ТОП-50 лучших книг в жанре Лингвистический анализ
bannerbanner

Лингвистический анализ - ТОП 50 лучших книг

Отображать сначала: популярныеновыеТОП лучших книг
Лингвистика текста и переводческое реферирование
5
Учебное пособие содержит теоретический материал и практические задания по дисциплине «Лингвистика текста: реферирование, анализ, перевод», изучаемой студентами направления «Зарубежная филология» Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета. В пособии рассматриваются следующие темы: связь лингвистики текста и перевода, этапы работы над реферативным переводом, способы компрессии текста, виды рефератов и аннотаций, стандарты их оформления, примеры рефератов, публикуемых в реферативных журналах. Пособие также включает практические задания для аудиторной и самостоятельной работы студентов. Предназначено для студентов 3-4 курсов бакалавриата, обучающихся в области переводоведения.
Дискурс: интеграция парадигм и методов анализа в англистике XXI века
5
Монография освещает различные аспекты теории дискурса, методы и цели его исследования, основные подходы к анализу дискурса – критический дискурс-анализ, контент-анализ, конверсационный анализ, лингвостилистический анализ. Настоящее издание представляет собой систематизированное лингвистическое описание дискурса. Часть работы имеет практически-прикладную направленность и может быть использована в качестве учебного материала для расширения знаний об этом лингвистическом феномене и повышения уровня коммуникативной компетенции читателя. Книга предназначена для ученых-лингвистов, студентов и аспирантов гуманитарного профиля.
Скоропись XVIII века
5
В пособии предлагаются способы первичной обработки языка деловых памятников: транслитерация актов и подготовка их для дальнейшего историко-лингвистического анализа, отделение формулярной части от свободной в формуляре, археографическая и палеографическая характеристика адаптированных текстов. Ксерокопии предложенных в сборнике снимков с делового письма XVIII века Челябинского госархива позволят студентам на практике прочесть скоропись, выявить начерки букв кириллицы, определить роль выносных букв, выделить формулярную часть текста, т.е. произвести первичную обработку текста. Пособие предназначено для студентов филологов и историков, работников архивов и краеведческих музеев, а также для всех желающих приобщиться непосредственно к изучению архивных текстов нашего прошлого.
Не от мира сего
5
«Не от мира сего» про далекое прошлое, причем отличное от общепринятой Истории. Древние Былины, эпос Калевала, Библия, хроники Короля Артура и еще кое-что - то, что является основой того прошлого . Главный герой провел тридцать три года в «обезноженном» состоянии – проклятие за мнимые грехи деда-иконописца, полученное в селе Каратаево (от слова karata – бежать, по-ливски). Он – лив, живет в маленькой деревне в Ливонии, имя его – Илейко, прозвище – Чома (красивый, по-ливски), фамилия - Нурманин. Святогор и Дюк Степанович, Мика Селянинович и Сампса Колыванович, волк Бусый и Змей Горыныч, Соловей-разбойник и прочие герои - вполне себе живут, страдают и радуются. Ничто человеческое им не чуждо. Первая книга из четырех.
Корпусная лингвистика. Учебное пособие
5
Учебное пособие «Корпусная лингвистика» адресовано студентам-бакалаврам, обучающимся по программе «Прикладная филология» в рамках направления 032700 «Филология». Издание содержит развёрнутую программу лекционного курса и краткие конспекты лекций, задания для самостоятельной работы, глоссарий, списки рекомендованной литературы, а также приложение, в которое вошли труднодоступные в силу разных причин тексты. Основная цель пособия – помочь учащимся в усвоении лекционного курса по корпусной лингвистике и в организации самостоятельной работы. Пособие может оказаться полезным студентам, обучающимся по другим программам в рамках направления «Филология», а также аспирантам, преподавателям и всем тем, кого интересуют новые технологии в работе с языковым материалом и текстами, а также в целом новые направления в современной лингвистике.
Повести В. Г. Распутина: автор и герои («Прощание с матёрой», «Живи и помни», «Пожар»)
5
Проза В.Г. Распутина рассматривается в широком контексте русской литературы последней трети XX века. Диалектик взаимосвязи «автор – герои» исследуется на сюжетно-композиционном, жанрово-стилистическом и пространственно-временном уровнях. Для преподавателей и студентов-гуманитариев, для учителей-словесников.
Географические названия Соединенных Штатов Америки
5
В пособии собраны и проанализированы около 20000 географических названий (топонимов) США. Рассматриваются особенности топонимической системы США, порожденные спецификой географической среды и исторического развития страны. Работа отражает содержание спецкурса «Топонимия англоязычных стран», который в течение многих лет читался авторами на переводческом факультете Пятигорского государственного университета. Для студентов и преподавателей языковых вузов. 2-е издание, дополненное
Лингвистические факторы текстообразования в деловой письменности
5
Монографическое исследование посвящено лингвотекстологическому анализу нескольких жанров южноуральской деловой письменности конца XVIII века. Приемы исследования текстовой структуры актов основываются на выявлении текстообразующих единиц, анализе их формы, специфики функционирования в деловых текстах, отношения к формирующейся норме русского литературного языка. В монографии показана роль страдательного причастия и его синтаксического окружения как стилистически маркированного элемента в формировании делового текста. В книге представлен археографический обзор актов разных жанров официально-делового письма. В качестве иллюстрации к теоретическому материалу предлагается подробное описание лингвистической информационности и содержательности трех блоков актов, составляющих три «дела» исторических фондов: сообщений, «репортов» и прошений. Предназначается специалистам в области исторического лингвокраеведения, историкам, студентам филологических и исторических факультетов, специалистам, интересующимся историей …
Энтомологические метафоры в русской и итальянской языковых картинах мира
5
Монография посвящена анализу механизмов метафоризации энтомонимов, а также выявлению национально-специфических черт в осмыслении метафорической интерпретации действительности в русской и итальянской языковых картинах мира. Комплексный лингвистический анализ материала, предпринятый в работе, позволяет выделить и описать направления и механизмы процессов метафорообразования энтомологической лексики в русском и итальянском языках; выявить и объяснить универсальные и уникальные черты метафорической интерпретации данного фрагмента действительности, а также особенности эмоциональной и аксиологической парадигмы разных социумов; установить соотношение между метафорическими полями зооморфизмов и энтоморфизмов; выявить функциональную специфику энтомологических метафор в интерпретации действительности говорящими. Для специалистов-гуманитариев.
Избранные работы
5
В книге анализируются основные функциональные разновидности современного русского литературного языка, рассматриваются наиболее сложные и спорные вопросы данной проблемы. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
Первый план и фон в повествовательном тексте: нарратология, лингвистика, когнитивные исследования, переводоведение
5
В монографии собраны и структурированы данные исследований, обращенных к феномену текстового выдвижения, к принципам и средствам формирования первого плана и фона в повествовательном тексте, к речевым и композиционным приемам управления читательским вниманием. В первой части книги (главы 1—5) прослежено соотношение и взаимодействие отечественной и зарубежных научных традиций изучения текстового выдвижения, представлен обзор ранее непереведенных научных трудов в этой сфере. Вторая часть работы (глава 6) знакомит читателей с разнообразными приемами формирования первого плана и фона в русских оригинальных и переводных нарративах. Ключевые слова: первый план, фон, выдвижение, выделенность, нарратив, перевод.
Лингвистическая экспертиза текста
5
Пособие посвящено новому направлению в прикладной лингвистике, в котором разрабатываются методы, позволяющие анализировать содержание текста, определяя, что говорится и что подразумевается, а также представлять его в явной (эксплицитной) форме. Разбираются примеры анализа феноменов языка и речи, становящихся предметом спора в судах и тем самым важных для экспертизы текстов СМИ. Анализируются и обсуждаются часто используемые приемы манипулирования сознанием. Книга иллюстрирована языковым материалом, основанным на картотеке экспертиз по делам о защите чести и достоинства, разжигании межнациональной розни, оскорблениях, по делам в сфере товарных марок и патентоведения. Подробно разбираются экспертизы, вызвавшие широкий общественный резонанс (дело Баяна Ширянова и дело «Ароян против Киркорова»). Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических и лингвистических факультетов вузов, филологов, работающих в области лингвистических экспертиз, юристов, занимающихся правовым обеспечением деятельности СМИ и…
Синтаксис русского языка
5
Синтаксис русского языка академика А. А. Шахматова – научное исследование, в котором рядом с постановкой широких теоретических вопросов даётся богатейший материал синтаксических конструкций русского литературного языка; отчасти и русских говоров, сопровождаемый тонким анализом. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
Актуализация авторских смыслов в художественном тексте. Лингвопоэтический аспект
5
Монография посвящена проблемам лингвопоэтического анализа художественного текста. Художественный текст рассматривается как иерархическая система смыслов, заданных автором, создателем произведения. В работе описаны как универсальные актуализаторы авторских смыслов (сильные позиции текста, его композиция), так и индивидуально-авторские (окказионализмы, тропы, графические средства образности и др.). Описание материала строится на практическом анализе поэтических произведений XIX и XX вв. – стихотворений А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Адамовича, Н. Рубцова, Б. Пастернака, В. Соколова, А. Тарковского и др. Для студентов и аспирантов филологических специальностей, преподавателей курсов «Филологический анализ художественного текста», «Лингвистика текста», учителей-словесников.
Менасивные конструкты предвыборной дискурсии. Лингвокогнитивный анализ материалов программ президентской кампании 2018 года
5
Настоящая монография посвящена обсуждению актуальной проблемы выбора политического лидера в современной жизни общества. Рассматриваются дискурсивно-когнитивные, психолингвистические и лингвополитологические факторы предвыборной коммуникации, оказывающие интегративное влияние на прогнозирование результатов политического выбора и затрагивающие социально-политическую жизнь общества. Особое место в работе уделено феномену «угрозы», его коммуникативному статусу и функционально-семантической специфике. Адресуется лингвистам, политологам, специалистам по связям с общественностью, журналистам, преподавателям высших учебных заведений и всем тем, кто интересуется политической жизнью общества.
Фразообразование в современном французском языке
5
В монографии систематизированы и описаны процессы формирования фразеологического состава французского языка с учетом национально-культурной специфики компонентного состава и способов образования его единиц. В книге нашли отражение теории отечественных и зарубежных ученых, а также авторские концепции по некоторым проблемам и тенденциям функционирования фразеологического состава французского языка. Работа проиллюстрирована богатым языковым материалом, взятым из оригинальных французских литературных источников.
Методология и практика лингвокультурологического анализа
5
Учебно-методическое пособие адресовано аспирантам и магистрантам Института филологии МПГУ и направлено на формирование у них лингвокультурологической компетенции, необходимой для эффективной работы в мультикультурном образовательном пространстве. С этой целью пособие поделено на два раздела. Первый из них включает в себя темы, традиционно рассматриваемые на лекциях, второй, более объемный, содержит материал практических занятий. В каждую из девяти тем (темы 4–13) включены статьи и фрагменты монографий, посвященные актуальным проблемам лингвокультурологии, а также задания, направленные на формирование навыков анализа изучаемых лингвокультурологических понятий.
Формирование стереотипов делового письма в XVIII веке на Южном Урале
5
В учебном пособии предлагается обзор жанрового многообразия деловой письменности южноуральской провинциальной канцелярии XVIII века: в форме лекций дается археографический обзор актов разных жанров официально-делового письма, характеристика текстовой структуры актов, разноуровневый лингвотекстологический анализ восьми жанров деловой письменности XVIII века. «Приложение» включает материал для практических занятий: схему описания языка и структуры текста делового содержания как целостного произведения, транслитерированные акты для текстологического анализа, оригинальные скорописные тексты для транслитерации. Пособие предназначено для студентов филологических и исторических факультетов, для работников архивов, для специалистов в области исторического лингвокраеведения.
Некоторые аспекты трактовки категории времени в лингвистике
5
Проблема времени в языковых исследованиях остается актуальной для современных ученых. В монографии рассматривается проблема понятия времени в традиционной лингвистике, а также с точки зрения теории концептуальной метафоры. Затрагиваются общие аспекты категории времени в философии и проблема субъективного восприятия времени в психологии. Монография предназначена для студентов филологических вузов, аспирантов языковых специальностей и для широкого круга читателей.
Русская семантическая персонология: теоретико-методологические основания
5
Изложены теоретико-методологические основания русской семантической персонологии как нового формирующегося направления лингвоперсонологии. Представлено описание работы основных российских лингвистических школ, в которых ведется исследование языковой личности. Определен объект семантической персонологии, охарактеризованы методы и приемы исследований в области русской семантической персонологии, выявлено ее место среди других лингвистических направлений. Проанализирован лексический класс «Названия лиц» в художественных произведениях В. П. Астафьева, В. М. Шукшина и В. Г. Распутина на фоне «Русского семантического словаря» под редакцией Н. Ю. Шведовой; определено, какие свойства идиостиля автора и его индивидуально-авторской языковой картины мира отражаются в данном лексическом классе. На примере анализа значений слов сибиряк, чалдон, мужик, баба, женщина, пролетарий, коммунист, большевик, турист, крестьянин в прозе В. П. Астафьева рассмотрено отражение гендерных, субэтнических и социально-идеологических сте…
Экспертный лингвистический анализ спорного текста
5
В пособии по курсу «Филологический и экспертный анализ спорного текста» излагаются принципы, идеи и методы экспертного анализа спорных текстов, включенных в текущую лингвокультурную ситуацию. Рассматриваются общефилологическая, собственно лингвистическая, юридическая интерпретации спорного текста и технологии лингвистической диагностики высказываний и текстов, экспертный анализ которых проводится в связи с исками физических и юридических лиц о защите чести, достоинства, деловой репутации, о клевете. Обозначены направления анализа экстремистских материалов. В приложении даны образцы экспертных заключений, составленных профессорами УрФУ И. Т. Вепревой, Н. А. Купиной, О. А. Михайловой. Пособие адресовано магистрантам-филологам.
Слова, конструкции и тексты в истории русской письменности
5
В сборнике публикуются научные исследования по русскому языку, выполненные главным образом в диахронической перспективе. Сборник содержит четыре больших раздела: грамматический, лексикологический, эпиграфический и текстологический. В грамматическом разделе рассматриваются нетривиальные конструкции и формы, функционировавшие в древне- и старорусской письменности. Самый большой раздел сборника составляют статьи о словах. В работах этого раздела лингвистический анализ сочетается с изучением культурных реалий и процессов, характеризующих соответствующие периоды русской истории, и разрабатываются разнообразные методы погружения в культурный контекст. Раздел, посвященный эпиграфике, содержит статьи, в которых предлагаются новые прочтения и трактовки древнерусских граффити. В текстологическом разделе прослежена история ряда церковнославянских памятников.
В. В. Виноградов как профессиональная языковая личность ученого-филолога: лингвориторический аспект (на материале текстов о языке и стиле русских писателей)
5
В монографии изложены результаты исследования в лингвориторической парадигме текстов выдающегося филолога В.В. Виноградова о языке и стиле русских писателей. Феномен ученого-филолога как профессиональной языковой личности рассматривается в системе комплексных лингвориторических параметров. Адресуется специалистам по филологии, аспирантам, студентам филологических факультетов, учителям-словесникам.
Лирический герой Маяковского: феномен «незавершенности»
5
В монографии выявлена онтологическая первооснова «незавершенности» лирического героя Маяковского, рассмотрены новые для русской лирики условия существования героя, охарактеризована модель мироотношения, заместившая для поэта традиционные лирические формы «оцельнения» мира. С опорой на концепцию М.М. Бахтина обосновано своеобразие отношений автора и героя, героя и «другого» в лирике Маяковского. В свете бахтинской философии ответственности осмыслена природа трагического максимализма поэта; проанализированы коллизии становления лирического героя Маяковского в раннем творчестве, особое внимание уделено онтологической сущности эпатажа; охарактеризованы формы тяготения и возможности приобщения лирического героя Маяковского к олицетворениям гармонии на разных этапах творчества; проанализированы внутренние и внешние конфликты лирического героя в предсмертном творчестве поэта, обусловившие гротескный образ Я. Книга предназначена для специалистов-филологов, аспирантов, студентов гуманитарных специальностей, а такж…
Типология интертекстуальных отношений
5
В учебном пособии выделяются и описываются четыре типа интертекста: автотекстуальный (самоцитация, самоаллюзия), паратекстуальный (смысловая связь текста с заглавием, эпиграфом, авторским комментарием, редакторской аннотацией), интекстуальный (аллюзия, цитация, аллюзивный сюжет, аллюзивный антропоним) и архитекстуальный (отсылка к общеизвестным художественным, поэтическим, мифологическим и прочим образам, а также феноменам культуры). Все теоретические размышления подкреплены практическим анализом англоязычных стихотворных текстов. Каждый из параграфов содержит набор вопросов, заданий и список литературы. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
Современный русский язык. Лексикология. Теория, тренинг, контроль
5
В пособии представлен комплекс учебных, научных и методических материалов, предназначенных для изучения курса «Современный русский язык. Лексикология». Содержатся необходимые теоретические сведения по основным разделам, система тренинговых и контрольных заданий, которые могут быть использованы как для работы на практических занятиях, так и для самостоятельного изучения. Освещаются новые теоретические подходы к изучению языка (когнитивный, прагматический, лингвокультурологический). Использован языковой материал современных СМИ, наиболее полно отражающий активные процессы в лексике и фразеологии. Для студентов очного и очно-заочного отделений филологического факультета (в первую очередь специальностей «Издательское дело и редактирование» и «Журналистика»), преподавателей вузов, школ, лицеев.
Семантическая обработка документов
5
Дисциплина «Семантическая обработка документов» посвящена процессам информационного анализа и синтеза для формирования вторичных документов. В пособие включены контрольные материалы, а также даны задания и упражнения по каждой теме. Также пособие снабжено списком рекомендуемой литературы и приложениями. Для студентов и преподавателей.
Лингвостилистический анализ этноспецифического художественного текста. Сопоставительное исследование
5
В монографии на основании обширного корпуса литературных текстов, принадлежащих африканскому ареалу, проводится сравнительный анализ использования лингвостилистических средств в художественном дискурсе на французском и испанском языках, исследуются способы репрезентации этноспецифических концептов, а также рассматриваются различные виды интертекстуальности и доминантных хронотопов. Для филологов, в том числе преподавателей, аспирантов и студентов вузов, а также всех, кто интересуется проблематикой анализа художественного дискурса.
Семантическая обработка документов
5
Дисциплина «Семантическая обработка документов» посвящена процессам информационного анализа и синтеза для формирования вторичных документов. В пособие включены контрольные материалы, а также даны задания и упражнения по каждой теме. Также пособие снабжено списком рекомендуемой литературы и приложениями. Для студентов и преподавателей.
Творческая неудача: причины, следствия, креативные возможности
5
В монографии анализируются причины и следствия художественной неудачи произведений, диалектика ее вне- и внутрилитературных факторов. Рассматриваются рецептивный и коммуникативный аспекты творческой неудачи, креативный потенциал «неуспешного» текста. Книга адресована литературоведам и может быть интересна также философам, психологам и литературным критикам.
Корпусная лингвистика. Учебное пособие
5
Учебное пособие «Корпусная лингвистика» адресовано студентам-бакалаврам, обучающимся по программе «Прикладная филология» в рамках направления 032700 «Филология». Издание содержит развёрнутую программу лекционного курса и краткие конспекты лекций, задания для самостоятельной работы, глоссарий, списки рекомендованной литературы, а также приложение, в которое вошли труднодоступные в силу разных причин тексты. Основная цель пособия – помочь учащимся в усвоении лекционного курса по корпусной лингвистике и в организации самостоятельной работы. Пособие может оказаться полезным студентам, обучающимся по другим программам в рамках направления «Филология», а также аспирантам, преподавателям и всем тем, кого интересуют новые технологии в работе с языковым материалом и текстами, а также в целом новые направления в современной лингвистике.
Структурная и прикладная лингвистика. Выпуск 12. К 60-летию отделения прикладной, компьютерной и математической лингвистики СПбГУ
5
Сборник содержит статьи по широкому кругу проблем теоретической и прикладной лингвистики, по использованию математических и компьютерных методов в языкознании. Предназначен для специалистов по теории языка, прикладной и компьютерной лингвистике.
Методы и приемы лингвиcтичеcкого анализа
5
Рассмотрены методы и приемы лингвистического анализа, основные цели и механизмы их применения, приведены примеры их использования с необходимыми пошаговыми пояснениями. Уточнено соотношение понятий «метод», «методика», «прием», «аспект исследования» и др.; разработана общая классификация методов и приемов, используемых в науке о языке. Освещена историческая ретроспектива вопроса, даны критические комментарии ряда спорных моментов. Для преподавателей вузов, студентов, аспирантов, учителей-словесников, а также всех, кто интересуется проблемами теоретической лингвистики.
Смыслообразующая роль диктемы в художественном тексте
5
Монография посвящена изучению и описанию информации, передаваемой художественным англоязычным текстом, смыслообразующей роли его минимальной единицы, диктемы. В ней подробно анализируются различные виды информации художественного текста и роль диктемы в ее передаче. Диктема рассматривается и с элементаристских, и с холистических, синергетических, позиций. Анализируются ее функции тематизации и стилизации, выявляется функции концептуализации, композиционная роль диктемы. Диктема и ее функции рассматриваются с позиций междисциплинарного подхода, предполагающего использование методологии и понятийного аппарата семиотики, когнитологии, когнитивно-культурологической лингвистики, прагмалингвистики, психолингвистики, теории речевых актов, стилистики, синергетики. Монография предназначена для исследователей, занимающихся изучением дискурса художественной литературы, информации, передаваемой художественными текстами. Книга может быть использована широким кругом лиц, студентами, аспирантами, преподавателями, интере…
Словарная практика и филологическая мысль итальянского Возрождения
5
В книге прослеживаются основные этапы взаимодействия лексикографической практики и филологической мысли в Италии XV – начала XVII вв., рассматриваются внешние и внутренние закономерности развития лексикографии периода формирования национальных европейских языков, анализируется сложение метода толковой лексикографии во взаимосвязи с развитием филологической мысли в Италии эпохи Возрождения, на примере истории ранней итальянской лексикографии обосновываются принципы исторической теории лексикографии. Книга адресована исследователям, специализирующимся в области исторической лексикографии, лингвистам-романистам, занимающимся историко-филологическим изучением итальянского языка, студентам и аспирантам, изучающим историю итальянского языка, а также будет полезна широкому кругу филологов, интересующихся вопросами культуры итальянского Возрождения.
Актуализация авторских смыслов в художественном тексте. Лингвопоэтический аспект
5
Монография посвящена проблемам лингвопоэтического анализа художественного текста. Художественный текст рассматривается как иерархическая система смыслов, заданных автором, создателем произведения. В работе описаны как универсальные актуализаторы авторских смыслов (сильные позиции текста, его композиция), так и индивидуально-авторские (окказионализмы, тропы, графические средства образности и др.). Описание материала строится на практическом анализе поэтических произведений XIX и XX вв. – стихотворений А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Адамовича, Н. Рубцова, Б. Пастернака, В. Соколова, А. Тарковского и др. Для студентов и аспирантов филологических специальностей, преподавателей курсов «Филологический анализ художественного текста», «Лингвистика текста», учителей-словесников.
О языке сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок» в кругу семейного чтения
5
Краткий историко-лингвистический комментарий более 100 устаревших слов и словосочетаний из текста замечательной сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» адресован одновременно взрослым наставникам – родителям, педагогам и детям. Его цель – устранить недопонимание текста, оживить образы прошлого, потускневшие или забытые за два столетия.
Русский космофилософский дискурс как речемыслительный продукт коллегиальной языковой личности: лингвориторический подход
5
В монографии изложены результаты исследования с позиций интегративного лингвориторического подхода такого уникального продукта речемыслительной деятельности, как русский космофилософский дискурс, сформированный продуцентом особого типа – коллегиальной языковой личностью русских ученых, философов-космистов. Адресуется специалистам по филологии, аспирантам, студентам филологических факультетов, учителям-словесникам.
Введение в экспериментальную лингвистику. Учебное пособие
5
В пособии с позиции системно-деятельностного подхода рассматривается широкий круг теоретико-методологических вопросов, связанных с современным состоянием экспериментального изучения речи и текста, при этом акцент делается на исследовании системного речевого явления – текста. Основное внимание уделяется способам получения достоверного знания в лингвистическом исследовании. В работе рассматриваются аппаратурные методы, методы и методики психолингвистического эксперимента, квазиэксперимента, используемые на начальном этапе решения научной проблемы, а также обсуждаются приемы вероятностно-статистического анализа, необходимые на заключительном этапе исследования. Для студентов, аспирантов, специалистов в области психолингвистики и теории текста.
Текст. Интеллектуальное дежа-вю
5
Монография посвящена изучению интертекстуальности как лингвистического, литературного, эстетического и культурного явления современности. В исследовании раскрывается смысл понятия и даются принятое и авторское толкования. Явление интертекстуальности анализируется в рамках стилистики текста, сопоставительного анализа текста, а также теории перевода. Анализ феномена представляет собой уровневое сопоставительное исследование, проведенное на материале художественного текста гетерогенной жанровой природы современного британского автора Джаспера Ффорде и его перевода на русской язык. В монографии подробно рассматриваются проблемы перевода на иностранный язык различных групп имен собственных и вопросы, связанные с изменением интертекстуального фона имени собственного в результате перевода. Автор также анализирует способы существования аллюзий и цитат, специфику актуализации языковой игры и построения окказионализмов в тексте оригинала и тексте перевода. Отдельная глава посвящена изучению интертекстуальной состав…
Изборник 1076 года. Текстология и язык
5
Монография является дополнением к изданию «Изборник 1076 г. Второе издание, переработанное и дополненное» (Подг. М. С. Мушинская, Е. А. Мишина, В. С. Голышенко под ред. А. М. Молдована. Т. 1—2. Москва: Рукописные памятники Древней Руси, 2009). Книга состоит из двух частей. Первая включает источниковедческое и текстологическое исследование Изборника 1076 г. и родственных сборников, значительно расширенное по сравнению с изданием 2009 г. за счет привлечения нового рукописного материала и методов его анализа; реконструируется эволюция текста начиная с наиболее раннего этапа, засвидетельствованного рукописными источниками, до создания Изборника 1076 г. Во второй части представлено лингвистическое исследование: выявляются слои языковой правки, вносившейся в текст на каждом этапе его эволюции, и делаются выводы об истории распространения сборника.
Художественный перевод и сравнительное литературоведение. XI
5
Одиннадцатый сборник научных трудов «Художественный перевод и сравнительное литературоведение» включает в себя статьи, посвященные русской переводческой рецепции баллады У. Вордсворта «We are Seven», особенностям восприятия Н.С. Гумилевым творчества У. Блейка, уайльдовской теме в произведениях К.И. Чуковского, русским и украинским переводам стихотворения И. Мангера «У дороги дерево…» и др. Впервые публикуются переводы стихотворений Р. Бернса, выполненные В.Е. Чешихиным-Ветринским, Б.Ф. Лебедевым, А.А. Ефременковым, М.А. Мендельсон-Прокофьевой, статьи В.Н. Энгельгардта «О переводах Л. Мартынова из А. Теннисона и У. Шекспира» и «О переводах Л. Мартынова (Сборник „Эрцинский лес“, ОмГИЗ, 1946)», материалы В.М. Федотова из фонда И.А. Кашкина в Российском государственном архиве литературы и искусства. В особом разделе сборника начата публикация переводов В.Г. Бенедиктова из его личного фонда в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (переводы мистерии Дж.Г. Байрона «Каин», стихотворений А. Мицкевича…
Творчество В. П. Астафьева. Проблематика. Жанр. Стиль («Последний поклон», «Царь-рыба», «Печальный детектив»
5
Пособие посвящено изучению творчества В.П. Астафьева, проза которого стала значительным явлением в литературной жизни последних десятилетий. Своеобразие художественной системы писателя исследуется на сюжетном, пространственно-временном и стилистическом уровнях. Для специалистов-литературоведов, студентов-филологов и учителей-словесников.
Проза А. П. Чехова. Метапоэтика и поэтика
5
В монографии исследуется метапоэтика – изучение А.П. Чеховым собственного творчества и творчества писателей-современников. Анализируется эпистолярный характер метапоэтики, ее диалогичность; большое внимание уделяется эпистемологии: мировоззрению писателя, его взглядам на взаимоотношение науки и искусства. Рассматриваются общественная деятельность и семейные отношения А.П. Чехова. Анализируются принципы рацио нальной критики, проблемы художественного мастерства: рассказ и его форма, тоны, нюансы, контрасты, язык и слово, пластичность синтаксиса. Изучается метапоэтика и поэтика рассказов «Спать хочется» (1888), «Попрыгунья» (1891), «Студент» (1894), «Черный монах» (1894), «В усадьбе» (1894), «Душечка» (1898), повести «Степь» (1888) и др. Предназначена для тех, кто любит творчество А.П. Чехова, интересуется проблемами мастерства писателя.
Лингвистика дискурса: структура, семантика, прагматика
5
В книге освещается широкий круг вопросов, связанных с лингвистическим анализом дискурса в структурном, семантическом и коммуникативно-прагматическом аспектах, дается системное и комплексное представление о научных достижениях в этой области. Изложение основного материала сопровождается приложениями, которые содержат обзор исследований, связанных с определенной тематической областью, методом или школой дискурсивного анализа. В совокупности это создает широкую картину, отражающую многообразие современных дискурсивных исследований и позволяющую читателю ориентироваться в потоке соответствующей литературы. Издание адресовано филологам, интересующимся структурными, семантическими, социально-культурными и когнитивными аспектами текста, речи, коммуникации. Оно также может быть использовано в практике преподавания ряда гуманитарных и общественных дисциплин.
Модели речевого поведения в немецкой и русской коммуникативной культуре
5
Монография посвящена анализу моделей речевого поведения, таких как просьба, оправдание, упрёк, предупреждение или комплимент, а также выявлению особенностей их функционирования в русском и немецком языках. Систематическое описание каждой из моделей основано на двух основных теоретических предпосылках: первая из них – идея Естественного Семантического Метаязыка как средства описания коммуникативного замысла высказывания, вторая – идея о возможности полевого структурирования коммуникативно-прагматических средств выражения модели. Каждая из глав включает следующие составные части: определение иллокуции соответствующей модели речевого поведения на основе ЕСМ; выявление возможных синтаксических структур и лексического состава высказываний, реализующих данную модель; исследование факторов, определяющих выбор определённого высказывания в данной коммуникативной ситуации; описание состава высказываний и их распределения в соответствии с центрально-периферийной структурой коммуникативно-прагматического поля; демонс…
Повести В. Г. Распутина: автор и герои («Прощание с матёрой», «Живи и помни», «Пожар»)
5
Проза В.Г. Распутина рассматривается в широком контексте русской литературы последней трети XX века. Диалектик взаимосвязи «автор – герои» исследуется на сюжетно-композиционном, жанрово-стилистическом и пространственно-временном уровнях. Для преподавателей и студентов-гуманитариев, для учителей-словесников.
Лингвистическая экспертиза текста
5
Пособие посвящено новому направлению в прикладной лингвистике, в котором разрабатываются методы, позволяющие анализировать содержание текста, определяя, что говорится и что подразумевается, а также представлять его в явной (эксплицитной) форме. Разбираются примеры анализа феноменов языка и речи, становящихся предметом спора в судах и тем самым важных для экспертизы текстов СМИ. Анализируются и обсуждаются часто используемые приемы манипулирования сознанием. Книга иллюстрирована языковым материалом, основанным на картотеке экспертиз по делам о защите чести и достоинства, разжигании межнациональной розни, оскорблениях, по делам в сфере товарных марок и патентоведения. Подробно разбираются экспертизы, вызвавшие широкий общественный резонанс (дело Баяна Ширянова и дело «Ароян против Киркорова»). Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических и лингвистических факультетов вузов, филологов, работающих в области лингвистических экспертиз, юристов, занимающихся правовым обеспечением деятельности СМИ и…
Корпусная лингвистика
5
Учебник знакомит с концепциями корпусной лингвистики, дает возможность освоить азы корпусных технологий, приобрести навыки работы с корпусами, определить место дисциплины и собственно корпусов в ряду информационных технологий. Базой для создания учебника послужили исследовательская работа и преподавательская деятельность авторов. Предназначен для студентов, магистрантов и аспирантов филологических и педагогических специальностей, а также для всех интересующихся вопросами корпусной лингвистики.
Джотто и ораторы. Cуждения итальянских гуманистов о живописи и открытие композиции
5
Влияет ли на наше визуальное восприятие язык, которым мы говорим о картинах? Как неоклассическая латынь предопределила сегодняшние представления о живописи? Чтобы найти ответы на эти вопросы, выдающийся британский искусствовед Майкл Баксандалл анализирует произведения Петрарки, Боккаччо, Виллани, Витторино да Фельтре, Гуарино да Верона, Бьондо, Валлы, Леона Баттисты Альберти и других значимых представителей итальянской высокой культуры XIV–XV веков. Описывая взаимовлияние лингвистических традиций и визуального опыта, автор рассматривает, как между 1350 и 1450 годами гуманисты вырабатывали наиболее важные способы комментирования живописи и особенно подробно останавливается на открытии ими идеи композиции. Майкл Баксандалл (1933–2008) – историк искусства, профессор-эмерит Калифорнийского университета в Беркли, преподавал в Институте Варбурга.