Подготовка IT-специалистов - ТОП 50 лучших книг
В статье рассматривается международный стандарт образования Computer Science Curricula 2013, история его развития, анализируется его содержание и структура, производится сравнение с российским стандартом-аналогом – направлением бакалавриата «Информатика и вычислительная техника», делается сопоставление содержательного аспекта двух стандартов в виде сравнения изучаемых дисциплин. Особое внимание уделено требованиям к выпускникам в области Computer Science по международному стандарту.
В условиях информатизации всех сфер деятельности улучшение процессов жизненного цикла автоматизированных систем определяет функционирование любого предприятия и повышает важность формирования определенной компетентности выпускников вузов ИТ-направлений. В статье проанализированы требования работодателей, предложена модель будущего разработчика в области информационных систем на основе принципа преемственности в цепочке «компетенция – дисциплина – компетенция – дисциплина». Таким образом, студент приобретает целостную картину, выходя на решение комплексных предметных задач своей будущей профессиональной деятельности.
"Станьте специалистом по ИИ: Все, что нужно знать об искусственном интеллекте" - это исчерпывающий путеводитель по миру искусственного интеллекта. В книге рассказывается об искусственном интеллекте, его истории, применении и перспективах развития. В ней рассматриваются основы программирования для ИИ, включая языки и библиотеки, а также математика и статистика, необходимые для ИИ. Далее в книге рассматриваются вопросы машинного обучения, глубокого обучения, обработки естественного языка, компьютерного зрения и этики ИИ. В книге также даются практические советы по работе над проектами в области ИИ и обсуждаются перспективы использования ИИ в различных областях, таких как медицина и кибербезопасность. Независимо от того, являетесь ли вы новичком или профессионалом, желающим углубить свои знания, эта книга станет для вас "дорожной картой" на пути к становлению специалистом в области ИИ.
Технологии Smart education обладают огромным потенциалом, направленным на удовлетворение научных потребностей общества, потребителей, производителей, провайдеров. Предстоит пройти трудный путь развития этой технологии, вовлекая множество участников, включая организации по разработке стандартов, национальные исследовательские центры, вузы, поставщиков услуг, операторов сетей и пользователей.
В работе рассматриваются этапы развития платформ электронного обучения, что является основанием для исследования, формализации и инжиниринга процесса подготовки ИТ-специалиста в новых условиях. Формулируются требования по компетенциям ИТ-специалиста.
Сборник может быть полезен научным работникам, аспирантам, преподавателям, которые интересуются проблемами подготовки конкурентоспособных ИТ-специалистов в вузе и подготовки научно-педагогических кадров к обеспечению информационной безопасности в ИКТ-насыщенной среде.
Издание публикуется при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках грантов № 11-06-01006а «Разработка и апробация модели подготовки научно-педагогических кадров к обеспечению информационной безопасности в ИКТ-насыщенной среде» и № 10-06-01184а «Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города».
В статье представлен анализ кроссплатформенных технологий программирования (Java, Qt, GTk+) и рассмотрены их достоинства и недостатки. Предложена методика поэтапного обучения с использованием кроссплатформенного подхода. Рассмотрена особенность перехода от структурного программирования к объектно-ориентированному с использованием библиотеки GTk+.
Цель пособия – развитие у студентов основных навыков и приемов чтения и перевода оригинальных профессионально-ориентированных текстов по специальности, а так же развитие навыков и приемов различных видов чтения c использованием основных навыков и приемов перевода профессионально направленных аутентичных текстов. Пособие состоит из двух частей, включающих теоретический и практический материал, иллюстративные примеры и тренировочные упражнения.
Для студентов, обучающихся по направлениям 230700.68 «Прикладная информатика», 080500.68 «Бизнесинформатика».
Каждый из подходов к разработке учебного плана для программистов имеет свои достоинства и недостатки. Перед его составлением уместно определиться с тем, кого следует называть программистом: какой именно работой он занят, как выбирает подходящие для себя вакансии, как определяет свою профессию. Подход на основе парадигмы специалиста позволяет ответить на эти вопросы вне зависимости от конкретных популярных в данный момент технологий, работодателей и исторического периода.
Цель пособия – развитие у студентов основных навыков и приемов чтения и перевода оригинальных профессионально-ориентированных текстов по специальности, а так же развитие навыков и приемов различных видов чтения c использованием основных навыков и приемов перевода профессионально направленных аутентичных текстов. Пособие состоит из двух частей, включающих теоретический и практический материал, иллюстративные примеры и тренировочные упражнения.
Для студентов, обучающихся по направлениям 230700.68 «Прикладная информатика», 080500.68 «Бизнесинформатика».
Учебник «Теоретические и прикладные основы сопровождения информационных систем» разработан в поддержку ряда дисциплин базовой части профессионального цикла для формирования компетенций выпускника по образовательным программам 09.03.03 (09.04.03) «Прикладная информатика» и 38.03.05 (38.04.05) «Бизнес информатика» как ИТ-специалиста в области сопровождения информационных систем.
В учебнике последовательно представлены: теоретические основы сопровождения информационных систем (ИС) как этапа жизненного цикла ИС с учетом нормативной базы и документирования; такой вид сопровождения, как модернизация; проект сопровождения ИС ИТ-компании; лабораторный практикум по разработке проектных решений сопровождения ИС и примеры разработанных проектных решений для конкретных ИС.
Учебник предназначен для сотрудников ИТ-служб, студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов.
Статья посвящена методам формирования у студентов специальности «Прикладная информатика в экономике» навыков размещения и продвижения сайта в сети Интернет. Рассматриваются краткие предпосылки к становлению сетевой экономики, виды наиболее популярных экономических отношений и средства для их реализации. Приведен пример кейса по второму модулю предмета «Сетевая экономика». В качестве методологии используются кейс-методы.
Проведенное исследование показало, что ключевыми проблемами в сфере подготовки специалистов по междисциплинарным направлениям являются отсутствие единого понимания содержания профессиональных компетенций; разнообразие запросов на знания и навыки выпускников; высокая скорость изменений требований рынка труда.
В работе выделены основные механизмы непрерывной адаптации образовательных программ к реалиям рынка труда и описаны процедуры их реализации, апробированные в Санкт-Петербургском государственном университете при актуализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры направления «Бизнес-информатика».
Учебно-методическое издание составлено в соответствие с ГОС ВПО по направлениям подготовки «Информационные системы и технологии».
Методические указания могут быть полезны студентам при выполнении индивидуальных заданий, разделов выпускной квалификационной работы по направлению подготовки «Информационные системы и технологии».
В статье рассматривается технология развития системы ИТ-образования на основе стандартизованных на международном уровне куррикулумов. Приводится анализ современного состояния международных стандартов программ подготовки бакалавров и магистров в области информационных технологий. Даются рекомендации по использованию зарубежного опыта в развитии отечественной системы IT-образования.
Задачей Научно-образовательного центра является реализация программы теоретической, методической и технологической переподготовки преподавателей высших, средних и начальных учебных заведений в области использования информационных технологий в профессиональной деятельности. В рамках реализации приоритетного направления деятельности Центр проводит работу по созданию образовательных программ повышения квалификации работников образования на основе использования технологий электронного обучения.
"Станьте специалистом по ИИ: Все, что нужно знать об искусственном интеллекте" - это исчерпывающий путеводитель по миру искусственного интеллекта. В книге рассказывается об искусственном интеллекте, его истории, применении и перспективах развития. В ней рассматриваются основы программирования для ИИ, включая языки и библиотеки, а также математика и статистика, необходимые для ИИ. Далее в книге рассматриваются вопросы машинного обучения, глубокого обучения, обработки естественного языка, компьютерного зрения и этики ИИ. В книге также даются практические советы по работе над проектами в области ИИ и обсуждаются перспективы использования ИИ в различных областях, таких как медицина и кибербезопасность. Независимо от того, являетесь ли вы новичком или профессионалом, желающим углубить свои знания, эта книга станет для вас "дорожной картой" на пути к становлению специалистом в области ИИ.
Статья посвящена 40-летию факультета Вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Представлены основные направления и результаты деятельности факультета по обеспечению фундаментального образования выпускников. Подробно рассмотрена работа кафедр факультета по направлениям высшего профессионального образования «Прикладная математика и информатика» и «Информационные технологии».
В статье приведен пример поэтапного проектирования индивидуальной траектории научно-исследовательской работы школьника. Компьютерное моделирование облегчило решение поставленной задачи.
Открытие юного математика Константина Баумана – в обнаружении точного значения коэффициента растяжения классической кривой Пеано.
В настоящий момент решение проблемы качества подготовки специалистов приобретает системный характер. В связи с этим IT-компаниям и высшим учебным заведениям может быть интересен опыт успешного сотрудничества Московской финансово-промышленной академии (МФПА) и компании Intersoft Lab – разработчика хранилищ данных и систем управления эффективностью бизнеса («Контур Стандарт» и «Контур Корпорация»).
В статье представлен анализ выпускных квалификационных работ (ВКР) по специальности «Прикладная информатика в экономике», выполненных за последние годы на факультете Информационных технологий Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России. Рассмотрена специфика требований к содержанию работ по различным направлениям дипломного проектирования студентов данной специальности.
Авторы отмечают, что в настоящее время ключевое значение при разработке информационных систем приобретает анализ данных для получения новых знаний о потенциальных возможностях и перспективах развития предприятия. Обсуждаются области приложения профессиональных навыков и умений выпускников, наиболее часто встречающиеся практические задачи, качественное решение которых требует привлечения информатиков-экономистов.
Описаны основные этапы подготовки дипломных работ, а также взаимосвязь ВКР с курсовыми работами, выполняемыми студентами в ходе учебного процесса. Приведены данные о распределении ВКР по областям применения и те…
Пособие подготовлено на основе материалов по вычислительному комплексу «Эльбрус-90микро» ВК-15 исполнения. ТВГИ.466535.015-15. Пособие соответствует курсу лекций по изучаемой технике и оборудованию, который автор читает в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Для студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса. Может быть использовано офицерами и обслуживающим персоналом в войсках.
В статье рассматриваются актуальные проблемы обучения параллельному программированию в технических вузах в аспекте формирования необходимых компетенций для успешного позиционирования будущих специалистов ИT-направления на рынке труда. Предлагаются методические приемы для приобретения практических навыков организации параллельных вычислений в высокопроизводительных системах. Описан опыт обучения параллельному программированию в рамках дисциплины «ЭВМ и периферийные устройства» для студентов, обучающихся по ИТ-направлениям.
Статья посвящена проблеме подготовки и трудоустройства математиков-программистов. На основании анализа статистических данных выявляются как общие причины карьерных неудач молодых специалистов, так и специфические для ИТ-сферы, остро нуждающейся в кадрах. В статье проанализированы достоинства и недостатки имеющихся путей решения этой проблемы.
В статье дается анализ возможности развития научной базы учебных дисциплин, связанных с управлением знаниями. В качестве исходного мотива выбрана потребность в росте компетенции специалистов, выполняющих проекты в области управления знаниями (УЗ). Способность специалистов управлять социальными рисками в проектах определяется базой, задаваемой университетами. Приведены аргументы в пользу активного использования нейробиологии как точной науки, которая позволит повысить обоснованность положений учебных дисциплин, а также качество подготовки ИТ-специалистов в целом. Точные знания дадут возможность специалистам типизировать основные точки социальных рисков и выстраивать стратегии их предупреждения. Выделены новейшие популяризированные модели нейробиологии, которые можно использовать в преподавании без дополнительных требований к образованию преподавателей.
В данной статье описаны функциональные возможности и внутренняя структура электронного пособия, предназначенного для изучения и применения на практике алгоритма перевода чисел в десятичную систему счисления из позиционных систем с другим основанием. Пособие включает в себя задачи, решение которых поддерживает мультимедийный пользовательский интерфейс, реализованный программой на языке VBA Excel.
Применение DevOps для небольших команд обычно не вызывает вопросов, но попытки использования этого подхода для крупных предприятий часто вызывают сложности. В книге рассказывается о том, как масштабировать подходы и принципы DevOps для больших, географически распределенных организаций, а также компаний с жёстко- и слабосвязанными архитектурами. Также подробно рассматривается конвейер развёртывания – процесс преобразования бизнес-идеи в результат, ценный для заказчика.
На протяжении десяти глав читатель наблюдает, как бизнес-идея проходит путь через разработку, сборку, тестирование и выходит в среду эксплуатации, где дальнейшая её судьба отслеживается системами мониторинга. Как оптимизировать и документировать конвейер развёртывания, избежать потерь и найти причины неудач, что такое непрерывная интеграция, почему важно понимать, что DevOps – это изменение культуры организации, а не просто набор ритуалов – ответы на все эти вопросы вы найдёте в данной книге.
Как написать программу, за которую вас будут благодарить долгие годы? Как автоматизировать завод, запустив программу в работу всего за 10 дней? Как найти свою нишу на рынке и зарабатывать на внедрениях программ 100 миллионов рублей в год? Обо всем этом и многом другом рассказывает автор книги – программист, консультант, директор ИТ-компании с 35-летним стажем в отрасли.
Истории из личного опыта автора дополняются полезными выводами и советами. Используя их, вы сможете обойти множество «грабель» на пути автоматизатора.
Книга будет полезна всем, кто разрабатывает, продает и внедряет программные системы: cотрудникам ИТ-компаний и ИТ-отделов, подрядчикам и заказчикам больших ИТ-проектов. А также начинающим предпринимателям, рассматривающим создание ИТ-компании.
В монографии излагаются теоретико-методологические и методико-практические аспекты подготовки будущих специалистов по информационным технологиям к исследовательской деятельности: рассмотрены сущность и содержание готовности к исследовательской деятельности будущих ИТ-специалистов, обоснованы педагогические условия формирования готовности будущих специалистов по информационным технологиям к исследовательской деятельности, представлены разработанные на их основе модель, методика и оценочно-критериальный инструментарий диагностики подготовленности к исследовательской деятельности будущих специалистов по информационным технологиям. Представлено тематическое планирование курса «Основы научно-исследовательской деятельности в сфере ИКТ», а также иерархия основных понятий курса.
Рекомендуется преподавателям вузов, научным работникам сферы образования, аспирантам и соискателям, учителям общеобразовательных школ.
Вопросы классификации компьютерных языков рассмотрены как ключевые для решения образовательных проблем профессионального корпуса информатиков. Описан опыт классификации компьютерных языков, парадигм программирования и олимпиадных задач по программированию. Проанализированы перспективы онтологического и семантического подходов к описанию парадигм компьютерных языков. Работа поддержана грантом РФФИ №08–01–00899-а.
В этой книге журналист New York Times из Кремниевой долины Кейд Метц рассказывает о том, как создавался искусственный интеллект, как он внедрялся в бизнес, социальную сферу и в повседневную жизнь. Перед читателем раскрывается драматичный конфликт между корпоративными и научными интересами и защитой частной жизни. Книга, как настоящий роман, наполнена эксцентричными, сложными персонажами и ставит перед читателем сложнейшие нравственные вопросы.
На данный момент в образовании назревает смена образовательной парадигмы. В первую очередь это касается специальностей, связанных с информационными технологиями. Изменения в технологиях настолько интенсивны и иногда радикальны, что вузы практически не в состоянии угнаться за ними и своевременно модернизировать образовательный процесс. В этих новых условиях задача преподавателя меняется: он должен не столько учить, сколько помогать учиться, т.е. координировать и направлять образовательный процесс. Из этого вытекает, что основной инновационный потенциал вуза – студенты, недавние выпускники, а также настоящие (а не просто числящиеся таковыми) аспиранты, поскольку наполнение образовательного процесса определяется именно ими. В задачи образовательного института входит создание среды и инфраструктуры, в которых новые знания и навыки передаются и формируются наиболее быстрым и эффективным способом, не жертвуя при этом систематичностью. До тех пор пока вузы вынуждены ориентироваться на жесткие правила и закреплен…
В связи с большим интересом работодателей и специалистов к вопросу определения компетентностных характеристик, предъявляемых в сфере ИТ, по инициативе АП КИТ и редакционного совета журнала Прикладная информатика подготовлена данная публикация, представляющая вниманию читателя положения стандарта, содержащие описание должностных обязанностей специалистов различного уровня, а также соответствующих им умений и навыков.
В продолжение нашей публикации, посвященной данному стандарту, в одном из последующих номеров журнала будет дана также информация о знаниях, необходимых для выполнения указанных должностных обязанностей специалистов по информационным системам.
Как отмечают разработчики стандарта, настоящий стандарт устанавливает требования к профессиональным компетенциям по квалификационным уровням. Рекомендован для применения в организациях всех форм собственности; для организаций крупного, среднего и малого бизнеса. Стандарт применяется в качестве нормативного документа для подбора и расстановки кадров; план…
В связи с большим интересом работодателей и специалистов к вопросу определения компетентностных характеристик, предъявляемых в сфере ИТ, по инициативе АП КИТ и редакционного совета журнала «Прикладная информатика» в №1(13) за 2007 год были опубликованы положения стандарта, содержащие описание должностных обязанностей специалистов различного уровня, а также соответствующих им умений и навыков.
В этом номере вниманию читателей представлена информация о знаниях, необходимых для выполнения указанных должностных обязанностей специалистов по информационным системам.
Как отмечают разработчики стандарта, настоящий стандарт устанавливает требования к профессиональным компетенциям по квалификационным уровням. Рекомендован для применения в организациях всех форм собственности; для организаций крупного, среднего и малого бизнеса. Стандарт применяется в качестве нормативного документа для подбора и расстановки кадров; планирования и нормирования труда; развития систем управления персоналом; для решения задач по профес…
Книга «Карьера программиста» основана на опыте практического участия автора во множестве собеседований, проводимых лучшими компаниями. Это квинтэссенция сотен интервью со множеством кандидатов, результат ответов на тысячи вопросов, задаваемых кандидатами и интервьюерами в ведущих мировых корпорациях. Из тысяч возможных задач и вопросов в книгу были отобраны 189 наиболее интересных и значимых. Шестое издание этого мирового бестселлера поможет вам наилучшим образом подготовиться к собеседованию при приеме на работу программистом или руководителем в крупную IT-организацию или перспективный стартап. Основную часть книги составляют ответы на технические вопросы и задания, которые обычно получают соискатели на собеседовании в таких компаниях, как Google, Microsoft, Apple, Amazon и других. Рассмотрены типичные ошибки, которые допускают кандидаты, а также эффективные методики подготовки к собеседованию. Используя материал этой книги, вы с легкостью подготовитесь к устройству на работу в Google, Microsoft или любу…
Факультет информационных технологий существует с момента основания Университета «Синергия». У истоков факультета стояли доктор экономических наук, профессор, ныне член-корреспондент РАО, ректор Университета «Синергия» Рубин Юрий Борисович и доктор экономических наук профессор Емельянов Александр Анатольевич. Первоначально подготовка ИТ-специалистов велась по двум специальностям: «Информационные системы и технологии» и «Прикладная информатика (в экономике)». Преподавание компьютерных дисциплин обеспечивали кафедры информационного менеджмента, информатики, информационных систем, программирования, математических и инструментальных методов экономики.
Написанная опытными профессионалами и известными авторами книга посвящена различным аспектам успешного создания карьеры в программировании и области IT-технологий. Рассмотрены как технические аспекты, такие как хороший тон в программировании, правила дизайна интерфейсов, приемы проектирования, так и вопросы, напрямую с программированием, казалось бы, не связанные: методология обучения программированию, стратегия поиска работы, специфика работы в команде и т. д. Большое внимание уделено практике применения закона об авторском праве и смежных правах в IT-области, а также грамотному подходу к составлению договоров.
Для программистов и IT-специалистов.
В работе рассмотрены вопросы, связанные с разработкой и развитием системы профессиональных стандартов в России. Рассмотрены проблемы создания профессиональных стандартов, основные направления их практического применения, состояние автоматизации работы с профессиональными стандартами. Описаны перспективные направления развития системы профессиональных стандартов.
В настоящее время наличие отдельных базовых элементов инновационной структуры (инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, технопарки, в том числе при ведущих вузах, а также фонды, специализирующиеся на поддержке инновационного предпринимательства, включая государственные, венчурные и др.) оказывает решающее воздействие на улучшение ситуации «выхода из провала» в области инноваций.
В связи с этим автор формулирует компетенции, которыми должны обладать информатики-экономисты, бакалавры и магистры прикладной информатики в области построения экономических информационных систем. В качестве учебного полигона предлагается использовать и технико-внедренческие особые экономические зоны (ОЭЗ). Необходимо разработать подход (теорию, методологию и технологию) построения адекватной эволюционной модели таких зон, и соответственно территориально-распределенной системы управления на основе единого динамического информационного функционального пространства.
В разработке и реализации проекта управлен…
Решается вопрос, возникающий при организации учебного процесса подготовки специалистов по информационным технологиям, – можно ли выбрать «оптимальный» язык программирования, пригодный для всех программистских задач, удобный в обучении и использовании, гарантирующий высокий профессионализм. Анализируются требующие навыков программирования профессиональные задачи, стоящие перед специалистами направления «прикладная информатика», а также сравниваются среды разработки (реализации конкретных языков) и средства проектирования, которые должны войти в «набор оптимальных инструментов» прикладного информатика.
Традиционные методы подготовки ИТ-специалистов в вузе во многом не соответствуют требованиям рынка. Коллектив факультета информатики и информационных технологий Саратовского государственного социально-экономического университета совместно со специалистами информационно-компьютерного центра на основе многолетнего опыта выработали систему подготовки специалистов, востребованных рынком. В статье освещаются основные принципы данной системы и соответствующие организационные решения.
Исследуются характерные особенности немецкой академической дисциплины «Wirtschaftsinformatik». Исследование основано на обзоре литературы по четырнадцати публикациям в области истории дисциплины и сравнении исследовательских подходов, применяемых в «Wirtschaftsinformatik» и Северо-Американском аналоге под названием «Информационные системы». В исследовании выделяется четыре характеристики учебной дисциплины «Wirtschaftsinformatik» и определяется шесть перспективных направлений и возможностей приложения усилий международного сообщества бизнес-информатики.
Сборник может быть полезен научным работникам, аспирантам, преподавателям, которые интересуются проблемами подготовки конкурентоспособных ИТ-специалистов в вузе и подготовки научно-педагогических кадров к обеспечению информационной безопасности в ИКТ-насыщенной среде.
Издание публикуется при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках грантов № 11-06-01006а «Разработка и апробация модели подготовки научно-педагогических кадров к обеспечению информационной безопасности в ИКТ-насыщенной среде» и № 10-06-01184а «Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города».