Русская философия - ТОП 50 лучших книг
Настоящим томом продолжается издание сочинений русского философа Густава Густавовича Шпета. В него вошла первая часть книги «История как проблема логики», опубликованная Шпетом в 1916 году. Текст монографии дается в новой композиции, будучи заново подготовленным по личному экземпляру Шпета из личной библиотеки М. Г. Шторх (с заметками на полях и исправлениями Шпета), по рукописям ОР РГБ (ф. 718) и семейного архива, находящегося на хранении у его дочери М. Г. Шторх и внучки Е. В. Пастернак. Том обстоятельно прокомментирован. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей русской философии и культуры.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Вот уже много лет я занимаюсь как хобби (внеслужебная деятельность) - астрофизикой, физикой элементарных частиц и атомного ядра, философией, научным обоснованием существования Высшего разума. Также политикой - о том, как построить в России самое справедливое и процветающее государство на Земле.
Предлагаемая книга «Субъективное и объективное мышление» есть сборник моих мыслей, идей и гипотез для размышляющих.
Работа «Диалектика архитектуры» является первой – теоретической частью – по отношению к книге «Синтез архитектурной формы. От смысла до концепта» (2023). Автор предпринял попытку разработки диалектических оснований архитектуры с позиций и усвоенными в доступной ему мере методами философии Алексея Фёдоровича Лосева.
Может быть интересна философам, архитекторам и всем интересующимся философиями диалектического типа и вопросами теории архитектуры.
«О Понимании» – философский трактат, созданный в ранний период творчества В. В. Розанова. Это фундаментальнейший труд абсолютного идеализма. Он находится в неразрывной связи с тенденцией русского философствования и является одним из общих трудов обоснования философии «цельного знания».
Книга представляет собой собрание работ, посвященных различным русским философам и ученым от В. А. Жуковского до Георгия Гачева. В ранее изданных книгах автора эти работы не публиковались. Книга состоит из двух частей, разделенных по хронологическому принципу. Первая часть посвящена представителям русской мысли золотого и серебряного веков. Во второй части представлены работы о лицах и сюжетах философии советского и постсоветского периодов русской истории.
Значительное место в книге уделено проблеме соотношения платонизма и экзистенциальной ориентации философии, в которой, по мнению автора, кроется один из главных концептуальных «узлов» русской мысли. В ней также раскрывается значение русской религиозно-философской мысли для возникновения европейского экзистенциализма. Русская мысль, подобно французской, по мнению автора, развивается традиционно в тесной связи, прежде всего, с литературой, выступающей ресурсом ее экзистенциальной направленности.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет книги.
Предлагаемая книга - попытка философского осознания таинственного действия Святого Духа в русской истории и культуре. Не следует думать, что религия, философия и наука несовместимы между собой - напротив, "чистое" беспредпосылочное знание есть один из мифов европейского позитивизма прошлого века. Знание всегда опирается на определенную веру (ценность), а вера, со своей стороны, дает глубинное знание. Не претендуя на ведение путей Господних, автор стремился осмыслить очевидное - реальные события отечественной культурно-исторической жизни как знамения (символы) замысла Божия о России.
Монография посвящена репрезентации тюменской этико-философской традиции, представителями которой являются Ф. А. Селиванов, В. И. Бакштановский, Ю. М. Федоров, Н. Д. Зотов, М. Г. Ганопольский и др. Рассматривается история становления тюменской этико-философской традиции, анализируется особая, связанная с индустриальным освоением Сибирского Севера, нравственная ситуация, сложившаяся в тюменском регионе во второй половине XX века, вызвавшая к жизни эту интеллектуальную традицию. Эксплицируются ключевые идеи, составляющие концептуальный каркас тюменской этико-философской интеллектуальной традиции (рационализм, персонализм, праксеологизм), выявляется специфика понимания этих идей ее представителями. Утверждается, что исследование региональных интеллектуальных традиций способствует расширению сложившихся представлений об интеллектуальном потенциале России, о точках роста человеческого капитала нашей страны. Для Тюменского региона такие исследования особенно важны, поскольку они демонстрируют, что этот регион бо…
Аркадий Арк утверждает, что современная философия, особенно русская, почти полностью состоит из мифов. И речь тут не об истории философии, а об её будущем, так как искажается не история, а будущее философии через её современность, в которую активно внедряется миф. Речь о современных философских мифах. Именно современным мифам философии и посвящена эта книга. Дизайн обложки авторский, использовано фото Я. Кирилловой.
Один из основополагающих трудов Ильина, о традиционных духовных ценностях русского общества.
«Путь духовного обновления» – один из основополагающих трудов Ильина, над которым он работал в 1930-е годы.
Что же такое, согласно убеждению мыслителя, традиционные духовные ценности русского общества? Патриотизм и высокая нравственность, любовь к национальной культуре, духовное здоровье и религиозность народа. И путь духовного обновления, очищения от дьявольских соблазнов «красной чумы» социализма лежит через новое обретение русскими понимания, что значат вера и любовь, свобода и совесть, семья и родина, национальное и правовое самосознание, государство и многое другое.
© ООО «Издательство АСТ», 2020
Уделяется внимание основополагающим ценностям жизни человека, содержатся планы семинарских занятий с методическими указаниями по вопросам к темам и тестовыми заданиями для самопроверки.
Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов-бакалавров Пензенской ГСХА по дисциплине «философия». В нем приводится теоретический материал в виде схем с комментарием и справочный материал по основным разделам философского знания.
Анализируются различные аспекты решения проблемы человека в трудах русских философов. Особое внимание уделено проблемам любви, «философии сердца», иммортологии (наука о бессмертии), рассмотрены идеи педагогической и энергийной антропологии. Для специалистов гуманитарного профиля.
Книга представляет собой сборник статей известного философа, культуролога, публициста, писателя Г. Померанца. Сюда вошли работы 80-90-х годов с несколькими возвращениями в прошлое. Основные разделы книги – «Опыты вольной мысли» («Прорыв сквозь идеологию»; «Философия идиота»; «По ту сторону здравого смысла»; «Целостное знание и плюрализм теорий»; «Docta ignorantia»), «Литература и искусство» (статьи о Достоевском, Мандельштаме, Пастернаке, Данииле Андрееве, Синявском, Самойлове, Чичибабине, Тарковском и др.), «Образы культуры» («Страстная односторонность и бесстрастие духа»; «Вехи» в контексте современности»; «Европейская свобода и русская воля»; «Разрушительные тенденции в русской культуре»; «Метахудожественное мышление в культурологии»).
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Я люблю экспериментировать и часто пишу белым стихом, верлибром или хайку. Тем не менее в "Белом шторме" собраны произведения различных стилей. Жанры от философской лирики до фэнтези. Я могла бы долго рассказывать о своих стихотворениях, но на мой взгляд за меня лучше скажут следующие строчки:
Белый шторм не знает одышки,
Он бушует в океане безбрежном,
Он читает опрометчиво книжки,
И он льётся слезой честной, нежной.
В монографии рассматривается философский дискурс классика русской и мировой литературы И. С. Тургенева (1818–1883) на материале как художественных произведений, так и других форм словесно-организованного повествования (эпистолярное наследие, статьи, рецензии, мемуарные жанры, биографические очерки, речи, корреспонденции, открытые письма), то есть источников, относящихся к рядом протекающей творческой деятельности писателя. Специфика философского дискурса освещается в литературоведческом плане, в процессе актуализации контекстуального подхода к объекту исследования, а также в открытости высказывания для коммуникации. Проблематика философии литературы в аспекте «философия в литературе» конкретизируется при анализе воззренческих констант эстетического мира писателя-мыслителя, бытийного содержания его произведений, художественной антропологии, онтологической поэтики,этических и социологических доминант литературных и небеллетристических текстов, интертекстуального пространства философского диалога с предшеств…
Ю.О. Мартов в своей деятельности часто обращался к истории русской философии, которую он хорошо знал и любил. Мартов, разумеется, не претендовал на создание капитального труда в этой области, поскольку на этот труд у него просто не хватило бы времени, но в тех статьях, где ему приходилось обращаться к истории отечественной мысли, Мартов показывает себя ярким и вдумчивым мыслителем. Вклад Мартова в историю русской философии – значителен и потому достоин самого пристального исследования.
Историко-философские взгляды Ю.О. Мартова, ставшего видным идеологом российского марксизма, определялись теми идейными основаниями, которые превалировали в российских университетах 1880-х – 1890-х гг.
Интеллектуальная биография С. Н. Булгакова (1871–1944) в исследовании Екатерины Евтуховой становится призмой, через которую воссоздается эпоха Серебряного века в России. Сын провинциального священника, Булгаков стал видным «легальным марксистом», а в последствии религиозным философом и наконец крупнейшим православным богословом. Рассказывая о духовной эволюции Булгакова, автор исследует резкие сломы мировоззрений и то, как они переплетались с актуальными политическими задачами. Центральное место в книге занимает религиозно-философский и одновременно социально-философский труд Булгакова «Философия хозяйства» (1912 год), синтезирующий в известной мере его прошлый и будущий интеллектуальный и философский опыт, а также рассматриваемый как значимый документ не только русского Серебряного века, но и европейской культуры fin de siècle.
Екатерина Евтухова – профессор истории Колумбийского университета, до этого преподавала в Джорджтаунском университете.
В сфере ее научных интересов история России, история русско…
Исследование посвящено гуманитарным традициям отечественной журналистики. Среди них – стремление русского народа к соборности, прослеживаемое в мысли, в исторических процессах («собирания Руси» и т.д.), универсализм, вселенскость русской культуры с ее панэтизмом, внимание к человеку, человеческой личности и ее нравственное воспитание через проповедь. Именно из них складывается гуманитарная концепция, традиция творчества, что в современной науке представлено понятием «парадигма». Парадигма как концепция журналистского творчества предполагает определенную социальную установку, реализуемую в типе общественно-политической связи, типе коммуникации и типе познания-мышления.
Исследование проведено в 1990-х годах. Публикуется впервые. Сегодня тема возвращения к традициям, к основам и корням (мы же не Иваны, не помнящие родства) звучит наиболее остро.
Рекомендуется всем, кто интересуется историей и журналистикой нашей страны, ее ценностями, именами, характерами, чувствами.
Кенонцентризм - краткое философское эссе о новом философском направлении, в котором обозначаются, описываются и решаются некоторые человеческие проблемы, с которыми на протяжении тысячелетий сталкивается философия. В этом эссе речь пойдёт о проблемах, с которыми сталкиваются лингвистика и философия при попытке понять языковую природу человеческого бытия. Предлагаем читателю ознакомиться с краткими оригинальными решениями этих проблем в философском эссе автора.
Русский философ и публицист Николай Бердяев (1874–1948) за свою жизнь написал более 400 работ, которые переведены на 20 языков мира. Он создал свою философию истории, философию культуры, философию религии, философию человека. Он писал публицистично, живо, эмоционально, намеренно «понятно», обращаясь непосредственно к читателю, к его «умному сердцу».
В книгу вошли основополагающие произведения Бердяева – «Русская идея» и «Миросозерцание Достоевского».
«Покойный Владимир Сергеевич Соловьев выставил когда-то лозунг самоопределения русской философской мысли: вопрос о том, быть ли ей национальной или вненациональной, русской или западной, – он решил в сторону Запада. Западноевропейская мысль развивалась в борьбе со схоластическим догматизмом; в такой догматизм впала, естественно, религиозная философия; лозунг философии Запада есть мысль об ее автономном развитии…»
Книга посвящена творческой жизни и деятельности известного русского философа, признанного главой отечественных мыслителей русского зарубежья, Н. О. Лосского (1870–1965). В ней дается анализ всех сторон философской системы мыслителя, названной им «идеалреализмом», раскрываются ключевые положения его нравственной философии, аксиологические, эстетические и социологические взгляды. Книга адресована всем тем, кто интересуется творческим наследием прошлого, философией, русской и мировой культурой.
Книга представляет философскую концепцию, описывающую проблемные явления и их возможные решения. Речь идёт о концепции, являющейся парадоксальной теорией, отражающей парадоксальность мира.
Перед читателями шестая книга философа Аркадия Арка из серии «Критика вузовской философии». Эта книга посвящена разбору популярного учебника по философии кандидатов философских наук, доцентов, преподавателей Санкт-Петербургского государственного экономического университета Е. Бранской и М. Панфиловой. По мнению А. Арка, в данном учебнике в совершенно скверной форме преподносится не только сама философия, но и её место в научной системе преподавания.
Размышления колхозника о политике, на досуге, и немного нарифмованных строк.
С искренним уважением к читателям - Алёша.
Содержит нецензурную брань.
Каждый человек втайне хочет знать: что с ним будет? И зачем все это вокруг? В этой книге есть ответы на эти и другие вопросы: например, что произойдет с нынешней земной цивилизацией уже совсем скоро? Существовали ли раньше на Земле цивилизации подобные нашей - и в эпоху одних только низших организмов, и рядом с динозаврами? Если они были, то какова причина их возникновения и почему все они исчезли? Способны ли научные достижения и новые технологии превратить кратковременность жизни человека и конечность цивилизаций в бесконечность? Эта книга – одна из самых интригующих. В частности, после ее прочтения мысли о самоубийстве Вас покинут и не в
Свобода, законы истории и коллективное чувствование в романе Льва Толстого «Война и мир».
В учебном пособии нашли отражение основные этапы развития мировой философской мысли, изложены основы философского миропонимания, дано конкретное решение философских проблем в рамках различных направлений, школ, в произведениях величайших мыслителей. Разработано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Рассчитано на студентов всех направлений очной и заочной форм обучения.
The collection of poems by K. K. Lubchonok consists of two chapters: Love Lyrics and Philosophical Lyrics. Having absorbed seventeen works, the first chapter mostly exposes the feelings of the author, telling a personal story. The second one is seven separate works from each other and already shares the author's thoughts about no less, and maybe even more weighty and relevant things for our world as a whole and, in particular, for Russia itself...
Как можно изложить палитру красок книги в 1000 символов? Это как показать уголок картины Да Винчи и сказать — дальше смотреть будете? Но я попробую. Эта книга — как бокал хорошего, итальянского вина. По началу легкий, приятный привкус, сменится терпким послевкусием.
Видели в магазинах продаются закрытые чекушки с коньяком по 100 рублей? Вот это что-то подобное, но в формате книги.
Книга писалась в момент душевных переживаний — как есть, что чувствовал — то и писал.
Публикуется в авторской редакции с сохранением авторских орфографии и пунктуации.
Содержит нецензурную брань.
Кенонцентризм - краткое философское эссе о новом философском направлении, в котором обозначаются, описываются и решаются некоторые человеческие проблемы, с которыми на протяжении тысячелетий сталкивается философия. В этом эссе речь пойдёт о проблемах, с которыми сталкиваются лингвистика и философия при попытке понять языковую природу человеческого бытия. Предлагаем читателю ознакомиться с краткими оригинальными решениями этих проблем в философском эссе автора.
В настоящем издании собраны материалы Международной научно-общественной конференции.
Организатор конференции – Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, при участии Объединенного Научного Центра проблем космического мышления, Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН, Международного гуманитарного фонда «Знание» им. К.В.Фролова, Международной Лиги защиты Культуры, Международной ассоциации Фондов Мира, Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих. Конференция прошла при поддержке Информационного центра ООН в Москве.
Конференция состоялась в октябре 2011 года.
Анализ теории культурно-исторических типов Николая Яковлевича Данилевского.
Постановщик в известном театре решил розыграть зрителей, сделав их актёрами, но в истории его экспериментов нашлись и опыты поинтереснее. Публикуется в авторской редакции с сохранением авторских орфографии и пунктуации.
Как-то так интересно получается, что смех и смерть ходят рука об руку - внутри именно об этом. Начинается за здравие, а кончается за упокой.
Иллюстрированный сборник статей представляет собой результат работы совместного проекта Института философии РАН и московской библиотеки им. Ф.М. Достоевского, цель которого – вхождение академической философии в публичное пространство. Тексты, вошедшие в книгу, написаны участниками проекта «Анатомия философии: как работает текст» на основе материалов лекций, прочитанных ими на открытой интеллектуальной площадке в центре Москвы для всех, кто интересуется философией. Цель книги – рассказать, над чем работают специалисты Института философии РАН. Публичные лекции философов в городской библиотеке дали ясный ответ на вопросы: «Зачем нужна философия и какая от нее практическая польза?» Успех проекта свидетельствует о том, что философия нужна не только элитарному кругу интеллектуалов.
Для сотрудников Института важно, что их труд, знания и исследовательский опыт ценны и интересны не только специалистам, коллегам по профессиональному цеху, но и непрофессионалам. Философы не только причастны к поиску истины, но помо…
Книга эссе о человеке и создаваемой им культуре — от искусства и до науки. В центре внимания — личность, ее творчество, познание и ценности.
В данной книге описаны рекомендации, как научиться читать свои мысли и управлять их формированием.
В монографии исследуются основные идеи отечественной метафизики всеединства XIX–XX вв. в контексте европейской философии неоплатонизма. Автор в ретроспективе показывает развитие основных тем русской философии всеединства в учениях В. С. Соловьева, С. Н. Трубецкого, Е. Н. Трубецкого, С. Н. Булгакова, Л. П. Карсавина, акцентируя внимание на ее онтологическом, гносеологическом, софиологическом и антропологическом аспектах. В работе представлен анализ становления понятия «единства множества» («всеединства») в европейской философской мысли – прежде всего, в трудах Платона, Плотина, Дионисия Ареопагита, Николая Кузанского – чьи идеи не только оказали существенное влияние на русскую метафизику всеединства, но и получили в ней принципиально новое освещение.
Монография рекомендована всем интересующимся проблемами истории европейской и отечественной философии.
Книга представляет философскую концепцию, описывающую проблемные явления и их возможные решения. Речь идёт о концепции, являющейся парадоксальной теорией, отражающей парадоксальность мира.
В монографии рассматриваются основные направления и проблематика русской метафизики ХIХ–ХХ веков. Авторы считают, что метафизика в России – неотъемлемая часть отечественной культуры, интересное и исключительно важное явление в истории мировой философии. В первой половине ХIХ века мы наблюдаем существенный творческий интерес русских мыслителей к европейской метафизике и опыт определения собственных позиций в отношении к «последним» (метафизическим) вопросам смысла исторического бытия человека и человечества. Именно проблемы метафизики истории и культуры, философской антропологии становятся центральными уже в русском романтизме (прежде всего В.Ф. Одоевский), в творчестве П.Я. Чаадаева и славянофилов, в художественной философии классиков русской литературы. Особое внимание в монографии уделяется личности и творчеству В.С. Соловьева, метафизика всеединства которого во многом определила своеобразие новой метафизической «волны» в отечественной философской культуре уже в начале ХХ века. Русская метафизика ХХ век…
В парадигме философии литературы рассматриваются повести Н.С. Лескова 1870-х годов, в которых актуализированы проблемы онтологии человеческой жизни, художественной антропологии, деятельностной природы человека, его способов отношения к миру, формирования личности как процесса самопроектирования и самоактуализации. Жанровая поэтика философских повестей «Смех и горе», «Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых. (Из записок княжны В.Д.П.)», «Детские годы. (Из воспоминаний Меркула Праотцева)» анализируется с точки зрения типологии повести данной жанровой разновидности и эстетического своеобразия произведений, структурные компоненты которых, ассоциирующиеся в системе взаимосемантизации, фиксируют познавательное качество жанра указанной стадии его исторической эволюции. Онтологический потенциал хронотопа философской повести Н.С. Лескова в корреляции с многосубъектностью повествования объективируется в особом типе сюжета, являющимся олицетворением авторской мысли. Контекстуальный и комплексный подходы …
«Новые проблемы, вставшие перед Россией в 90-е годы, потребовали переосмысления всего нашего исторического опыта. В первую очередь это касается вопросов становления и сущности правовой культуры России. В ряде публикаций присутствует мысль о том, что право, правовая культура – явления слабо связанные с российской культурой. Американский профессор Р. С. Вормс в книге «Развитие русского правового сознания в России» утверждает: «русское государство всегда было по преимуществу милитаристским. В системе его моральных ценностей одно из первых мест занимала воинская доблесть. Категория правосудия, справедливости, законности имели для русского общества периферийное значение. В результате в России отсутствовали традиции правового воспитания и обучения…»
К чему может привести истина? К счастью? Или к несчастью? Пока вы не узнаете истину, то вы не сможете ответить на этот вопрос.
Исследование посвящено гуманитарным традициям отечественной журналистики. Среди них – стремление русского народа к соборности, прослеживаемое в мысли, в исторических процессах («собирания Руси» и т.д.), универсализм, вселенскость русской культуры с ее панэтизмом, внимание к человеку, человеческой личности и ее нравственное воспитание через проповедь. Именно из них складывается гуманитарная концепция, традиция творчества, что в современной науке представлено понятием «парадигма». Парадигма как концепция журналистского творчества предполагает определенную социальную установку, реализуемую в типе общественно-политической связи, типе коммуникации и типе познания-мышления.
Исследование проведено в 1990-х годах. Публикуется впервые. Сегодня тема возвращения к традициям, к основам и корням (мы же не Иваны, не помнящие родства) звучит наиболее остро.
Рекомендуется всем, кто интересуется историей и журналистикой нашей страны, ее ценностями, именами, характерами, чувствами.
Данный сборник представляет собой материалы секции «Философия на линии фронта», проведённой в рамках международной конференции «Донецкие Чтения 2018» и посвященной проблемам войны и мира в отечественной и мировой философии. В сборнике приняли участие ведущие учёные, философы, филологи и историки России. Рекомендуется специалистам и всем интересующимся судьбами русской философии, русской культуры и Русского мира.
Уникальность и своеобразие русской историософии. Ее место в истории мысли и современности.
Монография отражает содержание докладов на II Симпозиуме по русской философии «Философия жизни и смерти: вчера, сегодня, завтра», состоявшегося 8 декабря 2019 года на базе Регионального Объединенного Движения «Русская Философия». В статьях представлен танатологический дискурс отечественной философии на современном этапе в различных ракурсах и аспектах. Тематический репертуар статей достаточно широк – от смерти человека и смерти языка до глубинных этико-философских вопрошаний о смысле и конечности человеческого бытия, присущих русской философии.
Издание адресовано учащимся, научным работникам, свободным философам, и всем, кого волнуют фундаментальные вопросы человеческого существования. Во вторую часть монографии входят материалы круглого стола «Русская философия и война», состоявшегося 11 октября 2020 года.
Монография отражает содержание докладов на III Симпозиуме по русской философии «Вопросы времени», состоявшегося на базе Регионального Объединенного Движения «Русская Философия». В представленных статьях полномасштабно охвачена философская проблематика понятия времени: от физики до метафизики.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Две доминирующие философские школы в России XIX века – западники и славянофилы. В российском обществе состоялся принципиальный раскол во взглядах на будущее государства: часть примером для наследования считала государства западной Европы, другая часть утверждала, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития. Эти две идеологии вошли в историю как «западничество» и «славянофильство».
На лекции поговорим об этих идеологиях и узнаем: какие направляющие линии у них были? За что выступали славянофилы, а за что западники? Что хотел описать в своей неоконченной работе «Семирамида» А. Хомяков? Почему в России через Западничество путь шел к социализму, как демократическому, так и тоталитарному, и к социальному либерализму, а через Славянофильство – к народничеству и либеральному консерватизму?