Морфология русского языка - ТОП 50 лучших книг
Сборник упражнений по грамматической теме «Глаголы движения» для иностранных учащихся, владеющих русским языком в объеме Базового уровня (ТБУ). Отдельные материалы пособия могут также использоваться в группах учащихся I уровня (ТРКИ-1). Небольшой объем книги позволяет как включать ее в языковую программу, рассчитанную на долгий период, так и использовать ее на краткосрочных курсах русского языка. Ко всем упражнениям имеются ключи.
(Компакт-диск прилагается только к печатному изданию.)
Для того чтобы писать грамотно, мало знать и применять правила по орфографии, надо уметь безошибочно ставить знаки препинания. Разбор по членам предложения – одна из самых главных и трудных тем в начальной и средней школе, освоив которую ваш ребёнок научится правильно расставлять знаки препинания, грамотно писать, справится с любой проверочной и контрольной работой.
В пособии представлены все виды разбора предложений и тренировочные задания на их выполнение. Пособие поможет учащимся самостоятельно или с помощью родителей разобраться во всех сложностях синтаксического разбора.
Благодаря хорошо подобранным упражнениям изучение данной темы будет полным и не слишком сложным. А методические рекомендации, данные в книге, помогут эффективно организовать работу школьника в классе и дома.
В словарь включено около 15 000 слов, разобранных но составу. Разбор слова по составу – важный и достаточно сложный вид работы на уроках русского языка. А что значит разобрать слово по составу? Это значит сделать его морфемный анализ, то есть указать, из каких морфем оно состоит.
Настоящее пособие предназначено для владеющих русским языком на уровне А2 и выше. Оно направлено на повторение и закрепление предложно-падежной системы русского языка. Имеются справочные таблицы склонения прилагательных, притяжательных, указательных и определительных местоимений, управления глаголов и ключи. Рекомендуется для аудиторной, а также самостоятельной работы.
В монографии исследуются проблемы исторической морфологии на материале русских письменных источников XVII—XVIII вв. Анализируется ряд явлений именного и глагольного словоизменения в их динамике. Особое внимание уделено различиям в узусе, характеризующем разные традиции (регистры) письменного языка. Анализ статистических параметров позволяет проследить преемственность в эволюции регистров и увидеть специфику процессов, сопровождающих формирование языкового стандарта (литературного языка). Морфологические процессы в образовании языкового стандарта также рассматриваются в деталях, включающих и историю их кодификации, и их динамику в языковой практике, и историко-культурные стимулы этого развития.
Книга представляет интерес для историков русского языка и историков русской культуры, а также для специалистов в области общего языкознания и типологии языков.
Данный справочник поможет в короткий срок освоить основные разделы русского языка: фонетику, орфографию, пунктуацию, словообразование, лексику, морфологию, синтаксис. К каждой теме даны упражнения для тренировки и закрепления материала. В конце книги вы найдете ключи к упражнениям и полезные приложения.
Издание адресовано всем, кто изучает русский язык в школе, готовится к экзаменам и просто хочет быть грамотным.
Изложение орфографических правил в этом пособии опирается, помимо работ, перечисленных в списке использованной литературы, на пособие Г.И. Климовской «Русский язык. Теория (для средних школ)» (Москва, 2011). В ходе сбора отрывков из произведений русской прозы и поэзии XIX и XX веков для упражнений по каждой теме составитель воспользовался несколькими коллекциями таких отрывков, выработанных авторами других учебных пособий. Эти работы указаны в списке использованной литературы. Кроме того, в данном учебном пособии использованы словарные материалы кандидатских диссертаций Т.В. Вяничевой, И.В. Никиенко, Е.В. Цой, С.В. Лобановой. Часть правил в этом пособии изложена нетрадиционно, за что его автор несет полную ответственность.
В пособии рассматривается наиболее сложная грамматическая категория в русской грамматике – категория вида. Особое внимание уделяется таким вопросам, как грамматическая сущность вида, связь видовой семантики с лексическим значением глагола, механизм образования видовой пары, ее продуктивные типы. Задача пособия состоит в том, чтобы дать студентам ясное представление об общем устройстве категории вида (аспекта) в русском языке, кратко и последовательно изложить основные проблемы науки о виде – аспектологии. Наиболее важные разделы пособия сопровождаются кратким историческим комментарием, а продуктивные процессы видообразования – примерами из художественной, поэтической и современной разговорной речи. В конце каждого раздела помещены контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.
Для студентов филологических специальностей в качестве приложения к общему курсу «Морфология современного русского языка».
Изложение орфографических правил в этом пособии опирается, помимо работ, перечисленных в списке использованной литературы, на пособие Г.И. Климовской «Русский язык. Теория (для средних школ)» (Москва, 2011). В ходе сбора отрывков из произведений русской прозы и поэзии XIX и XX веков для упражнений по каждой теме составитель воспользовался несколькими коллекциями таких отрывков, выработанных авторами других учебных пособий. Эти работы указаны в списке использованной литературы. Кроме того, в данном учебном пособии использованы словарные материалы кандидатских диссертаций Т.В. Вяничевой, И.В. Никиенко, Е.В. Цой, С.В. Лобановой. Часть правил в этом пособии изложена нетрадиционно, за что его автор несет полную ответственность.
Настоящая монографическая работа представляет описание семантики, грамматики и функций русских частиц. В работе представлен анализ частиц с точки зрения частеречной принадлежности; дана классификация частиц по строению и функциям; исследована градуальная функция частиц; выявлены особенности синтаксического употребления частиц; рассматриваются активные процессы в составе частиц, возникающие путем морфолого-синтаксического образования.
Монография предназначена для студентов-филологов, преподавателей вузов, аспирантов, научных работников, учителей-словесников.
Настоящий учебно-методический комплекс – это сборник материалов по курсу современного русского языка. В нём представлены два раздела грамматики: «Словообразование (морфемика и собственно словооб разование)» и «Морфология». Комплекс дает теоретические сведения (дополнительно к учебнику), а главное, дидактический материал и образцы для разнообразных лингвистических анализов.
Для студентов, выбравших дистанционную форму обучения.
Настоящая монографическая работа представляет описание семантики, грамматики и функций русских частиц. В работе представлен анализ частиц с точки зрения частеречной принадлежности; дана классификация частиц по строению и функциям; исследована градуальная функция частиц; выявлены особенности синтаксического употребления частиц; рассматриваются активные процессы в составе частиц, возникающие путем морфолого-синтаксического образования.
Монография предназначена для студентов-филологов, преподавателей вузов, аспирантов, научных работников, учителей-словесников.
В монографии исследуются закономерности употребления форм единственного и множественного числа имен существительных в тексте (на материале современного русского языка) и на этой основе демонстрируется широкая картина семантических противопоставлений внутри субстантивной категории числа. Анализируется предсказуемость числового поведения существительных и предлагаются правила, опирающиеся, прежде всего, на информацию о семантических свойствах слова (таксономический класс, способ концептуализации обозначаемых объектов).
Книга предназначена для лингвистов-русистов, специалистов в области морфологии, семантики и автоматического анализа текста, для студентов и преподавателей русского языка как иностранного.
Учебное пособие посвящено важнейшему разделу курса современного русского языка – словообразованию. Автор знакомит с проблематикой современной теории словообразования и с конкретными особенностями словообразования в русском языке. Пособие освещает все основные темы программы.
Для студентов педагогических вузов по специальности «Русский язык и литература».
10-е издание, стереотипное
Учебное пособие подготовлено на кафедре русского языка НГТУ для студентов ФГО, а также для студентов нефилологических специальностей, изучающих учебные курсы «Русский язык и культура речи», «Культура научной и деловой речи», «Стилистика русского языка и культура речи». Оно может быть использовано студентами как на практических занятиях в работе с преподавателем, так и при самостоятельном освоении соответствующих учебных курсов.
Пособие содержит теоретические сведения по орфографии, пунктуации, фонетике, лексике и фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи и стилистике.
Новое издание пособия существенно переработано в соответствии с программой по русскому языку в старших классах. Увеличено количество упражнений различной степени сложности, в которых учитываются типичные для учащихся ошибки.
Книга предназначена для школьников старших классов и абитуриентов, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.
Пособие содержит теоретические сведения по русскому языку и разнообразные упражнения по орфографии, пунктуации, лексике и стилистике, грамматическому разбору. Оно поможет повторить и закрепить знания и умения, полученные в средней школе.
Пособие предназначено для поступающих в вузы, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.
Учебник знакомит с концепциями корпусной лингвистики, дает возможность освоить азы корпусных технологий, приобрести навыки работы с корпусами, определить место дисциплины и собственно корпусов в ряду информационных технологий. Базой для создания учебника послужили исследовательская работа и преподавательская деятельность авторов.
Предназначен для студентов, магистрантов и аспирантов филологических и педагогических специальностей, а также для всех интересующихся вопросами корпусной лингвистики.
Сборник упражнений, включающий наиболее важные разделы практической грамматики, а также теоретический материал, необходимый для их выполнения. Задания построены на основе наиболее частотных конструкций разговорной речи. Уделяется внимание контекстуальному и стилевому употреблению языковых единиц. Наиболее сложные для выполнения упражнения снабжены ключами. Для среднего и продвинутого этапов обучения, а также для подготовки к сдаче ТРКИ-2 (гуманитарные науки и журналистика), ТРКИ-3.
В настоящем учебном пособии рассматривается наиболее дискуссионная в русской грамматике часть речи – междометие. Особое внимание уделяется таким вопросам, как проблемы классификации частей речи, взаимодействие междометий с языковыми фактами знаменательных и служебных частей речи и, наконец, определение места междометий в системе частей речи современного русского языка. Все теоретические и практические положения пособия сопровождаются примерами из художественной, поэтической и современной разговорной речи. В разделах обобщающего характера даются вопросы для самопроверки и упражнения для самостоятельной работы.
Для студентов и преподавателей филологических факультетов вузов, учителей-словесников.
Рассказ-размышление о превратностях великого и могучего и о самурайском кодексе в любви.
Содержит нецензурную брань.
Пособие призвано помочь студентам в освоении морфологического уровня современного русского языка. Оно содержит материалы для аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов и список рекомендуемой литературы.
Предназначено для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения.
Книга посвящена тайне происхождения корня слов Русского языка от Протоалфавита 22-х Старших Арканов Карт Таро, являющегося универсальным ключом к расшифровки <Философского камня> системы Таро. Доказательство происхождения современного зодиака от древнеславянского Круга Сварога в соответствии 16-ти Фигурным Арканам Карт Таро. Другая математика десятеричной системы счисления. Разъяснение библейского мифа искушения Адама и Евы Змеем, видений Иезекииля, значения символа Георгия Победоносца.
Публикуется в авторской редакции с сохранением авторских орфографии и пунктуации.
В пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы морфологии современного русского языка в соответствии с программой по русскому языку для студентов вузов.
Для студентов и преподавателей филологических факультетов вузов.
Книга представляет собой учебное пособие по теории аспектологии. Она содержит изложение основ аспектологической теории, знание которых дает ключ к пониманию аспектологической литературы, написанной с различных теоретических позиций, В книге обсуждаются ключевые проблемы русской аспектологии, в том числе вид как грамматическая категория, определение видовой пары и семантика видового противопоставления, частные значения видов и проблемы инварианта, роль глагольной префиксации а аспектуальной системе и др.
Основной целью учебно-методического пособия по академическому чтению является совершенствование навыков и умений находить и оценивать информацию, а также анализировать прочитанное. По мере развития умений академического чтения, студенты подходят к созданию собственных академических текстов в письменной форме.
Пособие может быть использовано в рамках модуля «Основы академического общения». Адресовано преподавателям и студентам языковых вузов.
Представлена первая часть учебного пособия «Русский язык. Понятия, классификации, правила» (вторая часть включает синтаксис и интенсив по пунктуации). Понятия определены лаконично и последовательно; разработаны все виды лингвистического анализа с образцами их применения. Орфографические правила даны в нетрадиционной, оптимально обобщённой форме. Тематические контрольные работы и тесты позволяют приобрести лингвистические навыки, предусмотренные единым государственным экзаменом. Пособие эффективно на всех этапах изучения русского языка, в подготовке к ЕГЭ и в качестве системного справочника.
Рекомендуется педагогам и студентам. Также может успешно использоваться абитуриентами и старшеклассниками.
Монография содержит описание средств и методов, принципов и процедур создания корпусов языков для специальных целей, в том числе для исследования языка и решения практических лексикографических, учебных и других задач. В книге рассмотрены основные параметры специальных корпусов текста, возможности их варьирования и взаимосвязь с типами лингвистических задач. Проведен анализ существующих стандартов корпусной лингвистики, разработаны программные средства морфологической разметки.
Книга предназначена для специалистов по корпусной лингвистике, а также для лингвистов, использующих корпусы в своей работе. Может стать подспорьем в преподавании дисциплин, относящихся к автоматизированной обработке текста.
Учебное пособие представляет собой комплекс таблиц, текстов, тестов, вопросов и контрольных работ по истории русского языка, охватывающий все языковые уровни – фонетику, морфологию, синтаксис, лексику и словообразование. Пособие призвано помочь студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса «Историческая грамматика русского языка», выработке навыков чтения и анализа древнерусских текстов, исторического комментирования фактов современного русского языка.
Для студентов и преподавателей филологических факультетов; может быть полезно для учителей-словесников и учащихся гимназий гуманитарного профиля.
Пособие призвано помочь студентам в освоении морфологического уровня современного русского языка. Оно содержит материалы для аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов и список рекомендуемой литературы.
Предназначено для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения.
Пособие содержит теоретические сведения по словообразованию, орфографии и морфологии и более 140 тренировочных упражнений. Оно поможет учащимся не только повторить школьную программу, но и подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам по русскому языку, особенно к ОГЭ и ЕГЭ.
Книга предназначена для школьников старших классов и абитуриентов, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.
Учебник-практикум систематизирует основные теоретические сведения по русскому языку, содержит практические задания и тесты для усвоения правил орфографии и пунктуации.
Предназначен для учащихся колледжей и старших классов средней школы.
В монографии представлен фрагмент исследования языковой категории взаимности, в котором проводится интерпретация фактов спонтанной детской речи с соблюдением исторически сложившегося в психолингвистике (см. нашу хрестоматию «Психолингвистика», 2003) принципиального положения об оценке как основании развивающегося квантового триединства мысли-речи-языка.
В онтогенезе просматриваются основные квантовые свойства мысле-рече-языкового единства, ведущие к функциональной скоординированности всех его сторон и осуществлению мысле-рече-языковой деятельности, которой человек добивается путем самонаучения (см. Н.И. Жинкин, 1982).
Выполненная работа может быть полезна для профессиональной подготовки специалистов психологического, логопедического и лингвистического направлений и их смежных областей (например, социолингвистики).
Учебное пособие содержит полное и систематическое изложение материала, входящего в учебную программу курса «Основы морфологии и словообразования», изучаемого студентами включенного образования по специальности «Русский язык как иностранный» Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета. Последовательно рассматриваются основные темы таких разделов, как морфология и словообразование. Представлены упражнения и варианты индивидуальных заданий, а также приложения для выполнения заданий в рамках самостоятельной работы. В то же время пособие может иметь и более широкое применение – использоваться в иностранной аудитории при изучении частей речи, словообразования существительных.
Цель данного пособия – осветить основные особенности морфологического строя русского языка, показать его типологические характеристики, продемонстрировать функционирование основных морфологических категорий.
Пособие может помочь студентам через освоение специфики каждой части речи систематизировать теоретические знания в области морфологии и закрепить их в ходе выполнения практических заданий.
Учебное пособие посвящено актуальным вопросам русской морфологии в плане их традиционного изложения в учебной и научной литературе и в плане нетрадиционного осмысления. Такой подход позволяет увидеть те приращения научного знания, которые являются результатом поступательного развития современной русистики. Это дает возможность представить более полное изложение актуальных вопросов морфологии с целью сформировать у студентов сознательную и самостоятельную позицию по выбору того или иного решения.
Учебное пособие предназначено студентам, обучающимся по программе бакалавриата, а также преподавателям, магистрантам и всем, кого интересуют вопросы русской морфологии в аспекте современных научных направлений русистики.
Учебник предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика».
Учебник составляет учебно-методический комплект с рабочими тетрадями для 5-9 классов «Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» авторов Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской.
В пособии в занимательной и доступной для иностранных учащихся форме представлена сложнейшая проблема словоизменения русского глагола. Пособие содержит краткое описание проблемы, систему грамматических заданий, обеспечивающих уяснение особенностей формообразования, алгоритмизированные таблицы классов и групп и список глаголов, входящих в лексический минимум I сертификационного уровня, с указанием класса/группы и особенностей ударения во всех формах. Пособие адресовано широкому кругу учащихся и может использоваться для становления навыка на начальном этапе обучения, для автоматизации его на продвинутом, а также как пример авторской лингвометодической концепции на курсах повышения квалификации преподавателей.
Пособие освещает современное состояние науки о языке в области морфологии. В нем проводится последовательное различение частей речи, лексико-грамматических разрядов и грамматических категорий. Особое внимание уделяется выработке умений правильно выделять грамматическую форму в любом слове; выявлять свойства грамматических категорий; квалифицировать принадлежность словоформ текста к той или иной части речи; определять признаки лексико-грамматической разрядности. Пособие снабжено схемами, иллюстрирующими взаимосвязь рассматриваемых понятий и категорий; содержит образцы ответов на вопросы повышенной трудности.
Для студентов и преподавателей-филологов.
В первом разделе учебно-методического комплекса рассматривается специфика морфемного и словообразовательного уровней современного русского языка, способы словообразования, стилистические особенности словообразования, морфемная структура слова. Второй раздел посвящен теоретическому и практическому рассмотрению вопросов, связанных с морфологическим уровнем современного русского языка. Учебно-методический комплекс, кроме теоретических сведений, содержит рабочую программу дисциплины, комплекс практических заданий, тестовых упражнений, контрольных и самостоятельных заданий и т. д.
Для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика», преподавателей вузов, школ, лицеев.
Представлена первая часть учебного пособия «Русский язык. Понятия, классификации, правила» (вторая часть включает синтаксис и интенсив по пунктуации). Понятия определены лаконично и последовательно; разработаны все виды лингвистического анализа с образцами их применения. Орфографические правила даны в нетрадиционной, оптимально обобщённой форме. Тематические контрольные работы и тесты позволяют приобрести лингвистические навыки, предусмотренные единым государственным экзаменом. Пособие эффективно на всех этапах изучения русского языка, в подготовке к ЕГЭ и в качестве системного справочника.
Рекомендуется педагогам и студентам. Также может успешно использоваться абитуриентами и старшеклассниками.
Учебник предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика».
В состав учебно-методического комплекта входят рабочие тетради для 5—9 классов «Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» авторов Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской.
В пособии представлена система учебных словарей с последними нормативными данными по языковым уровням: фонетическому (ударение и произношение), лексическому (расширение словарного запаса), морфологическому (выбор формы слова), синтаксическому (предупреждение ошибок в связях слов). Предлагаемая система дала хорошие результаты при обучении студентов-журналистов. Это позволяет надеяться, что комплексная и целенаправленная работа каждого над своей речью поможет в короткие сроки выработать и закрепить навыки правильного говорения, безупречного владения языком публично говорящим людям.
Для молодых журналистов, юристов, переводчиков, издателей, чиновников, преподавателей, бизнесменов.
Книга посвящена разработке, изложению и подробной иллюстрации особого подхода к анализу и описанию словоизменения в славянских языках. Этот – так называемый «аналитико-синтетико-функциональный» – подход делает возможной точную, т.е. «цифровую» характеристику взаимоотношений между отдельными средствами выражения грамматических значений. Именно с этой точки зрения можно сравнивать отдельные языки. Данный подход разрабатывается во всех подробностях на примере описания спряжения украинского глагола, а также, хотя не так подробно, на примере описания спряжения русского глагола. В последней главе приводятся и типологически интерпретируются результаты анализа спряжения глаголов во всех остальных славянских языках.
Книга адресована читателям, интересующимся структурой словоизменительной системы указанных языков, и особенно в типологическом сравнении славянских языков.
Собрание избранных трудов выдающегося отечественного лингвиста Юрия Сергеевича Маслова (1914-1990) представляет его основные работы по русской и сравнительной аспектологии, истории аспектологических исследований, проблемам морфологии и общим вопросам теории языка. В собрание включена монография «Очерки по аспектологии» (1984), составленная самим автором из работ разных лет, а также статьи 1940-1980-х годов, вошедшие в золотой фонд отечественной лингвистики.
Словарь представляет собой первое в отечественной лексикографии научно-справочное издание, отражающее состав уникальных морфем в современном русском языке, и включает более трехсот уникальных морфем суффиксального, префиксального и корневого характера. В словаре анализируется графико-орфографический (а при необходимости фонематический) состав уникальных морфем, дается семантическая характеристика уникальных морфем и содержащих их слов, определяется словообразовательная структура последних, рассматриваются парадигматические связи уникальных морфем (приводятся слова с синонимичными и омонимичными морфемами), содержится иллюстративный материал – тексты, в которых представлены слова с уникальными морфемами. Уникальные морфемы дифференцируются в зависимости от их формальной и (или) семантической уникальности.
Для учащихся вузов и школ, а также составителей учебников и учебных пособий по морфемике и словообразованию современного русского языка. Словарь может заинтересовать также специалистов-филологов и препода…
Настоящий словарь содержит более 2000 словообразовательных гнезд, которые дают представление о возникновении различных слов и об их морфемной структуре. Для словообразовательного анализа были взяты наиболее употребительные слова современного русского языка и их производные. Работа со словарем поможет при словообразовательном анализе, разборе слова по составу и усвоении правил русской орфографии.
Словарь предназначен школьникам, студентам и преподавателям.
Настоящий учебно-методический комплекс – это сборник материалов по курсу современного русского языка. В нём представлены два раздела грамматики: «Словообразование (морфемика и собственно словооб разование)» и «Морфология». Комплекс дает теоретические сведения (дополнительно к учебнику), а главное, дидактический материал и образцы для разнообразных лингвистических анализов.
Для студентов, выбравших дистанционную форму обучения.
Прилагательные придают нашей речи цвет и вкус. Овладев искусством их образования и употребления, вы можете считать себя настоящим знатоком русского языка. Эта книга поможет вам.
Сборник упражнений по грамматической теме «Глаголы движения» для иностранных учащихся, владеющих русским языком в объеме Базового уровня (ТБУ). Отдельные материалы пособия могут также использоваться в группах учащихся I уровня (ТРКИ-1). Небольшой объем книги позволяет как включать ее в языковую программу, рассчитанную на долгий период, так и использовать ее на краткосрочных курсах русского языка. Ко всем упражнениям имеются ключи.
(Компакт-диск прилагается только к печатному изданию.)