Список школьной литературы 7-8 класс - ТОП 50 лучших книг
«Герой нашего времени» – единственный завершенный роман Михаила Лермонтова. Это социально-психологическая драма, в которой сюжет отходит на задний план, уступая все внимание главному герою – необычному, зачастую неприятному, сомнительному, непонятному, запутавшемуся в своих мыслях и чувствах, а потому запутавшему всех остальных Григорию Печорину. Вдохновленный «Евгением Онегиным», Лермонтов собрал «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Портрет, который должен был уличить общество в его недостатках, а в итоге рассказал о трагедии пост-романтического героя: несомненно порочного, однако завораживающе притягательного и прежде всего настоящего.
Озвучить эту книгу было большим желанием актера и режиссера Алексея Аграновича, который и стал голосом «Героя нашего времени».
«Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?…
«Так называлась пивная в бойком портовом городе на юге России. Хотя она и помещалась на одной из самых людных улиц, но найти ее было довольно трудно благодаря ее подземному расположению. Часто посетитель, даже близко знакомый и хорошо принятый в Гамбринусе, умудрялся миновать это замечательное заведение и, только пройдя две-три соседние лавки, возвращался назад…»
Издание содержит рассказы «Чертопханов и Недопюскин», «Два Помещика» и «Ермолай и Мельничиха» из знаменитого цикла «Записки охотника» великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883). Цикл рассказов «Записки охотника» – одна из вершин творчества писателя, является энциклопедией жизни русского поместного дворянства.
Произведения сборника включены в программы 5-11 классов средней школы всех уровней обучения, для классной и домашней работы.
Содержание:
1. Чертопханов и Недопюскин
2. Два Помещика
3. Ермолай и Мельничиха
Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в этой повести. Маленький человек Башмачкин искалечен тем «благоустроенным государством», «благоустроенным обществом», в котором он существует. Башмачкин погибает, не сумев приспособиться, перебороть ту гнетущую, страшную силу, которая ему противостоит, – силу общественной государственной системы.
Свои жизненные, мировоззренческие, литературные поиски А. Пушкин воплотил как в поэзии, так и в гармоничной, безупречной прозе, в которых отразились широта интересов и трансформация взглядов автора. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» – признанная вершина прозаического наследства, в которых воплощены разные сюжеты: история маленького человека – станционного смотрителя, страшный сон гробовщика, история соблазнения молодой девушки недостойным героем, история любви и мести, история о неизбежности предначертанной судьбы. Все истории объединила общая тема – Случай и Провидение.
"Капитанская дочка" А. Пушкина – одно из важнейших произведений русской классики, провозгласившей главным жизненным принципом поговорку «Береги честь смолоду», а повесть"Дубровский" была задумана автором как роман из эпохи пугачёвщины с героем-дворянином, перешедшим на сторону бунтовщиков, но остающимся верным подлинным понятиям чести и справедливости.
В книгу вошли самые известные произведения драматурга, публициста, переводчика и создателя русской бытовой комедии Д. И. Фонвизина.
Герои комедии «Недоросль» – представители разных социальных слоев: дворяне, помещики, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи – недоросль Митрофанушка и его мать, госпожа Простакова, управляющая и слугами, и собственным мужем. Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей недорослями. Благодаря ярким образам персонажей, живости диалогов, актуальной проблематике пьеса завоевала огромную популярность у современников, а цитаты из нее стали пословицами.
«Бригадир» – классическая комедия, отображающая нравы современного автору дворянства. По легенде, именно о ней князь Потемкин сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь».
«Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими и в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными, и не только Историю в заблуждение не вводят, но и от современников не получают похвалы…»
Русский писатель Максим Горький – одна из самых значительных, сложных и противоречивых фигур мировой литературы. В прозе, драматургии, мемуаристике писатель с эпическим размахом отразил социальные типы, общественные отношения, историю, быт и культуру России первой трети XX века.
Автобиографическая повесть «Детство» названа критиками одним из лучших произведений М. Горького.
Серебряный век подарил миру плеяду удивительных поэтов. Ахматова, Мандельштам, Цветаева, Гумилев, Блок… То ли время было такое необыкновенное, то ли мироздание на мгновение замешкалось, и теория вероятностей прозевала это невероятное совпадение. Но, так или иначе, начало двадцатого века – это время фейерверка, праздничного салюта в мире русской поэзии. Звезды вспыхивали и гасли, оставляя после себя стихи – известные и не очень. Один из самых недооцененных авторов того времени – поэт
Н. Заболоцкий. Все знают, что Ахматова – гений, но не каждый может процитировать ее стихи. То же касается и Блока или Цветаевой. А вот творчество Заболоцкого знают практически все – но многие понятия не имеют, что это именно Заболоцкий. «Зацелована, околдована, с ветром в поле…», «Душа обязана трудиться…» и даже «Котя, котенька, коток…». Все это – Заболоцкий Николай Алексеевич. Стихи принадлежат его перу. Они ушли в народ, стали песнями и детскими колыбельными, имя автора превратилось в лишнюю формальность. С одной стороны – …
Иван Петрович Белкин был помещиком, а на досуге баловался сочинительством. В 1828 году он простудился и умер, было ему всего 30 лет, а перед этим успел записать пять историй, рассказанных ему разными особами. Его знает каждый школьник, а вместе с тем Ивана Петровича никогда не существовало. Его придумал Александр Сергеевич Пушкин: осень 1830 года из-за карантинов, связанных с эпидемией холеры, он вынужден был провести в имении Большое Болдино. В эту осень он написал множество стихотворений и поэм, а также пять прозаических повестей, которые и были опубликованы под общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.».
История о мести и страхе. Главный герой повести, мрачный и загадочный Сильвио, прославился тем, что стреляет без промаха. Как-то раз, собираясь уезжать, он рассказывает свою историю: шесть лет назад он собирался стреляться с одним юнцом, но тот отнесся к дуэли без должного уважения, и Сильвио отказался от своего выстрела, сказав, что вернет долг позже. Впоследствии мы …
Издание содержит повести «Бедная Лиза» и «Марфа-посадница, или покорение Новагорода». великого русского историка, писателя, и поэта Николая Михайловича Карамзина (1766-1826).
Произведения данного издания включены в программы 5-11 классов средней школы всех уровней обучения, для классной и домашней работы.
Не мы, о россияне несчастные, но всегда любезные нам братья! не мы, но вы нас оставили, когда пали на колена пред гордым ханом и требовали цепей для спасения поносной жизни, когда свирепый Батый, видя свободу единого Новаграда, как яростный лев, устремился растерзать его смелых граждан, когда отцы наши, готовясь к славной битве, острили мечи на стенах своих – без робости: ибо знали, что умрут, а не будут рабами!..
Н. М. Карамзин «Марфа-посадница, или покорение Новагорода»
Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) – писатель, историк и просветитель, создатель одного из наиболее значительных трудов в российской историографии – «История государства Российского» основоположник русского сентиментализма.
В книгу вошли повести «Бедная Лиза», «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена», а также сборник очерков «Письма русского путешественника».
"– Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.
Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво."
«Скажите мне, почему „Похититель“
Освистан партером?
Увы, потому что бедный автор
Похитил его у Мольера…»
«Скажите мне, почему «Похититель»
Освистан партером?
Увы, потому что бедный автор
Похитил его у Мольера…»
В книгу вошли рассказы И.С.Тургенева – знаменитые «Записки охотника», принесшие писателю широкую известность. Жемчужина мировой литературы XIX века.
Книга, в которой сюжеты в главах-новеллах тонко и необычно переплетаются с прекрасными картинами русской природы, способными тронуть даже самую искушенную душу.
«…Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, – с дождиками в самую пору, в средине месяца, около праздника св. Лаврентия. А „осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик“. Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: „Много тенетника на бабье лето – осень ядреная“… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег…»
«Скажите мне, почему «Похититель»
Освистан партером?
Увы, потому что бедный автор
Похитил его у Мольера…»
Издание содержит рассказы «Чертопханов и Недопюскин», «Два Помещика» и «Ермолай и Мельничиха» из знаменитого цикла «Записки охотника» великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883). Цикл рассказов «Записки охотника» – одна из вершин творчества писателя, является энциклопедией жизни русского поместного дворянства.
Произведения сборника включены в программы 5-11 классов средней школы всех уровней обучения, для классной и домашней работы.
Содержание:
1. Чертопханов и Недопюскин
2. Два Помещика
3. Ермолай и Мельничиха
«Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими и в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными, и не только Историю в заблуждение не вводят, но и от современников не получают похвалы…»
"– Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.
Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво."
В книгу вошла комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», обязательная для чтения и изучения в общеобразовательной школе.
Русский писатель Максим Горький – одна из самых значительных, сложных и противоречивых фигур мировой литературы. В прозе, драматургии, мемуаристике писатель с эпическим размахом отразил социальные типы, общественные отношения, историю, быт и культуру России первой трети XX века.
Автобиографическая повесть «Детство» названа критиками одним из лучших произведений М. Горького.
Серебряный век подарил миру плеяду удивительных поэтов. Ахматова, Мандельштам, Цветаева, Гумилев, Блок… То ли время было такое необыкновенное, то ли мироздание на мгновение замешкалось, и теория вероятностей прозевала это невероятное совпадение. Но, так или иначе, начало двадцатого века – это время фейерверка, праздничного салюта в мире русской поэзии. Звезды вспыхивали и гасли, оставляя после себя стихи – известные и не очень. Один из самых недооцененных авторов того времени – поэт
Н. Заболоцкий. Все знают, что Ахматова – гений, но не каждый может процитировать ее стихи. То же касается и Блока или Цветаевой. А вот творчество Заболоцкого знают практически все – но многие понятия не имеют, что это именно Заболоцкий. «Зацелована, околдована, с ветром в поле…», «Душа обязана трудиться…» и даже «Котя, котенька, коток…». Все это – Заболоцкий Николай Алексеевич. Стихи принадлежат его перу. Они ушли в народ, стали песнями и детскими колыбельными, имя автора превратилось в лишнюю формальность. С одной стороны – …
«Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме.
А й к обеденке поспеть хотел
он в стольный Киев-град…»
«Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. „Смотри, сынок, – говорил старый пискарь, умирая, – коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!“
А у молодого пискаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется – везде ему мат. Кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может. Да и не понимает: зачем глотать? Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха – в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пискарь – и тот, как увидит, что он комара изловил, целым стадом так и бросятся отнимать. Отнимут и начнут друг с дружкой драться, только комара задаром растреплют…»
«Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника,
Да про смелого купца, про Калашникова;
Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярный звон
И причитывали да присказывали…»
«Недоросль» – одна из наиболее известных пьес выдающегося русского литератора 18 века Дениса Ивановича Фонвизина, вот уже много лет неизменно входящая в программу общеобразовательных школ.
Многие цитаты из этой пьесы стали крылатыми, а саркастический юмор, с которым Фонвизин вывел на сцену семейство «недоросля» Митрофанушки Простакова и его окружения, не имеет себе достойных аналогов за последние два века русской литературы.
Одно из произведений сборника!
Рассказ в аудиоформате одного из самых известных русских писателей начала XX века, автора романов «Яма», «Юнкера», «Колесо времени».
© Оформление ООО «Издательство АСТ», 2022 © & ℗ ООО «Издательство АСТ», «Аудиокнига», 2022
«Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника,
Да про смелого купца, про Калашникова;
Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярный звон
И причитывали да присказывали…»
Комедия «Ревизор» (1836) – вершина творчества Гоголя-драматурга, в пьесе соединены критика российской общественной жизни XIX века, сатирическое изображение русских характеров и трагическое повествование о «заблудших душах» в преддверии Страшного суда.
Рассказ из сборника «Темные аллеи. Рассказы и стихи»
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) – писатель, поэт, почетный академик Пе-тербургской Академии наук, первый русский лауреат Нобелевской премии (1933 г.)
Бунин рано начал самостоятельную жизнь: в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. С 1920 г. жил во Франции.
«Ищу я в этом мире сочетания прекрасного и вечного», – писал Бунин. Его пер-вый поэтический сборник опубликован в 1891 г. Позднее сборник «Листопад» вместе с переводом «Песни о Гайавате» был отмечен Пушкинской премией Пе-тербургской Академии наук (1903 г.) и снискал Бунину славу «поэта русского пейзажа».
Дебют Бунина как прозаика состоялся в 1893 году, когда в петербургском жур-нале «Русское богатство» был напечатан его рассказ «Деревенский эскиз», поз-же получивший название «Танька». Редактор журнала после знакомства с руко-писью написал двадцатитрёхлетнему автору, что со временем из него «выйдет большой писатель»… Проза И.А. Бунина необыкновенно живописна, колоритна, гл…
В книгу вошли рассказы И.С.Тургенева – знаменитые «Записки охотника», принесшие писателю широкую известность. Жемчужина мировой литературы XIX века.
Книга, в которой сюжеты в главах-новеллах тонко и необычно переплетаются с прекрасными картинами русской природы, способными тронуть даже самую искушенную душу.
«Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. „Смотри, сынок, – говорил старый пискарь, умирая, – коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!“
А у молодого пискаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется – везде ему мат. Кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может. Да и не понимает: зачем глотать? Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха – в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пискарь – и тот, как увидит, что он комара изловил, целым стадом так и бросятся отнимать. Отнимут и начнут друг с дружкой драться, только комара задаром растреплют…»
«Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. „Смотри, сынок, – говорил старый пискарь, умирая, – коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!“
А у молодого пискаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется – везде ему мат. Кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может. Да и не понимает: зачем глотать? Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха – в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пискарь – и тот, как увидит, что он комара изловил, целым стадом так и бросятся отнимать. Отнимут и начнут друг с дружкой драться, только комара задаром растреплют…»
Впервые актер Егор Бероев появился на сцене, когда ему было всего семь. Путь будущего артиста был определен – Щукинское училище, работа в кино и театре, затем роли на телевидении. Зрителю Бероев запомнился ролями в многосерийных проектах «Семейные тайны», «Пятый угол», «Свалка», «Московские окна», «Гражданин начальник». Но настоящая известность пришла после выхода на экраны «Турецкого гамбита».
Снятый по роману Бориса Акунина, фильм моментально завоевал сердца зрителей. Причиной тому, в частности, стала и игра Бероева. Он воплотил на экране роль любимца женщин, обаятельного и элегантного Эраста Фандорина.
Сегодня Егор Вадимович сотрудничает с «Центром драматургии и режиссуры», продолжает работать на телевидении. Участвовал в проекте «Ледниковый период», был ведущим программы «Жди меня». А недавно порадовал и поклонников литературы, выступив чтецом исторического романа Александра Пушкина «Капитанская дочка».
Книга была написана классиком на основании собственных исследований истории Пугачевского бунта. Эт…
«– Именем его императорского величества, государя императора Петра Первого, объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!
Эти слова были сказаны громким, резким, звенящим голосом. Писарь больницы, записывавший больного в большую истрепанную книгу на залитом чернилами столе, не удержался от улыбки. Но двое молодых людей, сопровождавшие больного, не смеялись: они едва держались на ногах после двух суток, проведенных без сна, наедине с безумным, которого они только что привезли по железной дороге. На предпоследней станции припадок бешенства усилился; где-то достали сумасшедшую рубаху и, позвав кондукторов и жандарма, надели на больного. Так привезли его в город, так доставили и в больницу…»
«Скажите мне, почему „Похититель“
Освистан партером?
Увы, потому что бедный автор
Похитил его у Мольера…»
«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам?..»
«Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника,
Да про смелого купца, про Калашникова;
Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярный звон
И причитывали да присказывали…»
Аудиостудия «Ардис» предлагает вашему вниманию повесть Фёдора Достоевского «Белые ночи» – одно из лучших произведений школы «сентиментального натурализма». Это лирическая исповедь героя-мечтателя, одинокого и робкого человека, в жизни которого на какое-то время появляется девушка, а вместе с ней и надежда на более светлое будущее.
Ночь перваяНочь втораяИстория НастенькиНочь третьяНочь четвёртаяУтро
«Немного лет тому назад,
Там, где сливаяся шумят
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…»
Издание содержит рассказы «Гамлет Щигровского уезда», «Хорь и Калиныч» и «Петр Петрович Каратаев» из знаменитого цикла «Записки охотника» великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883). Цикл рассказов «Записки охотника» – одна из вершин творчества писателя, является энциклопедией жизни русского поместного дворянства.
Произведения сборника включены в программы 5-11 классов средней школы всех уровней обучения, для классной и домашней работы.
Содержание:
1. Гамлет Щигровского уезда
2. Хорь и Калиныч
3. Петр Петрович Каратаев
Прочитав рукопись романа "Бедные люди", Некрасов передал ее Белинскому со словами: "Новый Гоголь явился!".
По форме это сентиментальная переписка между мелким чиновником Макаром Девушкиным и Варенькой Доброселовой, грустная история их несчастной любви; по сути – глубокое социально-психологическое исследование современной писателю действительности. Автор горячо сочувствует своим обездоленным героям, чьей внутренней красоте и благородству души столь вопиюще не соответствуют условия жизни…
Издание содержит рассказы «Гамлет Щигровского уезда», «Хорь и Калиныч» и «Петр Петрович Каратаев» из знаменитого цикла «Записки охотника» великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883). Цикл рассказов «Записки охотника» – одна из вершин творчества писателя, является энциклопедией жизни русского поместного дворянства.
Произведения сборника включены в программы 5-11 классов средней школы всех уровней обучения, для классной и домашней работы.
Содержание:
1. Гамлет Щигровского уезда
2. Хорь и Калиныч
3. Петр Петрович Каратаев
В нашем мире сложно быть не таким как все. Мы встречаем «по одежке» не задумываясь о том, что скрывается внутри. Так и главный герой рассказа Андрея Платонова «Юшка» вызывал необоснованную агрессию и злобу своих односельчан лишь тем, что не тратил денег на новую одежду и вкусную еду, не обращал внимания на обиды и оскорбления, всех любил и всех прощал. Получится ли у Юшки сделать зрячими слепые сердца людей – узнаете из аудиоверсии рассказа.
Копирайт
Исполняет: Александр Бордуков
©&℗ ИП Воробьев В.А.
©&℗ ИД СОЮЗ
Цитаты:
– Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы.
– Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Зв…