Поэтическая традиция - ТОП 50 лучших книг
Лидия Ивановна Аверьянова (1905–1942) – талантливая поэтесса и переводчица, автор пяти не вышедших в свет сборников стихов, человек драматической и во многом загадочной судьбы. Лирика Л. Аверьяновой вызвала сочувственный интерес у Ф. Сологуба, А. Ахматовой, В. Набокова, Г. Струве и др. Наиболее ценная часть ее литературного наследия – «Стихи о Петербурге»; в 1937 г. они обрели статус «стихов-эмигрантов» и посмертно, в извлечениях, публиковались за рубежом под присвоенным автору псевдонимом А. Лисицкая.
Поэтическое творчество Л. Аверьяновой представлено в книге во всей возможной полноте, большая часть стихотворений печатается впервые. В основу издания легли материалы из фондов Пушкинского Дома (СПб.) и Гуверовского института (США).
Книга для искушенного читателя, психологические этюды, в которых переплетаются рассказы о современности с оттенками прошлого. Это сборник о политике, искусстве, психологии людей, некоторые рассказы явно отсылают к восточной философии Тхёдал бардо, книга про женщин и мужчин, которые не знают, кто они на самом деле. Символический побег от свободы, чтобы стать свободным. Игры разума, в которые играют люди, не подозревая, что всё происходит с точностью наоборот. Парадоксы привычного. Оксюморон обыденной жизни. Феерия банальности.
Содержит нецензурную брань.
Общая тема эссе поэта Марии Степановой – ситуация человека перед лицом небытия и способы сопротивления небытию, которые человеку предлагает культура. Пристально рассматривая тексты и судьбы своих героев (в их числе Введенский и Цветаева, Зебальд и Зонтаг, Айзенберг и Шваб), автор исследует два таких способа: поэзию и non-fiction, с разных точек и по-разному противостоящие забвению и распаду.
В книге собраны работы автора, посвященные творчеству Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова и написанные в 80-90 годы. Хлебников – сложный и трудный поэт, недооцениваемый нашей культурой. Для конца XX и начала XXI века он интересен также как ученый и мыслитель. Филологическому (лингвистическому и литературоведческому) анализу различных аспектов его идиостиля (индивидуального стиля), критическому разбору противоречивых оценок этой по-своему «знаковой фигуры» столетия автор посвятил вошедшие в данный том монографии, статьи об основных исповедуемых поэтом «началах», или принципах, авангарде, словотворчестве, хронотопе и «воображаемой филологии» Хлебникова, его этике и смехе, отношениях с Маяковским и др. В особом разделе рассмотрено влияние Хлебникова на творчество позднего Мандельштама. К юбилею Пушкина написана статья «Хлебников и Пушкин».
"Поэт в России Больше чем поэт, Но меньше чем Литературовед", - сказал Герман Лукомников. Увы, что касается текущего момента, он несомненно прав. И именно поэтому, Сейчас и Здесь, поэт - не уделяя внимания возможным насмешкам и холодности толпы - должен изо всех сил постараться выявить себя по Максимуму. Скромность - не относится к числу наших добродетелей, робость - тем более. Пусть даже иногда песня срывается на крик... Вперёд!
В этой книге - вам представлены стихи, непосредственно касающиеся поэтической кухни и кузницы, выбранные автором из 20-ти первых "Белогорских циклов" (2010 - 2016).
В книгу поэта Виктора Брюховецкого «Как запомнилось…» наряду с не публиковавшимися ранее стихотворными текстами вошли отдельные стихотворения из прежних публикаций, дабы лучше представить сложный и многообразный поэтический мир его произведений. Виктор Брюховецкий принадлежит к числу тех немногих современных литераторов, кто, оставаясь в русле традиционных тем и поэтических форм, сумел в отечественной поэзии сказать своё собственное новое слово.
Читателю представляется редкая возможность прикоснуться к творчеству одного из самых интересных поэтов не только петербургской, но и всей российской культуры.
Сборник стихов 2021 года «Янтарь» включает произведения, изданные в одноименной книге 2019 года с рисунками автора (Тула: Папирус, 2019), а также в книге «Факел» (Тула: Папирус, 2019). Читатели могут познакомиться со стихами об искусстве, мифологии, языкознании, циклом «Рунические стихи», посвящениями Олегу Хафизову под общим названием «Эфенди», а также с небольшой по объему пейзажной лирикой автора.
Сборник стихов 2021 года «Янтарь» включает произведения, изданные в одноименной книге 2019 года с рисунками автора (Тула: Папирус, 2019), а также в книге «Факел» (Тула: Папирус, 2019). Читатели могут познакомиться со стихами об искусстве, мифологии, языкознании, циклом «Рунические стихи», посвящениями Олегу Хафизову под общим названием «Эфенди», а также с небольшой по объему пейзажной лирикой автора.
Наряду с несколькими произведениями Бернса и Фергюссона, эта книга представляет русскому читателю главным образом не известные ему прежде образцы классической шотландской словесности, создававшиеся в течение четырех столетий самыми разными авторами: от венценосных Стюартов и родовитого Монтгомери до выдающегося ученого-орнитолога, художника и талантливейшего поэта Александра Вильсона, появившегося на свет в семье неграмотного винокура.
Валериан Валерианович Бородаевский (1874-1923), самобытный поэт религиозно-философского склада. В 1909 г. довольно ярко заявил о себе сборником стихотворений, вышедшим в издательстве Вяч. Иванова «Оры», но, выпустив в 1914 г. второй сборник, отошел от литературного процесса и надолго оказался забыт. Настоящее издание – первый опыт полного собрания стихотворений Бородаевского, значительная часть которых публикуется впервые.
В серовато-взвинченном городе тоже есть своя мелодия. И рано или поздно, когда соскучишься по хвойному запаху и просторным речным закатам, начинаешь слышать её. Шагаешь по лоскутным мостовым, проходишь мимо сотен людей день ото дня, и слушаешь, слушаешь, слушаешь… И чувствуешь, что должен ей поделиться.
В этой книге представлена коллекция ПОЭЗИИ и путь проявленности ее в пространстве.
Независимо от изменения эпох, стилей, возможностей, правил, переписанных историй, глубокие вопросы остаются одни и те же, но ответы у каждого индивидуальны. Человек сам выбирает свои ключевые фундаментальные основы, а синхронизация времени и пространства открывает возможности, несмотря на сопротивление.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Межвоенный период творчества Льва Гомолицкого (1903–1988), в последние десятилетия жизни приобретшего известность в качестве польского писателя и литературоведа-русиста, оставался практически неизвестным. Данное издание, опирающееся на архивные материалы, обнаруженные в Польше, Чехии, России, США и Израиле, раскрывает прежде остававшуюся в тени грань облика писателя – большой свод его сочинений, созданных в 1920–30-е годы на Волыни и в Варшаве, когда он был русским поэтом и становился центральной фигурой эмигрантской литературной жизни.
Второй том, наряду с разбросанными в периодических изданиях и оставшихся в рукописи стихотворениями, а также вариантами текстов, помещенных в первом томе, включает ценные поэтические документы: обширный полузаконченный автобиографический роман в стихах «Совидец» и подготовленную поэтом в условиях немецкой оккупации книгу переводов (выполненных размером подлинника – силлабическим стихом) «Крымских сонетов» Адама Мицкевича. В приложении к стихотворной части помещен перепечат…
В книге собраны статьи о поэзии Вергилия, Ефрема Сирина, Григора Нарекаци, Державина, Жуковского, Вячеслава Иванова, Мандельштама, Брентано, Честертона, Гессе.
Первый сборник стихов, написанных и публиковавшихся на разных ресурсах с 2005 по 2012 год.Избранные труды с самого начала творчества.Содержит нецензурную брань.
Вадим Эразмович Вацуро (1935–2000) занимался творчеством и жизнью Лермонтова более четырех десятилетий. В настоящее издание включено почти все написанное В.Э. Вацуро о Лермонтове – от студенческой работы IV курса до исследований 1990-х годов, от словарных статей «Лермонтовской энциклопедии» и этюдов, посвященных отдельным стихотворениям, до трудов, суммирующих как общие достижения лермонтоведения, так и многолетние напряженные штудии выдающегося филолога. В поле зрения В.Э. Вацуро были и вопросы текстологии, биографии, посмертной судьбы творческого наследия Лермонтова, истории лермонтоведения. Сочинения Лермонтова изучались В.Э. Вацуро в богатом историко-литературном контексте, потому предлагаемый читателю свод статей по праву может считаться книгой не только о Лермонтове, но и о его эпохе. Ряд материалов из личного архива исследователя печатается впервые.
Сборник стихов в хронологической последовательности, написанных за период с 1990 года по 2018 год. В нем представлены произведения социальной, философской и лирической направленности, в которых автор попытался предсказать элементы будущего.
В своих стихах он оставил нам море «прекраснейших ключей и отмычек» от тайны мироздания. Он доказал, что «человек есть ни больше, ни меньше, как чаша космических обособленностей». Он пользовался словом как «ковшом, которым из ничего черпают живую воду», превращая «в золото поэзии» всё вокруг. Духом творчества Сергея Есенина – «захожего богомольца» и «нежного хулигана» русской литературы – вдохновлена эта книга.
Автор сборника стихов обладает своеобразным поэтическим голосом. Хрупким и одновременно очень цельным. Устремлён вертикально ввысь, где и питает свой талант, данный от Бога. Его имя в петербургской поэзии знакомо не всем. Но время само расставит необходимые акценты. Он начал творческий путь в литобъединениях, руководимых поэтами Леонидом Хаустовым и Всеволодом Азаровым, затем самостоятельно вырулил в штормовом поэтическом море. Со временем пришло признание – стал членом Российского союза писателей, несколько раз был номинирован на национальную премию «Поэт года».
20. «Другая жизнь и берег дальний». Репрезентация Грузии и Кавказа в русской классической литературе
В монографии рассматривается становление русского самосознания на фоне Грузии и Кавказа. Хотя русская литература более двух веков описывает этот «ужасный край чудес», многие вопросы остаются открытыми, начиная с самого постоянного внимания и интереса к Другому. Кавказ – «славян естественная грань» – с начала XIX века становится «новым Парнасом» русской поэзии. Здесь, за хребтом Кавказа, располагался особый контрастный мир, чутко увиденный и описанный русской классической литературой. Природа и цивилизация, Европа и Азия, империя и колония, которую нужно было «замирить». Кавказ притягивал свободой – она пришла в русскую литературу благодаря «памяти места» – неприступные горы Кавказа веками был убежищем, но не плавильным котлом, для многих народов, вытесняемых из долин рек. Местный колорит был представлен чрезвычайно большим количеством языков, этнических групп, находившихся на разных стадиях цивилизаций, фольклора, оригинальных культур, конфессий. В прошлом в европейской культурной традиции Кавказ был связ…
Сборник стихотворений, в который вошла любовная, гражданская и философская лирика последних лет.
В книге на обширном историческом и литературном материале прослеживается становление и развитие профетической традиции в русской поэзии, общественной мысли, изобразительном искусстве. Пророческие, мессианские и эсхатологические мотивы издавна составляли отличительную особенность отечественной литературы, формируя уникальную национальную ментальность. Апокалиптическая направленность духовных исканий русской интеллигенции XIX -начала XX в. во многом способствовала усилению революционных настроений и осуществлению Октябрьского переворота. В центре внимания автора судьбы крупнейших поэтов, оказавшихся перемещенными из атмосферы культурного ренессанса Серебряного века в советское Зазеркалье и кризис их профетического самосознания. На стыке литературоведения, психологии и культурологии рассматривается роль Поэта в истории и процесс мифотворчества как реальный фактор влияния на социальные и политические изменения в обществе.
Для специалистов филологов, студентов гуманитарных вузов и всех любителей русской культу…
В монографии известного литературоведа, критика, писателя Т. Н. Галиуллина даётся целостный анализ развития татарской поэзии XX и начала XXI века. Осмыслены сложные пути, связанные с общественно-политическими событиями, доказано, что поэзия прошлого века отличается философско-эстетическим и жанровым многообразием. Особое внимание уделено новому прочтению творческого наследия классиков татарской поэзии и следующему поколению мастеров искусства слова.
Работа адресуется студентам, школьникам, широкому кругу читателей, интересующимся проблемами татарской поэзии.
Кобзарь – так на Украине именовали странствующих народных певцов.
«Кобзарь» – так назвал свой сборник стихов знаменитый украинский поэт Тарас Шевченко.
Впервые «Кобзарь» Тараса Шевченко был опубликован в 1840 году и включал всего восемь произведений. Он поразил читателей задушевностью и лиризмом, неподражаемым народным духом, своеобразными оттенками красоты, задумчивости и грусти. После этого издания кобзарем стали называть и самого Тараса Шевченко. Под этим названием будут печататься впоследствии все его поэтические сборники.
В аудиокнигу вошли избранные стихотворения Тараса Шевченко в переводе на русский язык, которые познакомят слушателей наследием Великого кобзаря:
Автобиография
А.О. Козачковскому
А что, не бросить ли нам, Муза…
Вдова
Вечер
В неволе тяжко…
В огороде, возле броду…
Во зелёной, тёмной роще…
В те дни, когда мы были казаками…
Гамалея
Готово! Парус распустили…
Доля
Дума
Жница
Завещание
Иван Подкова
И долину, и курганы…
И серое небо…
И станом гибким, и красою…
Казацкая доля
Княжна
К сест…
Лев Михайлович Тарасов (1912–1974) – поэт, прозаик, художник, искусствовед, специалист по изобразительному искусству второй половины XIX в. Как сын белоэмигранта, с юных лет он оказался на периферии «нового общества», не вписавшись в него ни социально, ни эстетически. Воспитанный на классической литературе, соединяющий в своих стихах творческие принципы и символистов, и «будетлян», влюбленный в поэзию А. Блока и В. Хлебникова, несостоявшийся ученик Андрея Белого, Лев Тарасов создал собственный поэтический мир, оставшийся практически неизвестным читателю. Многолетний сотрудник Третьяковской Галереи а затем – редактор издательства «Искусство», он оставил огромное творческое наследие: стихи, поэмы, прозу, дневники, рисунки. «Отрицательные линии» – первая попытка с достаточной полнотой представить поэтическую часть этого наследия.
Поэт первой волны эмиграции Владимир Львович Корвин-Пиотровский (1891-1966) – вероятно, наименее известный из значительных русских поэтов XX века. Он играл немалую роль в период краткого расцвета «русского Берлина», однако и позднее оставался заметной фигурой в других центрах русской диаспоры – Париже и Соединенных Штатах. Ценимый еще при жизни критиками и немногочисленными читателями – в том числе Бердяевым, Буниным, Набоковым, – Корвин-Пиотровский до сих пор не обрел в истории русской литературы места, которое он, несомненно, заслужил.
Собрание сочинений В. Л. Корвин-Пиотровского выходит в России впервые. Помимо известного двухтомного собрания «Поздний гость» (Вашингтон, 1968), не успевшего выйти при жизни поэта, оно содержит произведения, которые автор, опубликовав в ранние годы творчества, под конец жизни не признавал, а также значительное количество никогда не публиковавшихся стихотворений.
Книга Д.М. Сегала, одного из активных участников структурно-семиотического движения в литературоведении, раскрывает перед читателем основные вехи в истории литературной критики и науки о литературе в России конца XIX – XX в. Специальное внимание уделяется становлению и развитию русской формальной школы в литературоведении (Б. Эйхенбаум, В. Шкловский, Ю. Тынянов), сравнению идей М.М. Бахтина и «младоформалистов» (Л.Я. Гинзбург), а также русской школе фольклористики (В.Я. Пропп и О.М. Фрейденберг). Заключительные главы посвящены основным идеям и работам Вяч. Вс. Иванова и В.Н. Топорова – основателей структурно-семиотического направления в литературоведении. Попутно рассказывается о некоторых событиях в истории идейной борьбы в литературной критике этого периода.
В книге всесторонне осмысливается южный полюс созданного Пушкиным в русской литературе Петербургского мифа – миф Тавриды. Представлена оригинальная трактовка восприятия Пушкиным Тавриды сквозь призму творчества «полузабытого, но гениального» поэта, «литературного Колумба Крыма» Семена Боброва. Исследуется роль этой темы в становлении художественного и исторического сознания Пушкина, обозревается своеобразное «пушкиноискательство» и «пушкиноборчество» в Крыму других поэтов. В приложениях публикуется неизвестная работа Ирины Медведевой-Томашевской и Николая Томашевского «За Пушкиным по Крыму».
Во второй том «Избранных трудов» входят исследования и эссе, посвященные русской литературе и ее связям с литературой мировой. Циклы статей сосредоточены на отдельных авторах – Пушкине, Гоголе, Гумилеве, Ахматовой, Пастернаке, Хлебникове, Мандельштаме, Цветаевой. Дается общий очерк развития русской литературы XX века, начиная с символизма, который рассматривается как центральное ее явление, продолженное постсимволизмом. В частности, на материале произведений Андрея Белого, Булгакова, Платонова и Ахматовой ставится вопрос о фантастическом реализме как главном выражении эпохи. Судьба неофициальной литературы и писателя-попутчика изучена на примере Всеволода Иванова – отца автора. Привлечены архивные материалы Волошина (в большом монографическом исследовании его послереволюционного периода), Хлебникова, Вс. Иванова. Серия статей посвящена характерным чертам современной прозы. В связи с анализом переводов на русский и французский языки, выполненных Цветаевой, исследуется проблематика поэтического перевода. Бо…
Писанина эта, пожалуй, несвоевременная, а публикация этой книжонки – дело заведомо провальное и убыточное. Едва ли она найдет своего читателя, по простой причине: стихов у нас не читают и в них мало разбираются, что естественно. Так что данные опасения оправданы. Можно ещё добавить, если, конечно, она увидит свет, и до неё доберется критика, то, безусловно, разделает её в пух и прах, за издевательство над русским языком, особенно литературным и, в частности, за глумление над канонами стихосложения. А ещё можно добавить Пушкина и его почитателей… Летальный исход этой писанине обеспечен. Кошмар!