Русское искусство - ТОП 50 лучших книг
Гёте полагал, что в процессе художественного развития складывается «универсальная мировая литература». Перефразируя немецкого философа, скажем, что подобный процесс также отражает и становление «универсальной мировой художественной культуры» с ее многообразием творческих практик – изобразительных, музыкальных, театральных. Возникает вопрос: где проводить границы между европейской и русской художественными традициями? Как обнаружить влияния предшествующих произведений культуры и художественных практик в работах творца? На примере итальянских штудий (набросков) Сильвестра Щедрина, его образов Амальфи, в лекции затронуты эстетические и культурологические аспекты формирования русской школы пейзажной живописи, ощутившей плодотворное влияние Италии, ее культуры, художественного наследия и природной красоты.
Лектор – Ольга Жукова, д.ф.н., профессор школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Философская антропология». Видеоверсия лекции: https://you…
Лекция 4. Странные происшествия, скандалы и загадки
Зачем был создан портрет с изображением обнаженной императрицы? Какие картины возмущали публику XIX века? Что за история была с магическими сеансами и исчезновением Архипа Куинджи?
Ответы дает Мария Швец – искусствовед,выпускница СПГХПА им. А.Л. Штиглица по специальности «Теория и история искусств», автор книги «Главное в истории русского искусства».
Эта лекция завершает цикл о русском изобразительном искусстве. На трех других говорим о старинных портретах, забытых именах и судьбах, сверхъестественном в работах известных художников.
В своей книге Мария Тарутина показывает, как русско-византийская художественная традиция заново открывалась деятелями искусства 1860–1920 годов, и исследует связь между византийским возрождением и модернистскими экспериментами, которые оказали значительное и продолжительное влияние на авангардные движения двадцатого века.
История русского искусства теперь в аудиоформате!
Судьба русского историка искусства и литературы Виктора Александровича Никольского (1875–1934) была непростой. Искусствовед погружался в древнерусский декоративный мир, живопись В.И. Сурикова, творчество П.П. Кончаловского и А.В. Куприна. Двухтомный труд В.А. Никольского о русском искусстве планировали издать в одной из лучших типографий И.Д. Сытина в 1915 году. Но если автор и сумел закончить свою рукопись, когда пожар Первой мировой войны уже разгорался по всему миру, русские издатели не смогли ее выпустить в полном объеме. Революция 1917 года расставила свои приоритеты. В.Н. Никольский не стал сторонником новой власти, его заключили в Бутырки, затем сослали в Сибирь, а после на поселение в Саратов. В предисловии к Берлинскому изданию 1921 года искусствовед П.П. Муратов писал: «Россия, даже эта четвертая, рождающаяся в муках, индустриальная Россия, не Америка. И мы, русские люди, ― не люди без прошлого. Возраст наших искусств безмерен, а дух очень древни…
Эта книга содержит таблицы, графики и иллюстрации в виде ПДФ-файла, который вы можете скачать на странице аудиокниги на сайте после её покупки.
Удивительная история жизни и творчества одной из самых ярких фигур русского и советского искусства, Игоря Эммануиловича Грабаря, воссоздана в этой аудиокниге. Трогательные истории из жизни оттеняют поразительные творческие достижения выдающегося живописца, историка искусств, реставратора, музейного деятеля, преподавателя и неутомимого исследователя.
За свой век Грабарь смог объять необъятное – стать знаковым русским импрессионистом, поставить на научные рельсы реставрационное дело в России и многое другое. Он подготовил и выпустил фундаментальную «„Историю русского искусства“», создал Центральные реставрационные мастерские в Москве, стал попечителем Третьяковской галереи и провел в ней переэкспозицию, преподавал в МГУ имени М.В. Ломоносова, и даже руководил художественно-декоративной частью Малого театра.
Монография Н. В. Злыдневой представляет собой серию очерков, посвященных проблеме взаимодействия изображения и слова в аспекте риторики культуры ХХ века. Речь идет преимущественно о русском искусстве и литературе, однако привлекается и европейский материал: среди имен – Малевич, Ларионов, Филонов, Тышлер, Петров-Водкин, Де Кирико, Бранкузи, а также Гоголь, Вячеслав Иванов, Хармс, Платонов и многие другие. Особое внимание уделяется интереснейшей и все еще недостаточно исследованной в отечественном искусствознании переломной эпохе конца 20-х – начала 30-х годов. Изобразительное искусство рассматривается на фоне языка, в сопоставлении с литературой и в контексте общекультурных процессов. Оперируя широким гуманитарным инструментарием для выявления механизмов воздействия слова на формирование и восприятие изобразительного «текста», автор сосредоточивается на явлениях пограничья – словесном компоненте изобразительной формы, воздействии фигур речи на функционирование зрительного образа, точках соприкосновения ли…
Пособие посвящено ознакомлению детей 5–7 лет с народным искусством и включает в себя авторскую программу, последовательно представленную систему занятий с раскрытием методики их проведения, сценарии праздников и развлечений, диагностику уровней усвоения материала. Эстетическое воспитание детей основывается на интеграции различных видов искусства и художественно-творческой деятельности.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования.
В книге подробно рассматриваются основные грани многомерного взаимоотношения между русской православной Церковью и современным русским театральным искусством.
Книга предназначена для всех интересующихся отечественной театральной культурой я ее осмыслением в контексте современности.
Книга посвящена искусству русского ампира времени Александра I (1801–1825). Ведущее место в эту эпоху занимала архитектура, блестящее развитие получили декоративно-прикладные искусства, оформление интерьера. Рассматривается также скульптура, живопись, графика этого периода.
Перед Вами первое исследование, в котором русская историческая живопись представлена как многожанровое, строго структурированное целое, прошедшее долгий путь развития.
Искусство – симптом душевного состояния общества. И необходимо внимательно всмотреться в живописный образ, потому что за простой оболочкой исторической картины, созданной истинным художником, таится скрытый смысл, потому что в картине оживает день прошедший – для художника, вспыхивает свет на сцене той эпохи, когда картина создана, а отраженный луч падает на сегодняшний день, помогая понять современность. А значит, и заглянуть в будущее.
Эта книга будет интересна и искусствоведам, занимающимся данной проблематикой, и современным историческим живописцам, и зрителю, молодому и зрелому, интересующемуся искусством, и, наконец, людям власти и денег, обладающим возможностью поддержать российскую культуру.
Росписи собора одной из древнейших обителей Москвы – Сретенского монастыря, основанного на памятном месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери – почти неизвестны как широкому круг любителей русской культуры, так и специалистам. Издание данного альбома, являющегося первой масштабно публикацией памятника, стало возможным благодаря прошедшей в 2005 году реставрации. Вновь открытые фрески начала XVIII века, украшающие интерьер собора, поражают размахом и торжественностью и являются подлинной жемчужиной церковного искусства времен Петра I.
В настоящем издании впервые публикуются письма и бумаги из личного архива выдающегося государственного и общественного деятеля двух последних царствований графа Ивана Ивановича толстого. Представляемые вниманию читателей документы относятся ко времени пребывания графа на постах конференц-секретаря (1889-1893) и вице-президента (1893-1905) Императорской Академии художеств.
Эта книга посвящена древнерусской иконографии врага. Многочисленные образы бесов, грешников и демонических монстров пронизывают и православное, и католическое средневековое искусство. Несмотря на огромное разнообразие, они подчиняются особым правилам «визуальной грамматики» и опознаются благодаря специальным маркерам демонического. Авторы прослеживают, как c XII по XVIII вв. древнерусские мастера представляли ангелов сатаны. С помощью каких знаков дьявольские иллюзии отличались на изображении от реальных людей, а грешники – от нейтральных персонажей. Как из словесных метафор в разное время рождались новые демонические фигуры (Смерть или Ад) и начинали свое шествие по иконам, фрескам и лицевым рукописям. Исследование затрагивает не только визуальную традицию, но и ее возможное восприятие средневековыми зрителями. Почему на множестве миниатюр читатели затирали или выскабливали изображения негативных, а иногда и положительных героев? Казались ли им смешными образы, которые сегодня нередко относят к разряду г…
Альбом знакомит с историей создания старейшего пушкинского музея России – Всероссийского музея А.С. Пушкина, собрание которого ныне насчитывает около 200 тысяч экспонатов. Альбом дает уникальную возможность увидеть сокровища петербургской художественной пушкинианы, вошедшие в золотой фонд русского изобразительного искусства. Многие из произведений первой трети XX века, хранящиеся в фондах музея, публикуются впервые.
Надеемся, альбом будет интересен искусствоведам, музейным сотрудникам, коллекционерам и всем, кто интересуется искусством России и кому дорого имя Пушкина.
Каталог выставки «Шесть веков русской иконы. Новые открытия» из частных собраний к 60-летию Музея имени Андрея Рублева.
Известный английский танцовщик Харкурт Альджеранов, выступавший с Анной Павловой на одной сцене, вспоминает о десяти последних годах жизни великой балерины, о шедеврах, на которые она вдохновляла композиторов и балетмейстеров, о том, какой божественная Анна была в жизни. Альджеранов рассказывает о ее труппе и совместных гастролях по странам Европы, Америки и Азии.
Книга голландского историка Шенга Схейена – самая полная на сегодняшний день биография Сергея Дягилева (1872–1929).
Дягилев мечтал стать певцом, композитором, художественным критиком, но взялся сочинять куда более таинственное и глобальное произведение – образ будущего искусства. Умение уловить и вывести на свет новое, небывалое – самая суть его гения.
Дягилевские «Русские сезоны» на сто лет вперед определили репутацию искусства России как самого передового, экстраординарного и захватывающего балетного явления.
Провидец и тиран, ловец душ и неисправимый одиночка, визионер и провокатор, он слышал музыку раньше сочинившего ее композитора и видел танец прежде первого па. Книга Схейена уникальна и интересна не только главным героем, но великим множеством жизненных подробностей русского и европейского модернизма, драматургией взаимоотношений главных имен музыки, театра и живописи ХХ века. Ведь за свою недолгую жизнь Дягилев общался и сотрудничал с Чеховым, Римским-Корсаковым, Бакстом, Бенуа, Роденом, Дебюсси, …
Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) – русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог, представитель в высшей степени интеллигентной дворянской семьи, участник Русско-турецкой войны, автор декораций к театральным постановкам, член Товарищества передвижных художественных выставок, большой любитель музыки и автор нескольких музыкальных произведений. Чрезвычайно обаятельный человек, связанный многолетними дружескими узами с видными представителями художественного мира России конца XIX – начала XX века.
Таким предстает Василий Поленов в замечательной биографии Марка Копшицера, написанной великолепным литературным языком и мастерски сочетающей детальность и основательность солидного искусствоведческого исследования с занимательностью биографического романа.
Настоящий сборник подготовлен кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова по материалам прошедшей 1–2 марта 2018 г. в МГУ конференции «Русское искусство. Норма и разрыв».
Внимание авторов сборника сосредоточено на вопросах, связанных с нормой в искусстве различных эпох и периодов русского искусства. Норма, упорядоченность, правила в искусстве могут быть противопоставлены разрывам, распаду или ускоренному синтезу, наконец, девиациям. В этой сцепке норма означает спокойствие, разрыв – динамику. Но возможна и динамика внутри нормы. Все эти представления служат для обострения видения искусства, они способны дать новые углы зрения на целые периоды или на отдельные памятники.
Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами отечественной художественной культуры.
«Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», портреты Зинаиды и Феликса Юсуповых, портрет Ермоловой, авангардные «Похищение Европы» и портрет Иды Рубинштейн – это лишь небольшая часть обширного творческого наследия Валентина Александровича Серова (1865–1911), но и ее было бы достаточно, чтобы навсегда сохранить его имя в истории русского и мирового искусства. Один самых одаренных русских художников появился на свет в творческой семье и с детства проявил недюжинные способности к рисованию, с восхищением отмеченные его наставником Ильей Репиным…
В 1967 году в издательстве «Искусство» вышла в свет первая книга Марка Копшицера, «Валентин Серов», заслужившая восторженные отзывы видных деятелей литературы и признание читателей. Корней Чуковский высоко оценил дарование автора: «Почти всех людей, Вами изображенных, я хорошо знал, а Вы, естественно, нет, между тем они изображены у вас так правдиво и живо, что только диву даешься».
Судьба русского историка искусства и литературы Виктора Александровича Никольского (1875–1934) была непростой. Двухтомный труд В. А. Никольского о русском искусстве планировали издать в одной из лучших типографий И. Д. Сытина в 1915 году. Но если автор и сумел закончить свою рукопись, когда пожар Первой мировой войны уже разгорался по всему миру, русские издатели не смогли ее выпустить в полном объеме. Революция 1917 года расставила свои приоритеты. В. Н. Никольский не стал сторонником новой власти, его заключили в Бутырки, затем сослали в Сибирь, а после на поселение в Саратов. В предисловии к Берлинскому изданию 1921 года искусствовед П. П. Муратов писал: «Россия, даже эта четвертая, рождающаяся в муках, индустриальная Россия, не Америка. И мы, русские люди, – не люди без прошлого. Возраст наших искусств безмерен, а дух очень древних творчеств реет над нашей древней страной. История русского искусства, не ведомая Европе и до сих пор мало известная нам самим, изображает нас верными наследниками Византии,…
Во второй книге учебного пособия рассматривается история русского искусства от правления Петра I до конца XIX в. В работе представлен основной энциклопедический материал по теории и истории русского искусства. Рассматриваются стили в архитектуре и живописи периода Нового времени. Дается краткая информация о направлениях и школах в искусстве.
Учебное пособие предназначено для студентов направления подготовки «Архитектура», бакалавриата и магистратуры очной формы обучения.
Основанная на богатом документальном и критическом материале, книга представляет читателю широкую панораму развития русского балета второй половины XIX века. Автор подробно рассказывает о театральном процессе того времени: как происходило обновление репертуара, кто были ведущими танцовщиками, музыкантами и художниками. В центре повествования – история легендарного Мариуса Петипа. Француз по происхождению, он приехал в молодом возрасте в Россию с целью поступить на службу танцовщиком в дирекцию императорских театров и стал выдающимся хореографом, ключевой фигурой своей культурной эпохи, чье наследие до сих пор занимает важное место в репертуаре многих театров мира. Наталия Дмитриевна Мельник (литературный псевдоним – Наталия Чернышова-Мельник) – журналист, редактор и литературный переводчик, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Автор книг о великих князьях Дома Романовых и о …
В книгу включены избранные статьи, очерки, репортажи, рецензии, интервью прозаика и эссеиста Татьяны Янковской за период с 1991 по 2021 гг. Они поднимают острые вопросы современности, касающиеся культуры, искусства, языка, образования, исторической и экономической подоплеки изменений в мире, прежде всего в России и США, а также освещают культурную жизнь в Америке, связанную с русской культурой. Написанные ярко, живо, образно, собранные тексты передают аромат и вкус времени и проливают свет на истоки явлений, ставших сегодняшней реальностью. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Издание впервые представляет совместное сочинение поэта будущего А. Бренера и бывшего учёного С. Кудрявцева. В гнигу входят теоретический трактат «Похвальное слово зауми», мифологические очерки о трёх заумниках и одном супрематисте, сказ о святом мученике Христофоре и его странствиях за пределы разума, короткие натурфилософские экскурсии по сломанному миру и тайной жизни академиков, а также видение о Последовательницах Зауми.
В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
В фокусе внимания Ирины Вакар – знаковые фигуры и важнейшие направления русского живописного авангарда. Существовал ли «русский сезаннизм»? Какую роль сыграл импрессионизм в начале и конце пути художников авангарда? Чем творчество Ларионова, Малевича, Татлина оказалось схожим с творчеством Пикассо? Почему беспредметность была неизбежным этапом русского искусства? Чем отличалось сознание и жизненные приоритеты модернистов и авангардистов, например, Бенуа и Малевича? И что делал авангард, когда все битвы были уже проиграны? На все эти вопросы отвечают «Люди и измы». Ирина Вакар – главный научный сотрудник Третьяковской галереи, специалист в области русской живописи первой трети ХХ века, куратор многих выставок. Большинство глав книги написаны на основе докладов, прочитанных автором на научных конференциях.
Настоящее издание посвящено жизни и творчеству пианиста и композитора Александра Николаевича Скрябина (1872–1915). В трех разделах сборника помещены статьи современных российских и зарубежных исследователей – музыковедов, искусствоведов, историков, культурологов, освещающие многогранную деятельность музыканта и открывающие новые пути к осмыслению его наследия. Издание адресовано музыкантам-профессионалам и всем, интересующимся историей отечественной музыкальной культуры.
(Компакт-диск прилагается только к печатному изданию)
Имя Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960) неразрывно связанно с искусством советского периода. Он прославился не только как живописец, но и как искусствовед, просветитель и родоначальник российской реставрационной школы.
Многотомный труд «История русского искусства» – одно из важных культурных исследований начала XX века. Выступив в роли редактора и автора, Грабарь создал первое полное и основательное изложение истории отечественной архитектуры и живописи начиная с древнейших времен до XVIII века. Также среди авторов очерков – украинский историк-искусствовед Г. Г. Павлуцкий, искусствовед и переводчик П. П. Муратов, архитекторы-реставраторы Ф. Ф. Горностаев, А. В. Щусев, В. А. Покровский и В. В. Суслов.
Настоящее издание объединяет два тома: первый – «История архитектуры. Допетровская эпоха» о старинных памятниках культуры, принадлежащих каменному и деревянному зодчеству Москвы, Великого Новгорода, Пскова и других городов, и шестой – «История живописи. Допетровская эпоха» о выдающихся мастерах и иконопис…
«Об иконописании» - книга, написанная могилевским архиепископом Анатолием Мартыновским, имя которого до пострига было Августин Васильевич (1793 – 1872). ***
Эта книга впервые была издана в 1845 году, а переиздана повторно в 1867. Как человек, сильно увлеченный живописью, Анатолий Мартыновский с большим интересом относился к истории иконописи. Именно это увлечение и дало мощный толчок к изучению иконы как произведения искусства, а также к дальнейшему написанию и изданию книги по этому вопросу.
Помимо труда «Об иконописании», его перу принадлежат также некоторые другие, менее известные: «Вера, Надежда и Любовь», «Досуги Архиепископа Анатолия».
Анатолий Мартыновский был чрезвычайно прогрессивным и образованным человеком для своего времени. Как епископ, он отлично понимал свою роль и заботился о воспитании своей паствы, строил новые и украшал существующие храмы.
Настоящая монография посвящена исследованию творческого наследия И.Э. Грабаря. В ней рассматривается его малоизвестный собственный опыт архитектурного проектирования и анализируется ряд его научных работ, оказавших существенное влияние на отечественную историко-архитектурную школу. Выявленные документы существенно корректируют сложившиеся представления на некоторые из его открытий в области истории московской архитектуры. Наиболее значительные из этого корпуса документов публикуются впервые.
Иван Николаевич Крамской
В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Книга Л.В. Мочалова «Три века русского натюрморта» – по сути первое обстоятельное и глубокое монографическое исследование исторического развития и философии этого жанра в нашей стране. Оно охватывает громадный материал – от так называемых «обманок» начала XVIII века до исканий современных мастеров – и необычайно глубоко как искусствоведчески, так и философски раскрывает специфическую природу натюрморта как жанра изобразительного искусства, показывает его историческое становление под воздействием как собственно художественных факторов, так и социально-психологических обстоятельств.
Настоящий сборник посвящён жизни и творчеству пианиста, дирижёра, педагога – Василия Ильича Сафонова (1852–1918). Книга состоит из трёх разделов. В первом представлены архивные находки последних лет, во втором помещены воспоминания учеников и коллег Сафонова, в третьем – статьи современных музыковедов, искусствоведов и архивистов, посвящённые многогранной и плодотворной деятельности музыканта. Почти все материалы первого и третьего разделов, а также ряд материалов второго раздела публикуются впервые. Издание адресовано музыкантам-профессионалам, а также всем, интересующимся историей отечественной музыкальной культуры.
Жанна Бичевская – уникальная личность в российском искусстве. Впервые на страницах книги – многие тайны ее биографии. Певица редко дает интервью, о ее жизни почти ничего не известно. Друг и ученица Булата Окуджавы, певица, которую на Западе называли русской Джоан Баэз. Она дважды с успехом выступала в легендарной парижской «Олимпии». В Сан-Ремо ей вручили «Золотую гитару» за особый вклад в мировое песенное искусство. В Польше певице присудили титул «Эстрадная индивидуальность». Лидер «Роллинг Стоунз» Мик Джаггер сказал о ней: «Жанна Бичевская – это островок настоящего искусства в океане современной музыки».
Певица, имеющая благословение Святейшего Патриарха Алексия II на духовное песенное творчество. Ее биография – в книге. Это архивные документальные и фотоматериалы, уникальные воспоминания, собранные биографом певицы Иваном Ильичёвым за пять лет работы над книгой.
Коллективная монография является первой в рамках совместного проекта двух искусствоведческих кафедр исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова – кафедры всеобщей истории искусств и кафедры истории отечественного искусства. Авторский коллектив ставил перед собой задачу по формулированию и реализации новых способов и приемов изучения отечественного искусства. Материал коллективной монографии скомпонован по хронологическому принципу и строится из глав, которые объединены в три раздела. Сквозной темой, связывающей все структурные элементы монографии, являются феномены конструирования художественного языка и художественного метода, а также сотворения образа творческой личности. Книга рассчитана на специалистов-искусствоведов, студентов, обучающихся в гуманитарных высших учебных заведениях, и на всех интересующихся историей отечественного искусства. В оформлении обложки использована картина Н. С. Гончаровой «Велосипедист» (1913 г., Государственный Русский музей).
Книга является собранием статей, посвященных русской истории, литературе, искусству, общественной мысли XI – начала XVIII вв.
Основу сборника составляют работы сотрудников отдела древнерусской литературы и участников семинария исследователей древнерусской литературы ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, представляющие различные научные школы и направления.
Книга адресована в первую очередь подготовленным читателям – ученым-медиевистам, преподавателям вузов, аспирантам и студентам-филологам, историкам, искусствоведам.
Адарюков Владимир Яковлевич (1863–1932) – искусствовед, коллекционер, библиограф, музейный работник, крупный специалист в области русской графики.
Эта книга – переиздание оригинального издания 1912 года. Начало систематического изучения литографии как художественной технологии принято связывать с именем В. Я. Адарюкова и его книгой «Очерк по истории литографии в России», которая была первой крупной отечественной работой в данной области.
Книга адресована студентам и преподавателям учебных заведений искусств, художникам, искусствоведам, всем интересующимся историей искусства.
Развитие русского искусства с древнейших времен до наших дней представлено через краткие биографии мастеров и их произведения.
Рассчитана на широкий круг читателей, искусствоведов, историков, интересующихся русской живописью.
Как создавался музей Изящных искусств – нынешний Пушкинский, ставший заповедником мировой культуры в центре старой Москвы? Эта книга – о том, как складывался замысел уникального музея, как строилось неповторимое здание на Волхонке, как неутомимый профессор Иван Цветаев по крупицам собирал музейную коллекцию, как он обивал пороги меценатов и государственных сановников. Как его наследники превратили Пушкинский в один из величайших музеев мира, без которого невозможно представить культурную жизнь страны.
Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960) – выдающийся русский художник-живописец, искусствовед, теоретик искусства, музейный деятель и педагог. Игорь Грабарь – одна из ключевых фигур ХХ века в русском искусстве. Творческое и научное наследие Игоря Грабаря и сегодня поражает своей глубиной, актуальностью, а главное – масштабом личности создателя.
Как выдающийся художник-импрессионист, Грабарь создал невероятные портреты России и русской природы, как исследователь – стал автором многотомного труда «История русского искусства», инициировал создание Центральных реставрационных мастерских в Москве, был попечителем Третьяковской галереи, преподавал в МГУ имени М. В. Ломоносова, руководил художественно-декоративной частью Малого театра…
Но за всеми этими достижениями стоял скромный, добрый, влюбленный в свою жизнь и профессию человек. Именно о нем эта книга.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Лекция 1. Как расшифровать старинные портреты
Почему до XIX века не писали портретов простых людей? Какие символы скрываются в парадных портретах русской знати? Как разглядеть юмористические элементы в старинных портретах? И что изменилось в портретном искусстве с появлением фотографии?
Ответы дает Мария Швец – искусствовед,выпускница СПГХПА им. А.Л. Штиглица по специальности «Теория и история искусств», автор книги «Главное в истории русского искусства».
Эта лекция открывает цикл о русском изобразительном искусстве. На трех других поговорим о забытых именах и судьбах, сверхъестественном в работах известных художников, странных происшествиях, загадках и скандалах.
Понятие «искусство» очень широко. От нарисованных безвестным первобытным мастером животных на стене пещеры до умопомрачительных фантазий Сальвадора Дали, от декора средневековых соборов до современных абстрактных скульптур и авангардных театральных постановок… Эта книга призвана рассказать простым языком о таком масштабном явлении как искусство, восполнить возможные пробелы в знаниях, помочь разобраться в многочисленных стилях, направлениях, шедеврах и техниках и побудить читателя на более глубокое изучение предмета.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Лекция 2. Забытые имена и судьбы
Почему мы не знаем имен многих русских иконописцев? Как жанр, в котором работал художник, влиял на его успех? Почему некоторые мастера не подписывали свои работы? Почему женщинам-художницам было сложнее прославиться, чем мужчинам?
Ответы дает Мария Швец – искусствовед,выпускница СПГХПА им. А.Л. Штиглица по специальности «Теория и история искусств», автор книги «Главное в истории русского искусства».
Эта лекция продолжает цикл о русском изобразительном искусстве. На трех других поговорим о старинных портретах, сверхъестественном в работах известных художников, странных происшествиях, загадках и скандалах.
Труд «История русского искусства» – одно из важных культурных исследований начала XX века!
Имя Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960) неразрывно связанно с искусством советского периода. Он прославился не только как живописец, но и как искусствовед, просветитель и родоначальник российской реставрационной школы.
Многотомный труд «История русского искусства» – одно из важных культурных исследований начала XX века. Выступив в роли редактора и автора, Грабарь создал первое полное и основательное изложение истории отечественной архитектуры и живописи начиная с древнейших времен до XVIII века. Также среди авторов очерков – украинский историк-искусствовед Г. Г. Павлуцкий, искусствовед и переводчик П. П. Муратов, архитекторы-реставраторы Ф. Ф. Горностаев, А. В. Щусев, В. А. Покровский и В. В. Суслов.
Настоящее издание объединяет два тома: первый – «История архитектуры. Допетровская эпоха» о старинных памятниках культуры, принадлежащих каменному и деревянному зодчеству Москвы, Великого Новгорода, Пскова и других …
Книга посвящена замечательному русскому художнику Виктору Васнецову (1848—1926), автору знаменитой на весь мир картины «Богатыри» и многих других живописных полотен: «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке», «Витязь на распутье»… Автор рассказывает о его детстве и учёбе, о том, как он начинал свой творческий путь, как искал и открывал неожиданные для всех, но близкие его сердцу темы и сюжеты, о том, как из сказок детства родился целый мир образов, впитавших русские традиции, культуру, историю.
Книга Кати Дианиной переносит нас в 1860-е годы, когда выставочный зал и газетный разворот стали теми двумя новыми пространствами публичной сферы, где пересекались дискурсы об искусстве и национальном самоопределении. Этот диалог имел первостепенное значение, потому что колонки газет не только описывали культурные события, но и определяли их смысл для общества в целом. Благодаря популярным текстам прежде малознакомое изобразительное искусство стало доступным грамотному населению – как источник гордости и как предмет громкой полемики. Таким образом, изобразительное искусство и журналистика приняли участие в строительстве русской культурной идентичности. В центре этого исследования – развитие общего дискурса о культурной самопрезентации, сформированного художественными экспозициями и массовой журналистикой.
«Маска и душа» – автобиографическая книга, впервые изданная в Париже в 1932 году, спустя десять лет после эмиграции артиста, в которой он рассказывает о своих 40 годах на театральных подмостках.
Вы не увидите здесь полную биографию жизни, как писал сам Шаляпин: «…эта (книга) стремится быть аналитической биографией моей души и моего искусства». В ней автор воссоздает картины театральной жизни, рассуждает о работе актера, делится воспоминаниям о России, говорит о людях, с которыми его сталкивала судьба, о том, каково жить вдали от родины…
Интерес и несомненная польза этого издания состоит в том, что увлеченный читатель замечательным образом может превратиться в благодарного зрителя. Когда расширив круг своих познаний, углубившись в увлекательный мир чувств, мыслей, сопереживаний, возникнет желание подтвердить или опровергнуть это в живом общении с героями живописных произведений, с шедеврами изобразительного искусства непосредственно в залах музея.
Книга рассказывает о коротком, но насыщенном периоде жизни Сергея Дягилева и его артистов во время Первой мировой войны в Швейцарии, на берегу Женевского озера, в Лозанне и Монтре. Именно в нейтральной Швейцарии «эстетический революционер», как называли Дягилева в то время, страдающий от бездеятельности и отсутствия перспектив, вдруг обрел новую цель – собрать своих артистов по всей Европе, возродив самую мощную и прекрасную авантюру современности «Дягилевские Русские балеты» для гастролей в Америке. Книга снабжена большим количеством фотографий, в том числе впервые публикующихся в России.
Перед вами путеводитель по Третьяковской галерее из серии «Русский гид – Полиглот». Это издание существует только в электронном виде.
Государственная Третьяковская галерея является известнейшим в России и во всем мире, одним из крупнейших собраний русского изобразительного искусства, начиная с древнейших времен и кончая нашими днями. Представляемый вашему вниманию путеводитель, конечно, не может в полной мере осветить тот широкий спектр представленных в музее произведений, но помочь сориентироваться, рассказать об основных произведениях и наиболее известных художниках как раз и является его задачей.
Маршруты по Третьяковской галерее: