Музейное дело - ТОП 50 лучших книг
Учебник предназначен для освоения студентами библиотечно-информационной специальности обязательной учебной дисциплины. Курс «Библиографоведение» традиционно считается трудным для изучения. Учебник содержит основные понятия и объяснения сущности библиографии как составной части культуры и коммуникационной деятельности, объяснение природы библиографической информации, характеристику структуры библиографической деятельности, а также библиографической науки в современной России. Изложение материала сопровождается наглядными примерами, схемами и таблицами, рекомендацией литературы для дополнительного углубленного изучения. Освоение библиографических знаний обеспечит формирование личности специалиста высокой квалификации.
Каталог содержит научное описание 25 экземпляров 20 кириллических изданий XVI в., вышедших из типографий Вильны, Заблудова, Москвы, Острога, знакомит с одной из наиболее значимых коллекций ЦНБ НАН Беларуси.
Издание предназначено для работников библиотек и музеев, книговедов, историков, филологов, а также всех, кто интересуется наследием преемников Франциска Скорины.
В самом центре Москвы расположен Музей имени Н.К. Рериха. С момента принятия решения о его создании бессменным директором, идеологом и организатором многосторонней деятельности общественного учреждения является Людмила Васильевна Шапошникова. Она – доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха, сумевшая творчески воплотить в жизнь идеи семьи Рерихов о создании в России уникального культурного пространства в форме Международного Центра Рерихов и Музея имени Н.К. Рериха.
Подвижническая деятельность Людмилы Васильевны Шапошниковой по сохранению, исследованию, популяризации и защите наследия Рерихов получили высокую оценку государства, российской и международной общественности.
Рассмотрены варианты анализа визуальных источников (лубки, историческая живопись, фотографии) для познания истории России. Проанализирован опыт российских и зарубежных музеев по организации историко-художественных выставок в конце XX – начале XXI в.
Предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей и исследователей, занимающихся изучением истории и культуры России.
Монография посвящена судьбе музеев нашей страны во время Великой отечественной войны. основана на анализе ранее неизвестных документов из РГАСПИ, ГА РФ, ЦА ФСБ России, Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Государственного архива Свердловской области, Государственного архива Республики Крым, Национального архива Финляндии, Архива органов власти и управления Украины, Латвийского государственного исторического архива, архивов Государственного музея политической истории России, Красноярского краевого краеведческого музея и др. Рассматриваются проблемы эвакуации культурных ценностей, подготовки к «разгрузке» музеев в предвоенное время, «сложные вопросы» взаимодействия государственных институтов и интеллигенции в различные периоды войны, будней музейщиков блокадного Ленинграда, повседневности музеев тыловых регионов и их взаимодействия с прибывшими в эвакуацию, восстановления музеев и реставрации памятников культуры на освобожденных от нацистов территориях, роли музеев в патриотической мобилиз…
Содержит первое полное описание изданий 1866—1900 гг. из книжных собраний Несвижской ординации князей Радзивиллов, хранящихся в фонде Центральной научной библиотеки НАН Беларуси.
Для работников библиотек и музеев, книговедов, историков, филологов, а также всех, кто интересуется книжной культурой и духовным наследием прошлого.
В пособии рассматривается широкий круг проблем, начиная от теоретических положений науки «музеология/музееведение» и заканчивая вопросами практической деятельности музея в современном обществе. В книге раскрыта специфика научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, научно-фондовой и культурно-образовательной деятельности музея. В приложении даны образцы различных музейных документов и словарь основных понятий.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов культуры, гуманитарных, педагогических, а также для музейных работников.
Фарфор стал величайшим символом китайской культуры. Это одно из выдающих¬ся изобретений, внесших неоценимый вклад в мировую цивилизацию. Императорская керамика, то есть керамика императорских керамических мастерских, – важный носи¬тель дворцовой культуры. Она была продуктом монархической эпохи, и государственная мощь послужила той основой, на которой пышно расцвела культура фарфора. Поэтому для глубокого понимания исторической культуры Китая, особенно ее ядра – дворцо¬вой культуры, – необходимо знать культуру императорской керамики.
«Тысячелетие императорской керамики» – это не курс истории керамики. В на¬стоящей работе исследуются исторические и культурные взаимосвязи императорского дворца с керамикой императорских мастерских. Основное внимание уделено той ке¬рамике, которой наиболее богаты фонды Пекинского Музея императорского дворца (Гугун); той, о которой сохранились самые точные архивные документы и наибольшее количество литературных памятников; той, которая сильнее всего повлияла на общество.
Здесь …
В работе рассматриваются культурологические и правовые аспекты формирования и функционирования Музейного фонда СССР и Российской Федерации, комплектования собраний государственных музеев, начиная с этапа законной экспроприации культурных ценностей в октябре 1917 г.
Государственная политика 1917–1923 гг. законной экспроприации культурных ценностей связывается с ограничением оборота культурных ценностей, использованием национализированных ценностей для пропаганды государственной идеологии и увеличения государственных резервов.
Комплектование Музейного фонда рассматривается на двух уровнях:
Комплектование собрания музея представляет собой развивающийся процесс по повышению качества собрания музея, в смысле достижения полноты коллекции, всесторонности изучения предмета самого по себе и во взаимосвязи с музейной коллекцией, упорядочению бюджетной дисциплины музеев и оптимизации затрат на приобретение и последующее содержание музейных предметов. В итоге комплектование увязывается с целями эффективной пропаганды…
В монографии исследуется развитие сельских поселений, характеризуются их типы, виды, пространственная организация. Рассматриваются структура крестьянских усадеб и господских дворов, типы деревянных жилых, хозяйственных, производственных и других построек. Анализируется предметно-понятийное содержание названий исследуемых реалий в письменных источниках XVI–XVIII вв. и народных говорах Беларуси. Книга богато иллюстрирована.
Рассчитана на историков, этнологов, архитекторов, искусствоведов, лингвистов, краеведов и музейных работников.
Целью этой работы являлась разработка системы описания исторических узорных шелковых тканей, которые в большом количестве находятся почти во всех музейных коллекциях нашей огромной страны. Были проанализированы вышедшие в XXI веке каталоги по средневековым тканям из коллекций ведущих московских музеев и выявлены их проблемные места.
В издании предложен словарь текстильных терминов для узорных шелковых тканей с учетом выявленных недостатков в опубликованных ранее описаниях, разработаны методические рекомендации по описанию исторических узорных тканей для сотрудников музеев и специалистов по музейному и археологическому текстилю.
Пособие направлено на систематизацию разрозненных знаний по историческим тканям и оказание помощи в описании сложных тканей.
Книга доктора философских наук, профессора кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, члена Союза художников России Н. Н. Суворова посвящена проблеме создания художественных ценностей и их межкультурного обращения. Подробно рассматриваются вопросы организации художественной галереи, ее функционирования в пространстве современной художественной культуры, формы и методы работы галериста с художниками, коллекционерами, журналистами, рассматриваются основы организации галереи в Интернете, работы аукционов произведений искусства. В книге рассмотрены вопросы создания символического капитала и его обращение.
Издание предназначено для студентов гуманитарных вузов, изучающих теорию искусства, бизнес в сфере культуры и искусства, галеристам, кураторам, арт-дилерам, коллекционерам, художникам и всем, интересующимся процессами современного искусства.
Данная работа состоит из двух разделов.
Раздел 1. Памятники известным российским и советским деятелям в Китае.
Произведения русских классиков всегда интересовали китайскую аудиторию. Таковыми были А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Островский и другие писатели и поэты. Отрывки из романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь» являются частью школьной программы в Китае. Роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина много раз переводился на китайский язык, и по мотивам этого произведения неоднократно ставились спектакли в театрах Китая. В День космонавтики в 2014 г. в Российском культурном центре в Пекине был открыт памятник первому космонавту Ю. А. Гагарину. Открытие памятника было приурочено к 80-летию со дня рождения Гагарина.
Раздел 2. Памятники военно-историческим событиям в Китае. Советский и китайский народы, издавна живущие по соседству, имеют богатые традиции взаимного общения и дружбы. Это проявляется в их совместной борьбе против внутренних и внешних врагов за свободу и независимость. В раздел…
Цель проекта – серии из трех сборников «Музеи – библиотеки – архивы в информационном обеспечении исторической науки» – заключается в описании поставленной проблемы в преломлении основных хранилищ исторических источников, выступающих в ипостаси музейных предметов, изданий, архивных документов. В сборниках рассматриваются: место музеев – библиотек – архивов в информационной инфраструктуре науки; репрезентация их информационного потенциала; их собрания, фонды как информационный ресурс; технологии извлечения информации из источников и то, что ИКТ дают науке и музеям – библиотекам – архивам; коммуникация научного сообщества и сообществ хранителей информации. Первый сборник серии – «Музеи в информационном обеспечении исторической науки» – имеет международную составляющую (Казахстан, Польша). Его авторы – исследователи из 15 городов России: историки и музееведы, культурологи, искусствоведы, филологи, философы, экономисты, политологи; представители точных, естественных, технических, медицинских наук; известные и …
15. Историческое Всесвятское кладбище в Краснодаре (Материалы к реставрации и музеефикации ансамбля)
В монографии представлены результаты полевых и кабинетных исследований объекта культурного наследия «Ансамбль Всесвятского кладбища» в Краснодаре, выполнявшихся автором в составе научно-проектных работ последних полутора десятилетий. Основываясь на зафиксированных исторических и современных характеристиках объекта, массиве введённых в оборот фактов и сведений, автор сформулировал ряд рекомендаций по сохранению и включению закрытого городского некрополя в современные социально-культурные процессы путём возобновления методами му-зеефикации его угасающей мемориальной функции и акцентирования исторической и художественной ценности.
Представленные в монографии факты, сведения, авторские суждения, обобщения и рекомендации могут быть использованы в научно-проектной, административно-хозяйственной, памятникоохранной, научно-просветительной деятельности, в конкретно-исторических, искусствоведческих, историко-архитектурных, биографических, генеалогических, эпиграфических, комплексных урбанистических, ландшафтных и д…
Содержит первое полное научное описание вновь выявленных и дефектных экземпляров изданий XVIII в. (1701—1750) из книжного собрания Несвижской ординации князей Радзивиллов, хранящегося в фонде Центральной научной библиотеки НАН Беларуси.
Для работников библиотек и музеев, книговедов, историков, филологов, а также всех, кто интересуется книжной культурой и духовным наследием прошлого.
Игорь Витальевич Савицкий – художник и собиратель, создавший в 1966 году Государственный музей искусств в Нукусе. В настоящем исследовании описаны предпосылки и этапы создания музея, изучен состав его коллекций. Особое внимание уделяется коллекции живописи русских художников 1920-1930-х годов, представляющей важный этап в развитии отечественной культуры. В работе характеризуется роль Государственного музея искусств имени И. В. Савицкого в контексте развития художественной жизни региона и сохранения российского культурного наследия.
«Петербургские искусствоведческие тетради» – совместный проект российских искусствоведов, культурологов, историков, философов, реставраторов, сотрудников музеев, научных и учебных заведений. Тематическая направленность – актуальные проблемы теории и истории искусства в современном преломлении. Издание полезно как профессионалам, так и широкому кругу любителей искусства.
Книга написана по горячим следам проведения данного курса обучения по физикебудущих реставраторов в СПбГИК. Краткое содержание курса :
Тема 1. Физические основы механики.
Тема 2. Молекулярная (статистическая) физика и термодинамика.
Тема 3. Электростатика.
Тема 4. Постоянный ток.
Тема 5. Магнетизм.
Тема 6. Электромагнитные колебания и волны.
Тема 7. Квантовая физика.
Тема 8. Оптика.
Тема 9. Атомная и ядерная физика.
Объем учебной дисциплины
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 7 зачетных единиц 252 академических часа.Может быть полезна как студентамЮ так и преподавателям вузов.
Название этой книги – Пять лекций о кураторстве – следует понимать буквально. В марте – апреле 2012 года в московском Институте УНИК мной был прочитан курс Теория кураторства, который и лег в основу настоящей книги. Впрочем, можно уточнить: первая лекция этого курса, Кураторство как нематериальное производство, в основе своей сложилась несколько ранее. В декабре 2009 года она была прочитана в Центре современного искусства РГГУ в качестве введения в мой авторский курс Куратор и его контекст. Опыт авто-реконструкции. Именно тогда я сделал первую попытку дать общее теоретическое определение кураторской практики, которое через три года было представлено мною в УНИКе в более продуманной и уточненной версии. Что касается второй лекции униковского курса и, соответственно, второй главы настоящей книги – Система искусства, – то у нее еще более давняя история, настолько давняя, что точной даты и места прочтения первой лекции на эту тему восстановить уже не удастся. Предполагаю, что основания к обсуждению феномена х…
Книга "История БАМа в лицах" создана в рамках реализации социально значимого проекта "История БАМа - сохранение славянской идентичности", при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, к празднованию 50-летия строительства Байкало-Амурской магистрали.
В книге представлены истории героев-ветеранов БАМа проживающих в г. Тында и Тындинском МО.
Что такое музей, хорошо известно каждому, но о его происхождении, развитии и, тем более, общественном влиянии осведомлены немногие. Такие темы обычно изучаются специалистами и составляют предмет отдельной науки – музеологии. Однако популярность, разнообразие, постоянный рост числа музеев требуют более глубокого проникновения в эти вопросы в том числе и от зрителей, без сотрудничества с которыми невозможен современный музей. Таков принцип новой музеологии.
Способствовать пониманию природы музея, его философии, иными словами, тех общественных идей и отношений, которые формировали и трансформировали его – задача этой книги.
Ее автор З.А. Бонами – музейный работник и музеолог, рассказывает в шести тематических очерках о ярких эпизодах, связанных со знаменитыми музеями: Лувром, Британским музеем, Музеем Метрополитен, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и др., надеясь заглянуть в будущее музея, как важнейшего института памяти.
Издание содержит богатый иллюстративный материал, представля…
В настоящем издании представлен фрагмент третьей части Систематического описания коллекций Дашковского этнографического музея, вышедшей в последнем десятилетии XIX века. В ней подробно изображается крестьянская одежда различных губерний Российской империи в последней четверти XIX века, а также содержатся наблюдения о влиянии городской моды на традиционную одежду деревни.
Подводное культурное наследие представляет собой ценную часть культурного наследия человечества. Многие объекты, по тем или иным причинам оказавшиеся под водой, являются материальным свидетельством важных исторических событий, таких как войны, переселение народов и стихийные бедствия. В настоящее время весьма актуальным представляется решение вопросов сохранения и введения в социокультурный оборот этих исторических свидетельств.
В данной работе впервые в отечественной науке представлен теоретический, культурологический, юридический анализ комплекса проблем и вопросов, связанных с созданием подводных музеев, исторических парков и заповедников.
Цель монографии – обобщить мировой и отечественный опыт в строительстве и развитии тематических парков как учреждений музейного типа. Основная задача – рассмотреть тематические парки культурно-исторического (историко-этнографического, военно-исторического и т. п.) типа как учреждения, исполняющие отдельные функции музея и практикующие свойственные музеям формы деятельности.
Центральное место в монографии отводится проблемам российской специфики: историко-культурному потенциалу территорий, увеличению количества тематических парков с национальной спецификой и близких к ним этнографических музеев под открытым небом, строительству этнодеревень, развитию этнографического туризма, а также подводным паркам, набирающим популярность военно-патриотическим паркам и модернизируемым «паркам культуры и отдыха», синтезирующим основные достоинства природно-исторических и тематических парков.
В настоящем исследовании приведен теоретический, культурологический, юридический, исторический анализ комплекса проблем, связанных с выявлением, изучением, сохранением и использованием подводного культурного наследия, в том числе его музеефикация, предложена Типология объектов подводного культурного наследия, определены комплексные мероприятия по совершенствованию системы охраны объектов подводного культурного наследия, представлена Концепция комплексного изучения и сохранения подводного культурного наследия.
Основные выводы и рекомендации могут быть использованы в общеобразовательных программах высших учебных заведений Российской Федерации в рамках курсов археологии, истории, культурологии, юриспруденции, социокультурного проектирования, исторической географии, истории войн и военного искусства, истории науки и техники, туризма, а также в процессе совершенствования законодательства в сфере подводного культурного наследия
В монографии рассмотрены основные тенденции формирования коллективных и индивидуальных читательских практик жителей Томска и Томской губернии в конце XIX – начале XX в. Освещены малоизученные страницы истории становления провинциальной читательской аудитории рубежа веков: читательские интересы томских горожан, интеллигенции и чиновничества, специфика детского чтения и особенности читательских практик сибирского крестьянства, формирование студенческой субкультуры чтения и вопросы цензурного регулирования. Особое внимание уделено различным аспектам взаимосвязи читательских практик с региональным литературным процессом. Представлен уникальный архивный материал из фондов Научной библиотеки Томского государственного университета, Томского областного краеведческого музея, Государственного архива Томской области, часть из которого впервые вводится в научный оборот.
Для историков, филологов, музейных и библиотечных работников, специалистов в области книгоиздания и книгораспространения, а также всех, кто интересуе…
Данный сборник содержит методические разработки – тексты интерактивных экскурсий, сценарии музейных праздников, конспекты к музейным занятиям, лекциям и играм, которые были реализованы в течение 2016-2017 годов в Пуровском районном историко-краеведческом музее г.Тарко-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа.
Сборник имеет практическую направленность и может представлять интерес для педагогов, работающих как в музеях, так и в образовательных учреждениях. Материал сборника может быть использован в качестве пособия для проведения мероприятий в музеях, учреждениях музейного типа, а также на базе музеев образовательных учреждений.
Коррекция текстов и верстка сборника выполнены заместителем директора по научной работе ПРИКМ Натальей Храмовой.
Памятники искусства и культуры являются непростыми объектами для микробиологических исследований не только из-за ограничений в количестве и методах сбора материала. Многие из них имеют следы микробных повреждений, которые произошли давно. Микроорганизмы в составе старых повреждений могут потерять жизнеспособность, при этом внешние признаки их развития в виде пигментных пятен, различных налетов и других деструктивных изменений сохраняются, которые вызывают тревогу у хранителей коллекций и реставраторов. В этих случаях необходимо применять специальные методы диагностики, зарекомендовавшие себя в музейной и реставрационной практике, которые помогут разделить старые и произошедшие недавно повреждения, и отделить случайных контаминантов от микроорганизмов, вызвавших повреждение памятника.
В руководстве обобщен многолетний опыт работы по диагностике микробиологических повреждений памятников искусства и культуры. Большой иллюстративный материал и конкретные примеры проведения микологических экспертиз различных п…
«Петербургские искусствоведческие тетради» – совместный проект российских искусствоведов, культурологов, историков, философов, реставраторов, сотрудников музеев, научных и учебных заведений. Тематическая направленность – актуальные проблемы теории и истории искусства в современном преломлении. Издание полезно как профессионалам, так и широкому кругу любителей искусства.
Книга посвящена формированию искусства музейной экспозиции и музея как объекта культуры в начале XXI века. Она является продолжением книг «Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля». М.: Прогресс-Традиция, 2015 и «Музей как объект культуры. XX век. Искусство экспозиционного ансамбля». М.: Прогресс-Традиция, 2017. Эта книга представляет завершающий этап многолетнего исследования экспозиционного ансамбля с его становления до сегодняшнего дня. Книга посвящена аналитической панораме музейного строительства начала XXI века в разнообразии его форм, направлений и тенденций. В фокус рассмотрения выбраны наиболее яркие, творческие проекты.
Аспект, взятый в книге, рассматривает экспозицию музея и выставки в широком диапазоне различных художественных тенденций, новых музейных и выставочных технологий, концепций и форм презентации. Если в первых двух книгах рассмотрение шло по вертикали и хронологическому развитию, то эта книга приводит анализ материалов по горизонтали, давая срез сегодняшнего дня…
Что такое музей, хорошо известно каждому, но о его происхождении, развитии и, тем более, общественном влиянии осведомлены немногие. Такие темы обычно изучаются специалистами и составляют предмет отдельной науки – музеологии. Однако популярность, разнообразие, постоянный рост числа музеев требуют более глубокого проникновения в эти вопросы в том числе и от зрителей, без сотрудничества с которыми невозможен современный музей. Таков принцип новой музеологии.
Способствовать пониманию природы музея, его философии, иными словами, тех общественных идей и отношений, которые формировали и трансформировали его – задача этой книги.
Ее автор З.А. Бонами – музейный работник и музеолог, рассказывает в шести тематических очерках о ярких эпизодах, связанных со знаменитыми музеями: Лувром, Британским музеем, Музеем Метрополитен, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и др., надеясь заглянуть в будущее музея, как важнейшего института памяти.
Издание содержит богатый иллюстративный материал, представля…
Интегрированный курс «Музеи мира» в рамках дисциплины «История мировых цивилизаций» определяет роль и значение музея в контексте мировой истории и культуры. Курс включает изучение следующих тем: роль музеев в современном обществе и мировой культуре; музейная политика на примере отдельных стран и конкретных музеев; музейный менеджмент и музейный маркетинг; музей в структуре туристического бизнеса. Цель данного пособия – формирование навыков и умений визуального общения студентов с художественными произведениями – музейными экспонатами.
Для студентов, обучающихся по специальностям «Социально-культурный сервис и туризм», «Социальная антропология», «Культурология», «История», и всех интересующихся мировой художественной культурой и музейным делом.
В сборнике представлены статьи, подготовленные по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Экспозиционная деятельность музеев-заповедников и современные музейные практики в контексте реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: проблемы брендирования территорий» (26-27 ноября 2020 г.). Авторы – музейные и научные сотрудники, работники туристской сферы, преподаватели и аспиранты – рассматривают вопросы поиска и актуализации новых культурных брендов в деятельности музеев под открытым небом (музеев-заповедников). Значительное внимание уделяется выявлению и анализу современных практик театрализации музейно-экспозиционного пространства.
Сборник предназначен для широкого круга читателей – музейных специалистов, исследователей, студентов и аспирантов, а также для всех интересующихся деятельностью отечественных музеев под открытым небом и музеев-заповедников.
В настоящем издании впервые воссоздана история формирования и развития музееведческой мысли в России, которая представлена как логично и последовательно развивающийся процесс. Собранные в сборнике документы и материалы дают представление об истории музейного дела в стране, эволюционных и деструктивных процессах в жизни музея и в отечественном музееведении почти за триста лет. В издание включены прокомментированные выдержки из трудов по отечественной музееведческой мысли, принадлежащих перу нескольких поколений деятелей российской культуры, а также нормативно-правовые акты России и документы по проблемам сохранения историко-культурного наследия.
Издание адресовано преподавателям и студентам гуманитарных вузов, музейным работникам, музееведам, историкам культуры.
«Бюст Бернини» – третий роман в серии восхитительных интеллектуальных детективов Йена Пирса о преступлениях в мире искусства, которые расследуют английский искусствовед Джонатан Аргайл, следователь Флавия ди Стефано и генерал Боттандо. Детективы Йена Пирса – это изысканное пиршество для души и мозга.
Вокруг уникального произведений искусства – бюста работы итальянского скульптора Джованни Бернини – сгущаются тучи. Американский коллекционер, который приобрел бесценную скульптуру для калифорнийского музея, был убит, – не успев сообщить что-то очень важное. Единственный, кто мог пролить свет на его смерть, также найден мертвым. В довершение всего, сам бюст бесследно исчез. К счастью, Джонатан Аргайл как раз должен был доставить в тот же музей бесценную картину кисти Тициан, и теперь он возьмется за расследование этого дела. На помощь ему мчится Флавия ди Стефано, а значит, дело обещает быть интересным…
© Storysidе
В монографии рассматривается динамика культурных ориентаций и стратегий социокультурного поведения населения Республики Беларусь. Анализируемые параметры основных социокультурных изменений и процессов формирования новых социокультурных стратегий поведения позволяют оценить успешность проводимых в стране реформ, предотвратить разрыв традиций в нашем обществе, актуализировать различные пласты культурной и исторической памяти.
Представленные в издании материалы могут использоваться при проведении образовательных мероприятий для научных работников музеев, административно-управленческого аппарата театров и концертных залов, работников методических центров и др.
Сборник статей и интервью, опубликованных в научно-популярном журнале «ЗНАНИЕ – СИЛА».
В сборник вошли статьи и интервью, опубликованные в рамках проекта «Музей – как лицо эпохи» в 2017 году, а также статьи по теме проекта, опубликованные в журнале «ЗНАНИЕ – СИЛА» в разные годы, начиная с 1960-х.
В настоящее время не у всех появляется возможность и желание посещать музеи по каким-либо причинам. Поэтому виртуальные музеи смогут восполнить эту лакуну, так как практически каждый житель Земли имеет компактный гаджет с выходом в сеть Интернет. В результате проведённого анализа выяснилось, что 3D-музеев критически мало по сравнению с панорамными виртуальными турами. Поэтому создание 3D-музеев будет актуальным на протяжении ещё нескольких лет. В статье представлены этапы создания 3D-музея музыкальных инструментов народов Северной Азии. Приведены анализ существующих 3D-музеев, выбор 3D-редактора и среды разработки. 3D-музеи дают полную свободу визуализировать содержания музея и сделать подробный обзор музыкальных инструментов. Ещё более важной причиной выбора этой технологии является то, что на сферических панорамах могут быть искажения и недостатки при съёмке, такие как отражение фотографа на зеркальных элементах или исчезновение целого фрагмента панорамы из-за неравномерного горизонта. 3D-технологии пом…
С именем Н. И. Романова связано становление московской школы отечественного искусствознания. Он преподавал историю искусств в Московском университете, в Московском археологическом институте, на Высших женских курсах и в Народном университете им. А. Л. Шанявского. С конца 1890-х гг. помогал И. В. Цветаеву при создании Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина). В 1910–1923 гг. являлся хранителем Отделения изящных искусств Румянцевского музея, а став директором ГМИИ в 1923 г., создал в нем Картинную галерею старых европейских мастеров, уберег от расформирования и добился передачи в музей богатейшего собрания мировой графики из ликвидированного Румянцевского музея.
В книгу включены отрывки из лекций Н. И. Романова, его статьи, публикуемая впервые переписка с профессором И. В. Цветаевым, художниками-графиками А. П. Остроумовой-Лебедевой, В. Д. Фалилеевым, В. Н. Масютиным, а также статьи и воспоминания о Романове, большинство из которых написано специально для сборника, и библиография трудов ученого.…
Предлагаемый вашему вниманию аналитический отчёт был подготовлен по заказу Министерства культуры Российской Федерации в рамках разработки концепции развития музейного дела.
Монография представляет собой исследование и публикацию ранее неизвестного рукописного исторического источника. Автор текста – Александр Михайлович Горохов, сибирский чиновник конца XVIII – первой трети XIX в., отец известного томского золотопромышленника Философа Горохова. Текст представляет собой записки из жизни А.М. Горохова, в которых он обращается к своим детям, и дает уникальный материал для воссоздания духовного и нравственного портрета сибирского общества XIX в.
Записки сопровождаются развернутыми научными комментариями и иллюстративными материалами.
Для историков, филологов, архивных, музейных и библиотечных работников, а также для всех интересующихся историей культуры Сибири.
В пособии рассматривается широкий круг проблем, начиная от теоретических положений науки «музеология/музееведение» и заканчивая вопросами практической деятельности музея в современном обществе. В книге раскрыта специфика научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, научно-фондовой и культурно-образовательной деятельности музея. В приложении даны образцы различных музейных документов и словарь основных понятий.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов культуры, гуманитарных, педагогических, а также для музейных работников.
В пособии рассматривается широкий круг проблем, начиная от теоретических положений науки «музеология/музееведение» и заканчивая вопросами практической деятельности музея в современном обществе. В книге раскрыта специфика научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, научно-фондовой и культурно-образовательной деятельности музея. В приложении даны образцы различных музейных документов и словарь основных понятий.
Адресовано студентам средних специальных учебных заведений.
Учебное наглядное пособие иллюстрирует часть выставочной экспозиции старейшего за Уралом и одновременно крупнейшего вузовского минералогического музея в азиатской части России. Созданный 125 лет назад объединенными усилиями частных пожертвователей и первых профессоров Томского университета музей хранит в своих фондах более 50 тысяч образцов, представляющих почти 700 отдельных видов прекрасного царства минералов. Они собраны в разных уголках Земли, но большинство, естественно, на территории Сибири, где работали многие поколения выпускников Томского государственного университета.
Для студентов геологических специальностей вузов, а также широкого круга поклонников камня – от увлеченных любителей до будущих и уже состоявшихся профессионалов, работающих в области минералогии.
В учебно-методическом пособии представлены различные виды организации самостоятельной работы студентов, изучающих курс «Информационные технологии в музейной деятельности». В приложении даны тексты, необходимые для реализации указанных технологий. Пособие содержит перечень экзаменационных вопросов и учебную и исследовательскую литературу по всему курсу для самостоятельной работы студентов.
Для студентов, обучающихся по направлению 51.03.04 – Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия, а также для всех интересующихся изменениями и современными тенденциями в области культуры и музейного дела.
На уникальном материале, в том числе впервые вводимом в научный оборот, представлена общая концепция взаимосвязи и взаимодействия словесной культуры Сибири с общероссийским и европейским контекстами, выдвинут и обоснован методологический подход к анализу ключевых понятий исследования – словесная культура региона / словесная культура Сибири. Описаны вербальные практики рядовых сибиряков; журналистика, литературная критика Сибири как фундамент литературного процесса и его взаимодействия с литературой Центральной России; отражение словесной культуры Сибири в региональной издательской продукции, в способах формирования и функционирования библиотечной сети; словесная культура Сибири показана в пространстве межкультурного взаимодействия.
Для специалистов в области регионоведения, сибиреведения и широкого круга читателей, интересующихся словесной культурой Сибири.
Учебное пособие посвящено раскрытию особенностей организации археологических парков и музеев «под открытым небом». Эти объекты на практике реализуют задачи сохранения, охраны и популяризации археологического наследия. Освещаются история возникновения археологических парков, современная практика их формирования и тенденции развития. В пособии представлены рекомендации по проектированию археологических парков и других типов музейно-археологических комплексов, раскрыты особенности музеефикации, интерпретации и экспонирования объектов археологического наследия.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов (бакалавриат), обучающихся по направлениям 070000 «Архитектура», 350000 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», 430000 «Сервис и туризм», 510000 «Культуроведение и социокультурные проекты».
Текст печатается в авторской редакции.
В эфире радиоканала «Орфей» в течение нескольких лет звучала авторская программа журналиста, писателя и ведущей Ирины Семёновны Кленской «Хороший тон. Прогулки по Эрмитажу» – о великих сокровищах и людях, которые их берегут, и, конечно же, включавшая беседы с директором Государственного Эрмитажа Михаилом Борисовичем Пиотровским о жизни, о смыслах, об искусстве, об истории и памяти. Однажды появилась дерзкая мысль превратить радиопрограмму в книгу. Михаил Борисович подумал и сказал: «Почему нет? Давайте рискнём!» И вот перед вами эта книга.
Учебно-методическое пособие посвящено комплексному рассмотрению вопросов атрибуции и экспертизы культурных ценностей. Особое внимание уделено методологии атрибуции, развитию и совершенствованию технологий экспертных исследований применительно к произведениям из керамики и стекла и к ювелирным изделиям.
Предназначено для студентов департамента «Факультет искусствоведения и социокультурных технологий» дневной и заочной форм обучения, а также для студентов гуманитарного профиля, изучающих дисциплины, связанные с сохранением культурного наследия.