ТОП-50 лучших книг в жанре История авиации
bannerbanner

История авиации - ТОП 50 лучших книг

Отображать сначала: популярныеновыеТОП лучших книг
Легендарная гражданская авиация мира
4
Если попытаться перечислить факторы, определяющие «лицо» современного мира, то одно из первых мест, наряду с компьютерами, легковыми автомобилями и достижениями медицины, безусловно, займет гражданская авиация. Среди сотен образцов гражданских самолетов есть такие, которые стали символами своего времени, создание которых становилось очередной ступенью в повышении скорости, безопасности, комфорта, доступности воздушных путешествий. С ними вы можете познакомиться на страницах этой книги. Представлена в ней также транспортная авиация и авиация общего назначения. Несколько страниц отведены рекордным и спортивным машинам. Издание рассчитано на широкий круг любителей авиации.
Самолеты. Иллюстрированная энциклопедия
5
Уникальная цветная энциклопедия авиации рассказывает все о самолетах с начала Второй мировой войны до наших дней. Подробные характеристики моделей самолетов разных государств дают читателю возможность провести сравнение машин по весу, размерам, вооружению и боевым качествам. Детальные схемы самолетов и более 1000 уникальных рисунков и фотографий наглядно иллюстрируют историю развития самолетостроения в мире. Книга адресована всем, кто интересуется военной историей и историей авиационной техники.
Самолеты Великой Отечественной войны
4
Настоящее издание содержит исчерпывающую информацию об авиации СССР, Германии и их союзников – истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках, торпедоносцах, транспортных и вспомогательных самолетах, принимавших участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. В книге представлена полная история создания самолетов, а также приводятся многочисленные иллюстрации, рисунки, схемы, летно-технические характеристики различных модификаций, конструкция и вооружение отечественной и зарубежной авиации. Книга предназначена как для тех, кто интересуется военной техникой и историей, так и для широкого круга читателей.
Самолеты СССР Второй мировой войны
4
В издании собран обширный фактический материал о самолетах СССР Второй мировой войны. В нем приводятся описания, технические характеристики, вооружение, история и боевое применение около 100 образцов серийных и опытных самолетов. В книге содержится большое число рисунков, схем и чертежей. Книга предназначена для широкого круга читателей и для тех, кто интересуется военной техникой.
Война моторов. Крылья советов
4
«Война моторов: Крылья Советов» – аналитическое исследование, посвящённое советским авиамоторам и самолётам Второй мировой войны. Основным и, пожалуй, наиболее парадоксальным выводом работы стало то, что, в сравнении с остальными странами мира, в июне 1941 года военно-воздушные силы СССР находились на пике своего могущества. Это отражалось в количестве и уровне оснащённости имевшихся в их распоряжении самолётов, качестве подготовки экипажей, а также в боевом опыте, полученном советскими пилотами в ходе нескольких региональных конфликтов. В течение войны сравнительный «рейтинг» ВВС Красной Армии значительно снизился. Как это ни странно, данное обстоятельство не помешало «сталинским соколам» завоевать господство в воздухе и сыграть огромную роль в разгроме нацистской Германии и её союзников.
Самолёты
3
Более 150 моделей самолётов, история их создания и эволюция с начала возникновения авиации до наших дней. Монопланы и мультипланы, истребители, бомбардировщики и штурмовики, пилотируемые и беспилотники, суперлёгкие и сверхзвуковые, самолёты высшего пилотажа… и это ещё не всё! Для младшего школьного возраста.
Боевые вертолеты мира
5
В издании представлена самая полная информация о всех отечественных и зарубежных боевых вертолетах. Подробно изложена история создания серийно выпускавшихся вертолетов, описаны особенности конструкции и применения различных модификаций, приведены летно-технические характеристики, а также данные о вооружении. Книга содержит большое количество фотографий, рисунков, схем. Издание предназначено как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся авиационной техникой.
Самолеты. Величайшие битвы. Самые известные командиры
3
Хотя грезить о полетах человек начал еще в глубокой древности, подняться в небо ему удалось относительно недавно – лишь в начале XX века. И практически сразу же на возможности появившихся летательных аппаратов обратили внимание военные. Именно героизм пилотов, проявивших себя во время военных действий, так привлекает мальчишек, которые хоть раз в жизни мечтали стать отважными летчиками, а может быть, и выдающимися командирами. Многие из них и повзрослев не расстаются с этой мечтой! Для таких читателей и предназначена эта книга. С ее помощью ребята смогут последовательно, период за периодом, проследить эволюцию самолетостроения, сравнить технические характеристики разных моделей, а также оценить боеспособность, достоинства и недостатки лучших образцов. Кроме того, на страницах издания представлено описание самых значительных сражений в истории войн с использованием авиации, качественный и количественный состав противоборствующих сторон, а также анализ действий отдельных пилотов. Приведенная в книге информа…
Полная энциклопедия авиации Германии Второй мировой войны 1939–1945. Включая все секретные проекты и разработки
3
В настоящем издании представлена полная информация об авиации Германии периода Второй мировой войны – о бомбардировщиках, штурмовиках, истребителях, разведывательных, связных и реактивных самолетах, а также гидросамолетах того времени. В издании приводятся факты из истории создания самолетов Люфтваффе, приведены их летно-технические характеристики, показаны конструкция и вооружение. Издание содержит большое количество рисунков, фотографий и схем. Предназначено как для тех, кто интересуется военной техникой, так и для широкого круга читателей.
Полеты воображения. Разум и эволюция против гравитации
3
Ричард Докинз – выдающийся мыслитель современности, автор таких просветительских бестселлеров, как «Эгоистичный ген», «Огарок во тьме" и "Слепой часовщик. Как эволюция доказывает отсутствие замысла во Вселенной»! Полет, воздушная стихия – мечта и цель, которая гипнотизировала человека на протяжении тысячелетий. Земная гравитация – суровая реальность, которая противостоит этой мечте и которую неизбежно учитывает и природа. Эволюция подходила к полету рационально: если для целей сохранения вида нужно летать, средства для этого непременно появятся, даже если для этого потребуются миллионы лет. Человек, в свою очередь, придумал множество способов подняться в воздух и перемещаться на большие расстояния: от крыльев мифологического Икара до самолета был пройден большой путь благодаря тому, что во все времена есть люди, способные в своем воображении взлететь ввысь, даже оставаясь на земле. Именно они накапливают знания, открывают новое и ведут за собой: «Быть может, та же тяга к приключениям, которая обуревала п…
Хроники всего мира: Время расцвета
5
Дирижаблестроение в Германии начала ХХ века пережило стремительный рост и национальную гордость, крах и военный запрет, но под управлением честолюбивых и дальновидных людей обрело время расцвета. Роман рассказывает историю Эммы Остерман, которая проходит этот путь вместе с целой промышленной отраслью. (Печатается с сокращениями)
Полеты воображения. Разум и эволюция против гравитации
3
Полет, воздушная стихия – мечта и цель, которая гипнотизировала человека на протяжении тысячелетий. Земная гравитация – суровая реальность, которая противостоит этой мечте и которую неизбежно учитывает и природа. Эволюция подходила к полету рационально: если для целей сохранения вида нужно летать, средства для этого непременно появятся, даже если для этого потребуются миллионы лет. Человек, в свою очередь, придумал множество способов подняться в воздух и перемещаться на большие расстояния: от крыльев мифологического Икара до самолета был пройден большой путь благодаря тому, что во все времена есть люди, способные в своем воображении взлететь ввысь, даже оставаясь на земле. Именно они накапливают знания, открывают новое и ведут за собой: «Быть может, та же тяга к приключениям, которая обуревала полинезийцев, открывавших новые острова, и сегодня живет в том „зове пространства“, который побуждает представителей нашего вида колонизировать Марс – и, возможно, в далеком будущем добраться и до звезд?» В формате…
В небе и на земле Хакасии в годы Великой Отечественной войны. История Бирмской военной авиационной школы пилотов
3
Издание посвящено истории Бирмской военной авиационной школы пилотов, находившейся в эвакуации в г. Черногорске Хакасской автономной области Красноярского края в 1942-1946 гг., подготовившей для фронта более 1200 летчиков-истребителей. Представлена военно-патриотическая работа Военного учебного центра СФУ по увековечению памяти погибших в учебных полетах летчиков-инструкторов и курсантов авиашколы. Предназначено для специалистов Военно-воздушных сил, курсантов и преподавателей военных учебных заведений, а также всех интересующихся историей авиации в Красноярском крае.
Воздушная битва за Ленинград. От Балтики до Валдая. 1941–1944
5
Блокада Ленинграда является одним из самых драматичных и трагических эпизодов Второй мировой войны. Невзирая на нехватку сил и ресурсов, проблемы на других участках фронта и погодные условия, Красная армия в течение двух с половиной лет не оставляла попыток отбросить немцев от «колыбели революции». В книге на основе многочисленных отечественных и немецких документов, воспоминаний участников событий и других источников подробно рассказано обо всех воздушных операциях и схватках, происходивших в течение нескольких лет на северном театре боевых действий. Не только о налетах люфтваффе на Ленинград и Кронштадт, попытках немцев перерезать коммуникацию через Ладожское озеро («Дорогу жизни»), но и о битвах за Синявино, Любань, Демянск, Старую Руссу, Холм, Великие Луки и др. Собранные и систематизированные автором уникальные факты и подробности позволяют по-новому взглянуть на ход известных и не очень сражений Великой Отечественной войны, глубже понять причины успехов и неудач Красной армии. В формате PDF A4 сохр…
Повести военных лет
4
Рассказы и повести моего деда, восстановленные из его рукописей 50-летней давности
«Вечный» Ли-2 – дальний бомбардировщик, военно-транспортный и десантный самолет
3
На этом легендарном самолете 9 мая 1945 года были доставлены в Москву Знамя Победы и Акт о капитуляции Германии. Этот авиашедевр, выпускавшийся в СССР по американской лицензии и прозванный «Дугласом», оказался одним из самых универсальных и полезных самолетов Великой Отечественной. Изначально закупленный для Гражданского воздушного флота, в годы войны Ли-2 широко применялся не только как военный транспортник (по всем статьям превосходивший немецкий Ju.52), но и как ночной бомбардировщик в составе Авиации Дальнего Действия, и для высадки парашютных десантов, и как буксировщик планеров и целых «планерных поездов», и как воздушный тральщик, и для заброски за линию фронта диверсионных групп, и для снабжения партизанских отрядов в глубоком тылу противника. Недорогой, неприхотливый и надежный (недаром его величали «вечным „Дугласом“), Ли-2 был буквально вездесущ – эти самолеты на бреющем прорывались в блокированный Ленинград и осажденный Севастополь, бомбили Кенигсберг, Хельсинки и Будапешт, высаживали десантни…
Самолеты мира. История, авиация, техника полёта
3
Энциклопедия «Самолеты мира» – невероятный подарок для всех, кто увлекается самолетами и авиацией, поскольку в ней есть все: от зарождения авиации до невероятных будущих проектов, в том числе летающих автомобилей! Почему самолет летит? Что такое турбулентность? Что означают линии и знаки на взлетно-посадочных полосах? На эти и многие другие вопросы ответит наша книга. Читатель познакомится со строением самолетов, увидит, как развивались летательные аппараты, прочитает о аэродинамике, форме крыла и подъемной силе, закрылках и элеронах, сможет рассмотреть множество моделей самолетов и прочитать огромное количество интересных фактов о них. Потрясающие рисунки известного бельгийского художника Яна ван дер Векена в деталях изображают дизайн самолетов и даже физику полета!
Зарождение Дальней авиации. Эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец»
3
История Дальней авиации берет свое начало в первой половине XX века, когда талантливым русским инженером-конструктором И.И. Сикорским был создан крупнейший на тот момент в мире самолет – «Илья Муромец». После начала Первой мировой войны указом императора Николая II все самолеты этого типа были сведены в тяжелую бомбардировочную эскадру, что и стало фактическим рождением российской Дальней авиации. В книге читатель сможет найти много интересной информации о разработке и производстве самолетов этого типа, их сложном боевом пути и особенностях применения на фронтах мировой войны, а также узнать о людях, которые вели эти воздушные гиганты к новым победам, совершенствовали их конструкцию и геройски сражались, защищая свое Отечество. Благодаря тщательной работе автора с архивными документами и легкости изложения эта книга будет интересна широкому кругу любителей истории. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
100 великих отечественных самолетов
4
Стремительные истребители и грозные бомбардировщики, всевидящие разведчики и покорившие две стихии гидропланы, машины полярной авиации и сельскохозяйственные «кукурузники», рекордные, учебные и транспортные самолеты и, конечно, комфортабельные пассажирские лайнеры… Мир отечественной авиации огромен и необычайно разнообразен. Книга знакомит читателей с сотней самых прославленных отечественных самолетов – от первого аэроплана князя Кудашева до разработок современных авиаконструкторов. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Красное небо. Невыдуманные истории о земле, огне и человеке летающем
3
Документальный роман о бесстрашном пилоте! Эта книга – документальна. О чём она? О Дальнем Востоке первой половины ХХ века, включая смутные годы Гражданской войны и почти пятилетнюю интервенцию. Об авиации, переживавшей в те десятилетия взрывное развитие и бешеную популярность. О неизбывном стремлении человека к небу, к Луне, к звёздам. О космической гонке СССР и Штатов – от первого спутника до высадки человека на Луну. О странных сближеньях, загадочных совпадениях, непостижимо влияющих на судьбы и прочерчивающих биографии. О неисповедимых тайнах творчества. О вторых, ведомых, дублёрах, проигравших, забытых… О славе и бесславии, удаче и неудаче, выборе и пути человеческом. Наконец – или прежде всего – о судьбе вроде бы заурядного военного лётчика Льва Колесникова, вокруг которого странным и порой удивительным образом складываются и переплетаются все вышеобозначенные сюжеты. В линии жизни Колесникова преломилась история его родного Владивостока, страны и мира. © Авченко В.О., 2022© ООО «Издательство АСТ», …
Жесткие дирижабли. Создание. Секреты. Боевое применение
4
Тайна сожжения Москвы в 12 году, грозное ракетное орудие победившее британскую армию и как удалось человеку взмыть в воздух подобно птице? Ученые с давних пор бились над этой задачей и нашли изящное решение. Когда оно появилось, путей достижения оказалось несколько. Но началась первая мировая война, в котором новому виду вооружений со своими тайнами и секретами предстояло переломить итог войны и взмыть в небо, так высоко, как никто до них не поднимался. Жестким дирижаблям пришлось пройти огонь воду и медные трубы. Экипажи были на все руки мастера и сделали что могли, а штаб требовал от промышленности всё новые и новые цепеллины и гнал их на выполнение новых меняющихся в зависимости от обстановки задач. Книга объединяет в себе технику, историю, культуру, летоисчисление, политику и воспоминание очевидцев, для того чтобы мы с Вами пришли к удивительным выводам и узнали много нового.
Через невидимые барьеры
4
Жизнь и творчество Марка Галлая невозможно представить себе отдельно от неба. В молодости, после окончания летной школы и Политехнического института в родном Ленинграде, он стал инженером и летчиком-испытателем в ЦАГИ-ЛИИ. Участвовал в Великой Отечественной войне и во время первого налета на Москву сбил фашистский самолет. Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, Марк Галлай освоил 125 типов летательных аппаратов; был инструктором по технике пилотирования космического корабля у первой (гагаринской) шестерки космонавтов. Предлагаемая книга – подробный рассказ о жизненном пути выдающегося летчика-испытателя, написанный им самим. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Авиация России и санкции
5
Большую часть жизни я прыгал с парашютом - сначала как спортсмен-любитель, потом как парашютист-испытатель. Еще в конце девяностых - начале двухтысячных стало ясно: положение дел в отечественной авиации и тенденции ее развития таковы, что скоро мы можем остаться не только без техники, пригодной для выполнения парашютных прыжков, но и без аэродромов. Возглавив в 2017 году НИИ парашютостроения, я всерьез задумался: что можно и нужно сделать для радикального изменения ситуации. В результате большой и нелегкой работы, при неоценимой помощи моих друзей и единомышленников - авиационных экспертов и практиков, готовых создать новую, адекватную модель развития отечественной авиационной системы, получилась эта книга. О полезности и своевременности ее судить читателю.
Красное небо. Невыдуманные истории о земле, огне и человеке летающем
5
Эта книга – документальна. О чём она? О Дальнем Востоке первой половины XX века, включая смутные годы Гражданской войны и почти пятилетнюю интервенцию. Об авиации, переживавшей тогда взрывное развитие и бешеную популярность. О полузабытой Корейской войне 1950-1953 годов, в которой негласно участвовали советские лётчики, дравшиеся против американских «суперкрепостей» и «сейбров». О неизбывном стремлении человека к небу, к Луне, к звёздам. О космической гонке СССР и Штатов – от первого спутника до высадки человека на Луну. О странных сближеньях, загадочных совпадениях, непостижимо влияющих на судьбы и прочерчивающих биографии. О неисповедимых тайнах творчества. О вторых, ведомых, дублёрах, проигравших, забытых… О славе и бесславии, удаче и неудаче, выборе и пути человеческом. Наконец – или прежде всего – о судьбе вроде бы заурядного военного лётчика Льва Колесникова, вокруг которого странным и порой удивительным образом складываются и переплетаются все вышеобозначенные сюжеты. В линии жизни Колесникова прел…
Уточкин
3
Биографическая книга Максима Гуреева «Уточкин» является, по сути, первым исследованием, посвященным выдающемуся русскому атлету и авиатору, человеку, с именем которого в России рубежа XIX–XX веков связывают начало профессионального спорта и авиационного дела. В книге сделана попытка понять и проанализировать мотивы великих и парадоксальных поступков С. И. Уточкина, его побед и поражений, взлетов и трагических падений. Одессит по происхождению, москвич по отношению к жизни, петербуржец по складу ума, Уточкин был вхож в самые разнообразные круги русского общества. О нем писали Куприн и Аверченко, Катаев и Чуковский, Утесов и Гиляровский, Олеша и Бабель, Бунин и Дон Аминадо. Сам Сергей Исаевич был тоже склонен к литературному творчеству, оставив после себя ряд мемуарных сочинений. К сожалению, герой книги прожил недолгую жизнь – он умер в 1916 году в Петрограде в возрасте 3 т. е… Однако память о его первых победах на Одесском велодроме, о его полетах на аэроплане «Фарман IV» в Петербурге и Одессе, Москве и К…
Все генералы Сталина Авиация. Том 6
3
Книга представляет собой 6-й том многотомного издания, в который вошли биографии всех военачальников, получивших воинские звания генерал-майор авиации, генерал-лейтенант авиации и генерал-полковник авиации с 1940 по 1945 гг. Биографии составлены на базе учетно-послужных карт военнослужащих и других архивных документов. Многие сведения публикуются впервые.
Михаил Симонов. Жизнь и труды создателя Су-27
5
Тяжелый истребитель Су-27 – этапная машина в отечественном самолетостроении, и она в полной мере является детищем Генерального конструктора Героя Российской Федерации М.П. Симонова (1929-2011), без малого два десятка лет возглавлявшего ОКБ им. П.О. Сухого. Михаил Петрович Симонов вошел в историю авиации не только как создатель самого совершенного истребителя четвертого поколения в мире, целого семейства боевых «сушек», как их любовно называют летчики, разработанного на его базе (Су-30, Су-33, Су-34, Су-35), но и спортивных самолетов – Су-26, Су-26М, Су-29, Су-31, Су-49, на которых наши пилоты завоевали множество золотых медалей на первенствах мира по воздушной акробатике. Также он внес значительный вклад в создание фронтового бомбардировщика Су-24 и легендарного штурмовика Су-25 «Грач». В тяжелые для страны 1990-е годы Симонову удалось спасти уникальный коллектив суховцев от распада и выйти на мировой рынок вооружений с продукцией, которая была на голову выше, чем у западных конкурентов (до сих пор семейс…
Игорь Сикорский
3
Игорь Сикорский не изобретал вертолет, зато создал семейство лучших в мире вертолетов, на которых почти во всех войнах XX и XXI веков перевозили морских пехотинцев и врачей, почту и средства тушения пожаров, негабаритные грузы и обычных пассажиров – и даже президентов США. В России этот русско-американский гений создал первые в мире огромные многомоторные самолеты «Русский Витязь» и «Илья Муромец», а в Америке, где его почтительно называли Мистер Геликоптер, – необыкновенные гидросамолеты, пересекавшие Атлантику и Тихий океан еще до Второй мировой войны.
Кировская весна. Авиация 1941
4
Данное произведение представляет собою «вбоквелл» на полях альтернативной реальности «Кировская весна», является продолжением книги «Кировская весна 1940» и имеет седьмой порядковый номер в серии «Кировская весна». Здесь описываются развилки истории, в которых ситуация в авиации СССР в альтернативной реальности «Кировская весна» отличается от нашей реальности. Затем подробно, с использованием 23 таблиц, рассматривается ход советского самолетостроения с 1931 по 1941 год, дается описание основных типов применявшихся самолетов и их сравнение между собой, дается описание альтернативной организационной структуры ВВС СССР, приводится соотношение сил ВВС СССР и Германии на июнь 1941 года в абсолютных цифрах и в процентах по каждому военному округу. Произведение завершается выводами о том, к каким изменениям на фронтах Великой Отечественной войны приводят вышеописанные развилки истории
Дальний бомбардировщик Ер-2. «Самолет несбывшихся надежд»
5
Боевые самолеты, как и люди, бывают счастливыми и невезучими, удачливыми—и не очень. Одним из таких «лузеров» стал дальний бомбардировщик Ер-2, который должен был прийти на смену устаревшим ДБ-3, но, несмотря на ряд оригинальных решений (крыло типа «чайка», фюзеляж треугольного сечения, создававший подъемную силу) и массу достоинств (большая бомбовая нагрузка, мощное оборонительное вооружение, два пилота, которые могли подменять друг друга в полете), из-за проблем с двигателями этот самолет выпускался лишь небольшими сериями – в начале Великой Отечественной «ерами» были укомплектованы два «особых» полка, почти полностью сгоревших в битве за Москву. Производство возобновили только в 1943 году, вместо бензиновых моторов установив на бомбардировщик новые авиадизели, которые также оказались ненадежными, не отрабатывая и половины назначенного ресурса. Тем не менее было принято решение о формировании семи авиаполков, вооруженных дизельными «ерами», которые успели принять участие в ударах по Германии, но война у…
Крылья третьего рейха
4
В настоящей книге представлена история возрождения, организация и структура немецких военно-воздушных сил. Дается самая полная информация об авиации Германии периода Второй мировой войны: приведена история создания самолетов, типы и модификации, опытные образцы и разработки, а также перспективные проекты. Издание содержит много иллюстраций; будет интересно как специалистам, так и широкому кругу читателей.
Стратегический самолет-разведчик U-2. «Железная леди» американских ВВС
3
1 мая 1960 года. Стратегический разведчик Lockheed U-2 вылетел с базы в Пакистане с заданием ЦРУ – на высоте 21 тысячи метров пересечь СССР с юга на север, произведя фотосъемку военных и промышленных объектов врага №1. Однако под Свердловском (Екатеринбургом) самолет Фрэнсиса Гэри Пауэрса сбили зенитной ракетой… U-2 Dragon Lady (буквально переводится как «Дракониха», но синонимично русскому «ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ») был создан в середине 1950-х годов, когда американским разведслужбам понадобилась машина с высотой полета недосягаемой для советской ПВО. После гибели самолета Пауэрса полеты над территорией Советского Союза были прекращены и продолжались только вдоль его границ. Всего же Dragon Lady смогли 24 раза пролететь над СССР. В 1962-м именно U-2 дал старт Карибскому кризису, поставившему мир на грань Третьей мировой, засняв строящиеся на Кубе стартовые позиции баллистических ракет. U-2 со своим длинными (целых 30 метров) крыльями стал не только одним из самых узнаваемых символов холодной войны, он до сих пор с…
Ударный вертолет Bell AH-1 «Кобра» и его модификации. «Ядовитая змея» американской армии
5
Bell AH-1 Cobra стал первым в мире специально спроектированным ударным вертолетом. В течение тридцати лет именно «Кобра» была основным боевым вертолетом американской армии, а ее модернизированные версии остаются в строю до сих пор (в Корпусе морской пехоты США AH-1W «Супер-Кобра» является основным боевым вертолетом). Боевой дебют «Кобр» состоялся более полувека назад во Вьетнаме. Они обеспечивали поддержку сухопутных войск от огня вьетконговцев, сопровождали десантные и транспортные вертолеты, выполняли другие задачи, в том числе использовались в качестве носителей авиационной ракетной артиллерии. Всего их пилоты провели во вьетнамском небе более миллиона боевых часов. Затем «Кобры» участвовали почти во всех боевых операциях американской армии последней трети XX в. В их послужном списке – вторжения в Гренаду (1983) и Панаму (1989), война в Персидском заливе (1990–1991), где «Кобры» уничтожили множество иракской бронетехники и других целей. В 1993 г. «Кобры» применялись в Сомали, а в 1994-м на Гаити. В изр…
Самолеты-«ганшипы» во Вьетнаме. Главный калибр «спецназа» американских ВВС
4
Во время Вьетнамской войны 1965—1973 гг. за грузовиками Вьетконга по маршрутам снабжения тропы Хо Ши Мина охотились практически все типы американских самолетов – от реактивных «Фантомов» до противопартизанских «Бронко», но 70% уничтоженных транспортных средств записали на свой счет самолеты-«ганшипы». Стрелково-пушечное вооружение на них устанавливается поперек фюзеляжа вдоль одного борта (такое расположение орудий действительно вызывает ассоциацию со старинными парусниками – gun ship’ами). Характер операций спецподразделений ВВС США резко отличался от тактики применения армейской авиации, и оказалось, что для боевых действий такого рода больше всего подходят самолеты с невысокой скоростью полета, оснащенные, однако, весьма сложной бортовой аппаратурой. Первый «ганшип» (AC-47) был переоборудован из транспортного самолета С-47. В 1967 г. начались испытания еще более мощного АС-130, созданного на базе транспортного самолета С-130 «Геркулес». Вооружение состояло из четырех специально разработанных модулей с …
Гражданская авиация Великобритании. От бипланов до «Кометы» и «Конкорда»
5
Гражданская авиация Великобритании всегда была в лидерах по дальности перелетов, развитию сети перевозок, введению технических средств пилотирования и автоматизации. С 1 мая 1919 г., когда британское небо стало открытым для полетов, по 1 апреля 1974-го, когда начала свою работу компания «Бритиш Эйруэйз», прошло всего пятьдесят пять лет, но они вместили в себя огромный путь: от тарахтящих бипланов до сверхзвуковых лайнеров, от первых робких попыток пересечь Ла-Манш и доставить пассажиров из Лондона в Париж до полетов вокруг земного шара, от группы разрозненных компаний-перевозчиков, каждая из которых имела свои интересы, до единого государственного авиапредприятия, несущего флаг по всей планете. История британских авиалиний – это жесточайшая конкуренция как со старыми противниками вроде Франции, Германии или Бельгии, с компаниями бывших доминионов, так и с независимыми британскими перевозчиками, поощряемыми собственным правительством. Эта уникальная книга не просто первая подробная история гражданской авиа…
Русские самолеты Первой мировой. Крылья Российской империи
5
Первая мировая война, ставшая величайшим бедствием народов, одновременно инициировала развитие и совершенствование многих технических идей, промышленных начинаний и изобретений. В период с 1914 по 1918 г. появились различные виды новых вооружений, среди которых наиболее поразительных успехов достигла авиация. Если за несколько лет до начала войны пилотируемые полеты на аппаратах тяжелее воздуха считались опасными экспериментами, а вопрос практического применения самолетов не до конца определился, то к 1918 г. ситуация кардинальным образом изменилась – количество вооруженных аэропланов в мире исчислялось десятками тысяч, соединения боевой авиации рассматривались как важнейшее средство достижения успеха в любом военном конфликте. В годы Первой мировой войны самолетостроительство энергично развивалось и в Российской империи. За несколько лет многие авиастроительные предприятия России из отдельных полукустарных мастерских превратились в полноценные и полностью оборудованные заводы. Начиная с 1909 г. и вплоть …
Стратегический разведчик SR-71 «Черная птица». Самолеты-невидимки фирмы «Локхид»
5
Противостояние эпохи холодной войны вынуждало СССР и США использовать максимум возможностей для достижения преимущества над противником. В этой борьбе создавались самые передовые научно-технические разработки, а некоторые образцы вооружений и военной техники того периода можно назвать шедеврами инженерной мысли. Среди них – стратегические самолеты-разведчики «Локхид» А-12 и SR-71, а также перехватчик YF-12. SR-71, известный во всем мире как «Черная Птица» или «Черный Дрозд», представлял собой дальнейшее развитие разведчика А-12 и предназначался для использования ВВС США, которые на тот момент не имели достойного аналога сверхзвуковому разведчику нового поколения A-12, использовавшемуся в ЦРУ. До сих пор «Черная Птица» остается единственным серийным самолетом, способным выполнять длительный полет на скорости, в три раза превышающей звуковую. В книге изложена полная история создания, эксплуатации и боевого применения стратегических самолетов-разведчиков, имеющих «инопланетный» дизайн, с выдающимися скоростн…
Истребитель-бомбардировщик F/A-18 «Hornet» и его модификации. Ударная сила американских авианосцев
3
F/A-18 «Hornet» («Шершень») не только является главной ударной силой американских авианосцев, но и по праву признан одним из самых технологичных и эффективных многофункциональных истребителей четвертого поколения. Самолет сразу имел двойное назначение – истребитель и штурмовик, что и отражено в его буквенном обозначении: F (fighter), A (attack). Боевое крещение F/A-18 получили еще в 1986 г. в Ливии, затем отлично показали себя во время операций в Ираке (1991), Боснии (1995), Афганистане (2001) и других конфликтах. Всего было построено более двух тысяч «Шершней» различных модификаций. Результатом первой существенной модернизации стал F/A-18E/F Super Hornet. На нем реализованы наиболее масштабные меры по снижению радиолокационной заметности среди всех современных истребителей, за исключением F-22 и F-35. «Супер Хорнет» стал базой для создания самолета радиоэлектронной борьбы EA–18G Growler, предназначенного для подавления наземных и корабельных РЛС. Super Hornet останется в строю и в обозримом будущем, ведь…
Су-30 МКИ. Многоцелевой шедевр
4
На излете существования СССР резко сократился государственный оборонный заказ, под вопросом оказалось существование КБ и заводов отечественного военно-промышленного комплекса. Положение спасали только экспортные контракты, но рынок требовал многоцелевых самолетов, способных поражать как воздушные, так и наземные (надводные) цели. Наши авиаконструкторы вернулись к разработке многоцелевой модификации Су-27, получившей название Су-30 МКИ. Это первый российский военный самолет, разработанный специально под требования иностранного заказчика, с широким использованием бортового радиоэлектронного оборудования иностранной разработки и производства. Новая книга Михаила Никольского – это подробнейший рассказ о разработке, строительстве и боевом применении Су-30 МКИ, ставшего олицетворением качества российского авиапрома.
Як-25. Первый отечественный всепогодный истребитель-перехватчик. От перехватчика до беспилотника
3
В начале холодной войны основным стратегическим оружием США были реактивные бомбардировщики – носители ядерных бомб. Для их перехвата, в том числе над труднодоступными районами Арктики, советской ПВО требовался всепогодный самолет с мощным вооружением, большой дальностью и продолжительностью полета. Первым отечественным всепогодным истребителем-перехватчиком стал созданный в ОКБ А. Н. Яковлева Як-25. «Изюминкой» яковлевской машины являлся радиоприцел, который и делал ее всепогодной, способной «работать» как по высотным, так и по низколетящим целям. Як-25 мог уверенно перехватывать все модели американских и британских разведчиков, стратегических бомбардировщиков, включая новейший В-52 «Стратофортресс», а также разведывательные аэростаты (одной из последних целей перехватчика стал аэростат, сбитый над Ярославлем в 1968 г.). Кроме того, он оказался удобным в пилотировании (летчики отзывались о нем – «саморул и самосад»), а его большая кабина после тесноты МиГов казалась экипажам очень комфортной. Як-25 не то…
Ил-18 и его модификации. Авиалайнер, разведчик, командный пункт, самолет-лаборатория, охотник за субмаринами
5
Во второй половине 1950-х годов на линии «Аэрофлота» вышли три первых отечественных самолета с газотурбинными двигателями – Ту-104, Ан-10 и Ил-18. Из них только Ил-18 до сих продолжает эксплуатироваться, правда, уже в Вооруженных силах. Ил-18 летал на всех, включая международные, воздушных трассах «Аэрофлота», во многих авиакомпаниях «братских» СССР государств. В Советском Союзе за сорок лет эксплуатации он перевез миллионы людей, в том числе в суровых условиях Крайнего Севера. Именно Ил-18 после полета в космос доставил в Москву Юрия Гагарина. Эта крылатая машина стала не только одним из самых популярных пассажирских лайнеров в истории авиации – на ее базе были созданы самолет-разведчик Ил-20, воздушный командный пункт Ил-22, самолет-лаборатория Ил-24 и самолет-охотник за подводными лодками вероятного противника Ил-38, который и в начале 20-х годов XXI века не утратил своего значения для обороны наших границ, продолжая оставаться на вооружении и постоянно проходя программы модернизации. Новая книга ведущ…
ЯК-28. Первый сверхзвуковой бомбардировщик, перехватчик, разведчик
5
«Огромное небо» – эта знаменитая советская песня была написана про экипаж перехватчика Як-28П: летчиков наградили посмертно за то, что ценой собственных жизней они увели аварийный самолет от густонаселенного города. Правда, в песне не упоминалось, что этим городом был Западный Берлин, а разбившийся «як» подняли со дна озера англичане, чтобы изучить секретную аппаратуру. Як-28 создавали как сверхзвуковой бомбардировщик и носитель ядерного оружия, однако более удачными стали модификации разведчика, барражирующего перехватчика и постановщика помех – по оценкам экспертов, как разведчик «як» превосходил даже пришедший ему на смену Су-24МР. А по воспоминаниям пилотов, отличавшийся рекордной тяговооруженностью «двадцать восьмой» на форсаже мог набирать высоту чуть ли не вертикально. Боевое крещение этот самолет принял в ноябре 1975 года – именно Як-28, положив бомбу точно в центр палубы, остановил большой противолодочный корабль «Сторожевой», на котором поднял мятеж замполит Саблин. Участвовали «яки» и в Афганск…
Первые истребители СССР – от И-1 до И-5
3
«Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет и должны пробежать это расстояние в 10 лет, иначе нас сомнут», – заявил Сталин в феврале 1931 года, когда в авиации эта «гонка за лидером» вышла на финишную прямую: если первые советские серийные истребители И-1 и И-2, созданные в середине двадцатых, не смогли стать достойной заменой «импортным» «Фоккерам», «Мартинсайдам» и «Балиллам», то уже И-5 соответствовал лучшим мировым стандартам. Спроектированный в рекордные сроки (меньше, чем за два месяца!) в первой отечественной «шарашке» под руководством заключенных Н. Н. Поликарпова и Д. П. Григоровича, этот истребитель-полутораплан закончил войсковые испытания в том же 1931 году, за несколько дней до речи Сталина, но боевое крещение принял лишь 10 лет спустя, в начале Великой Отечественной, когда огромные потери заставили вернуть в строй не только учебные, но даже списанные машины. И хотя к тому времени «пятерки» уже безнадежно устарели, они привлекались к боевым дежурствам в разгар немецких налетов на Москву, а в…
Истребитель МиГ-21. «Русский дух» против «фантомов», «миражей» и «громовержцев»
3
Этот легендарный истребитель стал самым массовым сверхзвуковым самолетом XX столетия. Эта безотказная машина в строю уже более полувека. Приняв боевое крещение в 1966 году, МиГ-21 отличился во всех вооруженных конфликтах эпохи – от Вьетнама до арабо-израильских войн и от Африки до Югославии. Из показаний пленного американского летчика Роберта Аббота: «Мой „громовержец“ (истребитель-бомбардировщик F-105 Thunderchief) был сбит 30 апреля 1966 года над Северным Вьетнамом. Меня атаковал ракетой «воздух–воздух» «МиГ-21». Никакого серьезного боя не было. Наша четверка летела на цель, когда «миги» зашли нам в хвост и сбили меня и еще два «тада». Я вообще не знал, что они тут, пока в меня не попали, и едва успел катапультироваться…» Ход воздушной войны не смогли переломить ни новейшие F-4 «Фантом», ни знаменитые курсы «Топ Ган», где американских пилотов специально «натаскивали» для боев против истребителей советского производства, – вражеская авиация продолжала терять во Вьетнаме по два «фантома» за каждый «миг». …
Истребитель «Ме-109». Совершенное оружие Люфтваффе
4
В 1934 году Министерство авиации Германии объявило конкурс на самолет-истребитель для Люфтваффе, победителем в котором стал Bf-109 (в отечественной транскрипции Ме-109). Спустя три года этот истребитель продемонстрировал высокие летные и боевые характеристики в небе над Испанией. Об этой машине написано, пожалуй, больше, чем о других боевых самолетах Второй мировой войны. Интерес понятен, но сказано о нем далеко не все, особенно это касается его недостатков. Немцы, естественно, его расхваливают, а оценки отечественных специалистов не всегда выглядят достаточно весомыми. Книга Николая Якубовича – это попытка нарисовать реальную картину, показать все лучшие и худшие стороны Ме-109, на протяжении восьми лет бывшего основным противником советских летчиков.
Як-3. Истребитель «Победа». Любимый истребитель «сталинских соколов»
5
На фронте Як-3 заслужил почетное прозвище «ПОБЕДА». Этот авиашедевр стал «венцом творения» прославленного ОКБ А. С. Яковлева. Этот великолепный, сверхлегкий, сверхманевренный, скоростной, простой в пилотировании самолет по праву считается лучшим советским истребителем конца войны. Приняв боевое крещение летом 1944 года, новый «як» сразу стал любимой машиной «сталинских соколов», которые впервые получили самолет, превосходивший «мессеры» и «фоккеры» по всем статьям. По отзывам наших летчиков: «Як-3 – это шедевр! Мне бы его над Курской Дугой и Днепром – я бы немцам такое устроил!», «Чудо-машина! Мечта пилота!», «Наш Як-3 в наборе высоты „мессера“ настигал, на вираже – настигал, в пикировании – настигал, а бил везде со страшной силой и наверняка!» Высоко оценивали новый «як» и немецкие асы, считавшие его более опасным противником, чем хваленые британские «спитфайры» и американские «мустанги». Эта книга воздает должное легендарному истребителю, ставшему вершиной советского авиастроения Великой Отечественной в…
Бомбардировочная мафия. Мечты о гуманной войне и кровавые будни Второй мировой
4
Известный журналист и писатель Малкольм Гладуэлл рассказывает о группе авиаторов из США, одержимых идеей прицельного бомбометания – военной доктриной, которая потенциально позволила бы снизить количество жертв среди солдат противника и мирного населения. Для 30-х годов XX века эта идея была революционной: вместо того чтобы уничтожать ковровыми бомбардировками всё живое на огромной территории, «бомбардировочная мафия» предлагала использовать самолеты нового класса, которые смогли бы точечно выводить из строя ключевые военные и гражданские объекты. Гладуэлл виртуозно переплетает судьбы нескольких героев – изобретателя бомбового прицела, американских и британских генералов и инженеров. Все они работали на благо своего народа, но по-разному видели оптимальный способ ведения войны, и на страницах этой книги история их противостояния становится напряженным документальным триллером.
Самолеты. Иллюстрированная энциклопедия
5
Уникальная цветная энциклопедия авиации рассказывает все о самолетах с начала Второй мировой войны до наших дней. Подробные характеристики моделей самолетов разных государств дают читателю возможность провести сравнение машин по весу, размерам, вооружению и боевым качествам. Детальные схемы самолетов и более 1000 уникальных рисунков и фотографий наглядно иллюстрируют историю развития самолетостроения в мире. Книга адресована всем, кто интересуется военной историей и историей авиационной техники.
Валентин Глушко. Человек, проложивший дорогу в космос
5
Двадцатый век среди многих выдающихся достижений ознаменовался осуществлением вековой мечты человечества о преодолении сил земного притяжения, положившей начало космической эры. Освоение космоса приняло необратимый характер. Проблемы Земли и Мирового океана, погода и урожайность, изучение природных ресурсов и охрана окружающей среды, навигация, картография, радио – и телевизионная связь, производство сверхчистых веществ и уникальных материалов – все это и много другое напрямую связано с космосом, который стал рабочей площадкой, лабораторией и цехом землян. В славной плеяде пионеров отечественного ракетостроения и космонавтики, одно из самых главных мест занимает академик Валентин Петрович Глушко, имя которого связано со всеми самыми главными событиями, происходившими в период становления и развития отрасли. Он дерзновенно прокладывал новые пути в космическое пространство, впервые в стране создавая: ракетное топливо; сотни проектов электрических, жидкостных и ядерных ракетных двигателей, из которых более 6…
«Летающие гробы» Сталина. «Всё ниже, и ниже, и ниже»
5
ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСТСЕЛЛЕРА «ВОЕВАЛИ НА „ГРОБАХ“!» «Летающий Гарантированный Гроб» – так «сталинские соколы» прозвали ЛаГГ-3, в начале войны считавшийся основным «истребителем нового типа», но уступавший «мессерам» по всем статьям. Заведомо проигрывали противнику и МиГ-3, и даже Як-1, не говоря уж об устаревших «ишаках» и «чайках». (Как тут не вспомнить обращенные к Сталину слова командующего ВВС Красной Армии Павла Рычагова, стоившие ему жизни: «Вы заставляете нас летать на „гробах“!»). Вопреки довоенному «головокружению от успехов» и пропагандистской шумихе, «сталинские соколы» не могли сражаться с Люфтваффе на равных – с первых дней войны «эксперты» фюрера захватили безраздельное господство в воздухе, а наша боевая авиация, по численности превосходившая противника втрое, продемонстрировала полную небоеспособность и к концу 1941 года была выбита на 90 %, что невозможно оправдать ни «внезапностью» вражеского удара, ни «проспавшими» войну аэродромами. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.