объединяет два тома: первый – «История архитектуры. Допетровская эпоха» о старинных памятниках культуры, принадлежащих каменному и деревянному зодчеству Москвы, Великого Новгорода, Пскова и других городов, и шестой – «История живописи. Допетровская эпоха» о выдающихся мастерах и иконопис…
Семнадцать архитектурных стилей – семнадцать историй о любви. Мы строим великолепные здания, совершаем безрассудные поступки, пишем картины, сочиняем музыку, когда любим. Во имя любви, вопреки любви, за любовь, вместо любви, но всё же… только благодаря ей мы движемся по эволюционным виткам истории и творим уникальные произведения искусства.
В книге представлены великие архитектурные проекты, создававшиеся на протяжении всей истории человечества.
Книга состоит из очерков по истории исследования древностей христианской цивилизации от ее зарождения в эпоху поздней античности до позднесредневекового периода в Европе, Азии и Северной Африке. Параллельно вводятся специальные экскурсы.
Санкт-Петербургский государственный университет представляет собой обширный архитектурно-пространственный комплекс, раскрывающий множество смыслов и граней. Это, в первую очередь, воплощенная в камне трехвековая летопись первого университета России, учрежденного в 1724 г. и прошедшего славный и великий путь. В зданиях Университета был открыт периодический закон Д. И. Менделеева, принята первая радиограмма А. С. Попова, здесь родился А. А. Блок. Под сводами университетских аудиторий и коридоров прошло становление И. П. Павлова, Д. С. Лихачева, К. А. Тимирязева, В. В. Докучаева, Л. Н. Гумилева и многих других ученых с мировым именем. Судьба Университета неразрывно связана и с градостроительной историей Петербурга: находясь в сердце города, на Васильевском острове, здание Двенадцати коллегий и прилегающие к нему университетские корпуса сформировали ядро архитектурно-пространственного притяжения, делая центр Петербурга поистине «наукоградом», как того и желал Петр Великий. И, безусловно, разнообразие универси…
В книге А. П. Кудина рассматривается один из наиболее острых вопросов истории древнерусской архитектуры домонгольского периода – роль в ее развитии византийской культуры и самостоятельной русской традиции.
Византийское наследие, послужившее важнейшим источником культурного развития Древней Руси, и глубоко самобытная местная художественная школа создали плодотворный синтез и открыли перед русской архитектурой путь самостоятельного развития. Автор, анализируя специфику строительства ранних каменных храмов Киева периода конца Х – XI в., показывает, как формируется собственная традиция церковного зодчества в эпоху «империи Рюриковичей». А. П. Кудина в равной степени интересуют как художественные, так и конструктивные решения, как идеологическая основа произведений архитектуры, так и изменение типов и форм сооружений.
Книга будет полезна и специалистам, и широкому кругу читателей, интересующихся древнерусской архитектурой.
Учебное пособие «История архитектуры и строительной техники» написано в соответствии с ФГОС. Книга является разделом учебника «Основы архитектуры и строительных конструкций» и представляет собой пособие по одноименной дисциплине согласно учебному плану направления «Строительство» (бакалавры) для профиля «Промышленное и гражданское строительство». Данное учебное пособие может быть использовано для дисциплины «История архитектуры и строительства» при подготовке специалистов по направлению «Строительство уникальных зданий и сооружений» и может быть востребовано бакалаврами по направлению «Архитектура». В книге частично использованы фотографии авторов, опубликованые ранее. В книге рассмотрены основные этапы развития мировой архитектуры начиная с эпохи первобытнообщинного общества и заканчивая историей развития архитектуры советской эпохи. Основные направления развития мировой архитектуры рассматриваются в учебном пособии под влиянием социально-экономических, исторических, этнических, культовых и природно-клим…
Том, який ви тримаєте в руках, є продовженням тритомника «Проект „Україна“: Архітектори, виконроби, робітники». Він містить унікальні для україномовного середовища тексти, написані в різні роки та в різних країнах тими, хто називає себе «вільними мулярами». Різні за обсягом та присвячені різним темам, вони дають якщо не цілісне, то, бодай, деяке уявлення про те, що обговорюється за щільно закритими дверима масонських храмів у Сполучених Штатах Америки, Італії, Польщі, Великій Британії, Ізраїлі, Туреччині, Угорщині, Франції, Україні та в інших країнах. Пізнати масонський, як і будьякий інший світ можна тільки «зсередини», тож наведені тексти є лише дрібними крихтами величезного пазлу, абрис якого хіба починає ледь-ледь проявлятися крізь морок невігластва, неуцтва, ненависті, упереджень, якими переповнений морок буденного світу.
Огюст Шуази – французский инженер, историк архитектуры и строительной техники. Большую часть жизни он посвятил изучению и преподаванию архитектуры. Наиболее значительным его трудом является «История архитектуры», который увидел свет в 1899 году. Первый русский перевод выполненный архитектором Н. С. Курдюковым, появился в 1910 году.
Книга, написанная Шуази, пользуется заслуженной репутацией как среди профессионалов архитекторов и строителей, так и среди любителей, интересующихся архитектурой. В течение многих лет она служила одним из основных пособий для архитектурного образования. Книгу Огюста Шуази выделяет образцовая ясность, четкость изложения конструктивной стороны. Она представляет собой сборник исследований по истории архитектуры, выполненных в течение девятнадцатого века рядом крупных ученых.
У першому томі розкрито історію, художньо-стильове та жанрове розмаїття української церковної архітектури і монументального мистецтва; подано мистецтвознавчий аналіз визначних пам’яток; висвітлено національну інтерпретацію стилів бароко, класицизму, романтизму, модерну у контексті загальноєвропейського мистецького процесу.
Для мистецтвознавців, істориків, музеологів, культурологів, митців, колекціонерів та всіх тих, хто цікавиться, шанує та вивчає українську культуру.
The first volume reveals the history, artistic, stylistic and genre diversity of Ukrainian church architecture and monumental art. Artistic analysis of landmarks is presented and national interpretation of baroque, classical, romantic, and modern art in the context of pan-European process is described.
For art critics, historians, museum experts, culturologists, artists, art collectors and all those who are interested, honor and study Ukrainian culture.
Впервые на русском. «Дорога в Оксиану» Роберта Байрона, вышедшая в свет в 1937 году, заслуженно занимает сороковую строчку в списке «100 лучших книг в жанре нон-фикшен» по версии «Гардиан». Захватывающее путешествие по Ближнему Востоку, Ирану и Афганистану к берегам реки Окс (Амударья) на границе СССР. Старый добрый английский юмор, величественная древняя архитектура, чарующий восточный колорит и непрекращающаяся Большая игра как зеркало современных событий. Роберт Байрон (1905–1941) – английский писатель-путешественник. Изучал современную историю, архитектуру и искусство в Итоне и Мёртон-колледже Оксфордского университета. Путешествовал по Южной Европе, СССР, Тибету, Ближнему и Среднему Востоку, Индии и Китаю. Был открытым противником нацисткой идеологии. Погиб у берегов Шотландии в результате торпедной атаки немецкой подводной лодки на британский военно-транспортный корабль «Джонатан Холт».
В монографии представлено решение научной проблемы – разработка теории развития градостроительства Беларуси эпох Возрождения и Просвещения (вторая половина XVI – первая половина XIX в.). Впервые проанализировано и обобщено богатейшее и национально специфичное градостроительное искусство Средневековья, Ренессанса, барокко и классицизма в его взаимодействии с зодчеством Западной Европы и России. На основе исследования 115 городских поселений Беларуси, анализа около 650 архивных историко-картографических и других изобразительных документов, выполнения более 200 графических реконструкций и графоаналитических построений обнаружены закономерности организации поселений: генетические, стилевые, функциональные, морфологические, композиционные, метрологические. Одно из открытий работы – выявление особенностей городов как возведенных наподобие раннехристианских столиц и библейских образов.
Монография, итог почти 50-летней научной деятельности автора, нацелена на сохранение общенародного культурного достояния, распро…
Зачастую мы так спешим от метро до работы и обратно или торопимся к месту встречи, что не замечаем многого даже на хоженых-перехоженых улицах. А уж заглянуть в тихий переулок обычно и в голову не приходит! Московские переулки дарят нам столько ярких впечатлений и хранят столько тайн и загадок, что приходится лишь удивляться, как близко к нам на самом деле находятся эти удивительные места.
Каждое из описанных в книге зданий расположено в пяти—семи минутах ходьбы от одной из центральных станций метро. Это значительно упрощает изучение этих памятников. Представьте, например, что ваш друг или деловой партнер задерживается на пятнадцать минут. Вместо того чтобы бесполезно стоять и ждать его, вы можете прогуляться до ближайшего интересного здания, предварительно узнав его историю из книги. Даже в свободное, случайно появившееся время у вас есть возможность изучать любимый город!
В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Эта книга о великом архитекторе Антони Гауди написана поэтом. Вот почему её надо внимательно прочитать, и возможно, не один раз. Инженеры и архитекторы скажут о Гауди по-своему, наверно более компетентно технически, но едва ли кто-то, кроме поэта, скажет глубже о Гауди художнике, о гении и его не понятом современниками творении, о суровом аскете, в которого превратился щеголеватый смолоду каталонский провинциал. А ещё в этой удивительной книге впервые рассказываются в деталях драматические подробности жизни и смерти Гауди, которых нет ни в одной из многочисленных его биографий.
В сборнике научных статей преподавателей ВУЗа и специалистов-практиков рассматриваются актуальные проблемы, а также история и тенденции развития архитектуры, градостроительства, менеджмента. Данное научное издание рассчитано на ученых, руководителей и специалистов-практиков новой формации. Оно может быть полезно преподавателям, докторантам, аспирантам и студентам высших учебных заведений соответствующего профиля. Сборник статей сформирован по итогам проведенных в 2021 году в СПбИИР научно-практических конференций и научного симпозиума: Национальной научно-практической конференции «Традиции и инновации в строительстве, архитектуре и реставрации», Международной научно-практической конференции «Архитектура и архитектурная среда: вопросы исторического современного развития», Международной научно-практической конференции «Современные проблемы земельно-имущественных отношений, урбанизации территории и формирования комфортной городской среды», Всероссийского научного симпозиума «Культурный код России».
В сборник…
Мне давно хотелось попасть в Апулию. Без этого не складывается единая картина истории средневековой Италии – в ней все время маячит черное пятно – некая Terra incognita.
Есть книга английского журналиста Генри Мортона «От Рима до Сицилии».
Книжка отличная, но без картинок, а всем известно, что архитекторов книжки без картинок огорчают, потому что описывать архитектуру словами – дело довольно неблагодарное – смотреть надо.
И вот, наконец, настал тот час… Маленький Фиатик, арендованный а аэропорту Римини, мчит нас по трассе Е55. Направление- ЮГ.
Рассмотрены исторические аспекты строительного материаловедения и развития технологий изготовления и применения основных строительных материалов и изделий. Большое внимание уделено научному вкладу выдающихся ученых мирового уровня в развитие и создание материаловедческой основы, освещены крупные открытия строительной науки. Приводятся конкретные примеры и иллюстрации мировых шедевров и памятников архитектурного наследия.
Для студентов, обучающихся по направлению «Строительство», а также специалистов в области производства и применения строительных материалов и изделий.
Книга знакомит читателя с деревянными церквями и часовнями, расположенными в Каргопольском районе Архангельской области. Рассказывается об их истории и архитектуре, о том, как они выглядели первоначально и какие изменения претерпели со временем. Внимание заостряется на состоянии памятников и возможностях их сохранения. Кроме деревянных памятников мы рассматриваем каменные храмы и иные достопримечательности. Таким образом, книга может служить путеводителем по Каргополью.
Первое издание в России и за рубежом, представляющее развитие антропософской архитектуры от ее истоков в историческом контексте начала двадцатого столетия до творческих поисков, проектов и построек конца века и начала нового тысячелетия.
Многообразие новых социальных отношений в России способствует росту интереса к запрещенным раньше темам, появлению новых творческих и духовных инициатив, блокированных при социализме. В издании исследованы антропософские идеи в архитектуре и искусстве, их воплощение в конкретных сооружениях, архитектурное творчество Рудольфа Штайнера, его влияние на развитие зодчества. Публикация энциклопедической монографии, посвященной творческой эволюции духовно-научных, биоэкологических, органических и социо-гуманистических идей в архитектуре особенно значима на рубеже тысячелетий для оценки гуманитарно-культурного наследия цивилизации.
Главы книги написанны ведущими в этой области специалистами из разных стран. Многие авторские иллюстрации публикуются впервые.
Автор мемуаров – Илья Евграфович Бондаренко (1870–1947) – видный московский архитектор, выходец из провинции, создатель нескольких старообрядческих храмов в Москве и Подмосковье, внесших вклад в формирование неорусского стиля. Большая часть его воспоминаний посвящена жизни в дореволюционной России: описаны быт и нравы купеческой Уфы и Москвы, учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Цюрихском политехникуме; отдельные главы посвящены театральной, музейной, музыкальной, и выставочной деятельности в России конца XIX – начала XX века, жизни московских меценатов, коллекционеров, библиофилов, старообрядцев, вопросам московской архитектуры. Значительная часть текста содержит заметки автора о путешествиях в европейские страны. Советскому периоду своей жизни зодчий посвятил лишь одну – последнюю главу. Благодаря яркому литературному дарованию, И.Е. Бондаренко создал образ своего времени, насыщенный множеством достоверных деталей, что делает его труд ценным историческим источником по истории и куль…
Легендарное произведение о мировой архитектуре.
Андреа Палладио (1508–1580) – одна из ключевых фигур итальянского Возрождения, зодчий, теоретик и знаток античной архитектуры. Пройдя путь от рядового каменотёса до архитектора, он соединил крепкие ремесленные навыки и высокие культурные устремления североитальянских поклонников античной классики, в круг которых был введён гуманистами Дж. Триссино и Д. Барбаро. Наиболее знамениты спроектированные им в Виченце вилла Альмерико Капра Ла-Ротонда, базилика Палладиана, театр Олимпико, собор Сан-Джорджо Маджоре в Венеции.
Благодаря ученикам и последователям, его творческие принципы и опыт оказали кардинальное влияние на судьбы мировой архитектуры. Палладианство – особое направление европейского классицизма последующих веков, базой для которого явился трактат «Четыре книги об архитектуре», впервые изданный в Венеции в 1570 году. Претерпев многочисленные переиздания и переводы на иностранные языки, это классическое сочинение сохраняет свою значимость и сегодня, служа…
Посвящено проблеме повышения уровня взаимопонимания между архитекторами и инженерами-конструкторами, строителями в их совместной профессиональной деятельности.
Дает возможность архитекторам расширить свои представления о работе конструкций, их функциональных и эстетических свойствах, законах их построения, о достижениях и тенденциях в развитии строительной науки, информационных и компьютерных технологий, а инженерам-конструкторам получить систематизированные сведения об азах архитектуры и выдающихся произведениях зодчества, истории развития архитектуры, ее проблемах, философских аспектах архитектуры, как вида искусства.
Для студентов и специалистов строительных и архитектурных направлений и специальностей, а также широкого круга читателей, проявляющих интерес к архитектуре как виду искусства.
Является второй частью учебника «Всеобщая история архитектуры и строительной техники», состоящего из трех частей, и включает обширный период Средневековья и эпохи Возрождения в странах Европы и России. Рассмотрена архитектура Византии, романского и готического периодов, эпохи Возрождения, а также архитектура средневекового Востока. Особое внимание уделено архитектуре Древней Руси и ее развитию, начиная с XIV–XVI вв. Анализируются архитектурно-стилистические и композиционные особенности архитектурных памятников этого периода, эволюция технической мысли и строительного дела, изменения конструктивной основы зданий, технологии их возведения.
Для обучающихся по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура. Может быть использован также обучающимися архитектурных колледжей и художественных школ.