Теория языка - ТОП 50 лучших книг
В монографии анализируются базовые парадигмы, определяющие облик лингвистики во второй половине XX – начале XXI века (изоляционистская, антропоцентричная, социокультурная), а также их философские и психологические основания. Возможности, открываемые социокультурной парадигмой, проиллюстрированы исследованием социокультурной истории метафоры механизма, когнитивных и культурно-исторических оснований метонимии, содержания понятия «кризис культуры». Важным итогом книга становится «социокультурная теория лексических комплексов» и выполненное в ее рамках описание комплексов «открыть», «камень», «интеллигенция».
Книга адресована студентам и аспирантам гуманитарных университетов.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
В монографии анализируются базовые парадигмы, определяющие облик лингвистики во второй половине XX – начале XXI века (изоляционистская, антропоцентричная, социокультурная), а также их философские и психологические основания. Возможности, открываемые социокультурной парадигмой, проиллюстрированы на материале анализа социокультурной истории метафоры механизма, когнитивных и культурно-исторических оснований метонимии, содержания понятия «кризис культуры». Важным итогом книги становится «социокультурная теория лексических комплексов» и выполненное в ее рамках описание комплекса «интеллигенция».
Книга адресована студентам и аспирантам гуманитарных университетов.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Изучение курса «Русский язык и культура речи» в высшем учебном заведении предполагает повышение уровня культуры речи будущих специалистов в процессе освоения некоторых лингвистических понятий и совершенствования коммуникативно-речевых умений. Пособие знакомит студентов с системой основных понятий и терминов по русскому языку и культуре речи, формирует умения соотносить языковые средства с конкретными целями, ситуациями, условиями и задачами речевого общения, помогает овладеть навыками публичного выступления и делового общения. В книге внимание также уделяется изучению норм современного русского литератур-ного языка, особенностям и свойствам устной и письменной речи, требованиям, предъявляемым к устным и письменным высказываниям.
Для студенов, аспирантов и преподавателей русского языка.
Предназначено для слушателей подготовительного отделения вузов. Адресовано абитуриентам гуманитарных факультетов. Учебник включает в себя теоретические и практические материалы по русскому языку и культуре речи.
Рекомендуется как для аудиторных занятий, проводимых преподавателем, так и для самостоятельной работы абитуриентов.
Пособие написано в соответствии с программой по курсу «Введение в языкознание». Рассматривается внутренняя и социальная структура языка, даются основные сведения о лингвистической типологии и языковом родстве. Особое внимание уделено философии языка.
Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических факультетов и педагогических вузов.
14-е издание, стереотипное
Пособие содержит основные сведения о корпусной лингвистике – одном из самых популярных разделов современного языкознания, целью которого является создание и использование языковых корпусов в лингвистических исследованиях. В учебнике на доступном уровне рассматриваются основы данной предметной области, перечисляются основные корпуса разных языков, показываются возможности использования методов корпусной лингвистики, а также описан вклад корпусной лингвистики в лингвистическую теорию. Учебник предназначен для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. Может быть использовано аспирантами и преподавателями смежных дисциплин.
Автор благодарит The Pygos Group. A HIT Entertainment company за разрешение использовать изображение Пингу и интернет-проект «ПостНаука» за разрешение использовать видеолекцию В. А. Плунгяна.
Учебное пособие по теоретической фонетике предлагает теоретический обзор истории фонологических учений в России. Разработано на компетентностно-модульной основе с интеграцией существующих программ подготовки бакалавра на основе действующего государственного образовательного стандарта высшего образования и документа «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка».
Предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов 2 курса направления «Филология» в рамках курса по теоретической фонетике и теоретической грамматике английского языка.
Публикуется в авторской редакции.
В книге прослеживаются основные этапы взаимодействия лексикографической практики и филологической мысли в Италии XV – начала XVII вв., рассматриваются внешние и внутренние закономерности развития лексикографии периода формирования национальных европейских языков, анализируется сложение метода толковой лексикографии во взаимосвязи с развитием филологической мысли в Италии эпохи Возрождения, на примере истории ранней итальянской лексикографии обосновываются принципы исторической теории лексикографии.
Книга адресована исследователям, специализирующимся в области исторической лексикографии, лингвистам-романистам, занимающимся историко-филологическим изучением итальянского языка, студентам и аспирантам, изучающим историю итальянского языка, а также будет полезна широкому кругу филологов, интересующихся вопросами культуры итальянского Возрождения.
Монография посвящена исследованию семантики слова с когнитивных позиций. Изучаются проблемы, касающиеся процессов порождения, усвоения, хранения и функционирования слов в ментальном пространстве. В работе осуществляется сопоставление структур многозначных слов со структурами когнитивных категорий, проводится анализ исследований в области изучения языковой картины мира, образности, дихотомии «язык–речь». Теоретически и практически обосновывается существование содержательного ядра полисеманта, очерчивающего «границы» системного значения многозначного слова и позволяющего с относительной точностью определять направление развития многозначности.
Монография ориентирована на специалистов в области когнитивной лингвистики, лексикологии, семантики, философии языка, аспирантов, студентов и всех, интересующихся проблемами исследования языка.
В книге рассматриваются вопросы текстуализации и грамматико-лексикографической кодификации личных, неопределенных и отрицательных местоимений итальянского языка XIII–XVI веков, описывается история сложения и функционирования названных групп местоименных слов, позволяющая исследовать проблему синтактико-стилистической обусловленности их лексико-грамматической «актуализации» в текстах указанного периода.
Разработка предложенной темы может быть продолжена в академических исследованиях иных групп местоимений, а также в университетском преподавании курса истории итальянского языка.
Книга предназначена для исследователей-романистов, специализирующихся в области истории итальянского языка, для студентов и аспирантов, занимающихся исторической грамматикой итальянского языка, а также будет полезна переводчикам со староитальянского и тем, кого интересуют исторические процессы формирования итальянского литературного письменного языка.
Объектами исследования в данной монографии являются коммуникативный акт на знаковом уровне и речемыслительные процессы, связанные с порождением и восприятием высказывания в их связи с методологической проблематикой философского знания. Перечень поднимаемых проблем помогает постичь механизмы работы интеллекта, моделировать речемыслительные процессы (насколько позволяет языковая интуиция), предсказывать дальнейшее развития семантики слов.
Монография ориентирована на специалистов в области философии языка, когнитивной лингвистики, семиотики, психолингвистики, всех, интересующихся проблемами исследования языка.
В книге освещаются научные основы лингвостилистики современного английского языка, изложенные в соответствии с достижениями отечественной науки в области теории языка в настоящее время.
Пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей филологических, лингвистических, переводческих факультетов и факультетов иностранных языков.
Учебное пособие призвано дополнить сведения, традиционно излагаемые в курсе «Общее языкознание» («Теория языка»), анализом лингвистических работ последних десятилетий, созданных в русле антропоцентрического направления языкознания. Освещены теория языковой личности, достижения когнитивной лингвистики, проблемы неориторики и др.
Для студентов филологических направлений и специальностей старших курсов, магистрантов, аспирантов, преподавателей гуманитарных дисциплин, а также специалистов-филологов.
Пособие посвящено рассмотрению научных и методических основ изучения курса «Словообразование» в вузе. Спецификой пособия является комплексное представление курса, соединяющее в себе краткие теоретические сведения по основным разделам; введение методических алгоритмов и образцов анализа соответствующего языкового материала, терминологического минимума, практикума и вариантов тренинговых заданий для самостоятельной отработки необходимых навыков.
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
В книге излагаются основные понятия теории языка – «гипотеза», «теория», «сущность научного исследования», «способы представления научных знаний», «специфика научных знаний». Определяются разные смыслы термина «язык», место языка среди других семиотических систем, двойственность его природы.
Для студентов-филологов, магистрантов, а также аспирантов и преподавателей русского языка и литературы. Издание будет полезно также всем изучающим «Теорию языка», «Общее языкознание», «Введение в языкознание», «Актуальные проблемы современной лингвистики».
В книге представлены теоретические основания, различные подходы к пониманию сущности риторики диалога. Структура книги включает три раздела или аспекта рассмотрения содержания риторики диалога: «Риторический текст-диалог»; «Риторическая деятельность: создание, исполнение, рефлексия, реконструирование риторического текста»; «Жанровый диалог». Содержание основных понятий и действий раскрывается не только с помощью теоретических размышлений, но и моделей, которые помогают глубже постичь сущность понятий: «риторический текст-диалог», его отличие от других типов текста; «риторическая деятельность», ее особенности и совокупность действий на каждом этапе; «риторический жанр» и «диалог». Выстроен категориальный аппарат риторики диалога, показано его отличие от категориального аппарата теории речевой деятельности и других теорий, на основе которых развивается современная риторика.
Книга может заинтересовать исследователей и учителей риторики, других предметов, тех, кто постигает основы риторического общения самост…
Изучение предложенных в пособии инвариантных языковых и когнитивных структурных форм (концептуальный фокус, лексический эйдос, фокус языковой картины мира, ядро лексикона) и способов их функционирования способствует лучшему пониманию когнитивных процессов, фундаментальной природы языкового мышления, а также природы знаковых процессов, посредством которых они реализуются в действительности. Предложенные гипотезы и анализ конкретного языкового материала вносят определенный вклад в понимание проблем усвоения и продуцирования значений языковых выражений: они помогают вскрыть и описать те инвариантные структуры, с помощью которых формируется и функционирует сознание человека. Отрываясь от контекста, указанные сущности кодируют устойчивые наборы абстрактных когнитивных и семантических свойств, с которыми связан опыт большей части аспектов языкового употребления в общественной жизни.
Для магистрантов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
Нынешний технический прогресс позволяет фиксировать и хранить тексты не только в алфавитно-буквенной, но и в «дисплейной» форме. Она позволяет воспроизводить не только его собственно языковую составляющую, но и звучание, мимику, движение, цвет, все невербальные носители смысла. Автор исследует, насколько избыточная передача всей полноты реального контактного общения полезнее, чем недостаточность письма, печати, сосредоточенных на сущности информации, отсекая лишнее, второстепенное. Иными словами, победит ли Дисплей Книгу, или же жизнь приведет их к сосуществованию с разделением труда.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов, а также всех, кого интересуют проблемы, встающие перед русским языком в начале XXI столетия.
Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и включает в себя три основных модуля: культура речи и нормы русского литературного языка, уместность речи и культура речевого продуцирования, культура речевого общения. Учебный материал всего курса выносится на экзамен. Вопросы экзаменационных билетов сформированы на основе вопросов всех модулей дисциплины и даются в приложении. Там же помещены и образцы трех рубежных модулей.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
В монографии рассматриваются методологические предпосылки и теоретические источники лингвокогитологии как основного направления исследований в русле когитологии (науки о языкосознании и речемышлении). Лингвокогитология изучает взаимодействие категорий языка, сознания, коммуникации и прагматики. Она использует метаязык вербально-концептуального моделирования – морфотему, и опирается на универсальный экспликативный метаязык – когитологос, с помощью которого определяются векторы воплощения и развития мысли в естественном языке и выясняется характер мыследеятельности и мыслепорождения в речевой коммуникации.
Книга адресована специалистам по теории языка, лингвистам-аспиранатам; студентам, обучающимся по программам бакалавриата и магистратуры гуманитарных специальностей.
настоящая монография посвящена изучению тюркско-славянских языковых контактов на рубеже веков (с XI по XXI в.) и системному описанию тюркских заимствований в русском языке, процессов их адаптации на разных языковых уровнях. В книге впервые на большом диахроническом периоде (рубежа XI – начала XXI в.) тюркизмы описаны с точки зрения их деривационного потенциала, прагматической направленности, особенностей формирования семантической структуры, интра- и экстралингвистических факторов варьирования, а также лексикографической маркированности.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
Книга знакомит начинающего исследователя с многополярным миром лингвистических идей, школ и направлений. Предлагаемый анализ проблем современной отечественной и мировой лингвистики поможет подготовиться к кандидатскому экзамену по специальности.
Учебное пособие предназначено для магистрантов и аспирантов филологических специальностей высших учебных заведений, а также может быть рекомендовано более широкой аудитории: преподавателям-лингвистам и студентам, изучающим курс «Общее языкознание».
В книге излагаются в историко-филологическом освещении вопросы взаимосвязей русской и итальянской культур, рассмотренные в аспекте искусства слова – итальянского в России и русского в Италии. Разработка тем, изложенных в предлагаемых очерках, может быть продолжена в академических исследованиях и университетском преподавании.
Книга предназначена для исследователей, специализирующихся в области истории отечественной романистики, для студентов и аспирантов, занимающихся историей итальянистики в России, а также будет полезна тем, кого интересуют исторические связи русской культуры и Италии.
Грамматический справочник содержит краткое описание грамматических средств русского языка и предназначен для тех, кто хочет получить сведения об их значении, произношении, употреблении в разных стилях речи, правильном написании, об основных понятиях и терминах грамматики.
В справочнике две части. В первой части представлено традиционно-системное описание грамматических средств русского языка, которое принято в академических и вузовских грамматиках, во второй – их функционально-системное описание. Имеются таблицы, предметный указатель и список основной литературы.
Книга предназначена для лингвистов, преподавателей, аспирантов и студентов филологических факультетов, учителей средней школы.
В коллективной монографии, написанной преподавателями кафедры английского языка и кафедры немецкого языка Северо-Восточного государственного университета (г. Магадан), рассматриваются вопросы перевода как вида художественной коммуникации, стратегии художественного перевода в свете межкультурной коммуникации, характер взаимосвязи художественного перевода и культуры в отечественном и зарубежном переводоведении, а также проблемы социолектного текста с позиций межкультурной коммуникации.
Для языковедов, переводоведов, культурологов, специалистов по межкультурной коммуникации.
В рамках единой теории в книге обобщены результаты многолетних исследований автора, посвященных широкому спектру проблем. Особое внимание автор уделяет исследованию языка как деятельности. Изучаются система языка в ее динамике, тенденции развития языка, общие закономерности его движения, причины языковых изменений. В книге рассматриваются и «поведение» мельчайших элементов слова (морфема, интерфикс), и функционирование отдельных сфер языка, вплоть до такого сложного явления, как язык города. Часть I посвящена комплексу проблем, связанных со строением и семантикой производного слова, и теории синхронного словообразования. Часть II базируется на работах, посвященных изучению языка больших городов. В ней рассматриваются литературный разговорный язык, городское просторечие, жаргон, детская речь, особенности мужской и женской речи (этот раздел написан в соавторстве с М. В. Китайгородской и Н. Н. Розановой), а также язык эмигрантов. В Части III исследуются активные процессы, происходящие в русском языке на рубе…
Учебное пособие представляет собой курс лекций по дисциплине «Современные теории в отечественной и зарубежной лингвистике». Потребность в подобном учебном пособии диктуется необходимостью расширения лингвистического кругозора обучающихся и ознакомления их с наиболее перспективными научными направлениями в современной лингвистике, отечественной и зарубежной. В пособии излагаются лингвофилософские и методологические основы тех или иных теорий, предмет и задачи исследования, важнейшие теоретические положения и научно-понятийный аппарат, используемый в них.
Для магистрантов-филологов и студентов выпускных курсов филологических специальностей университетов (с 5-летним обучением).
Учебное пособие представляет собой небольшое по объему описание старофранцузского языка (французского языка IX—XIII вв.). Оно состоит из двух частей: очерк старофранцузского языка и старофранцузские тексты. Во второй части относительно полно представлены десять текстов разных жанров (от «Страсбургских клятв» до «Романа о Розе»). Для сопоставительного изучения даются современные переводы.
Для изучающих историю французского языка, а также для всех, кто интересуется историей французской литературы и хотел бы научиться понимать старофранцузские тексты в оригинале.
В первом разделе учебно-методического комплекса рассматривается специфика морфемного и словообразовательного уровней современного русского языка, способы словообразования, стилистические особенности словообразования, морфемная структура слова. Второй раздел посвящен теоретическому и практическому рассмотрению вопросов, связанных с морфологическим уровнем современного русского языка. Учебно-методический комплекс, кроме теоретических сведений, содержит рабочую программу дисциплины, комплекс практических заданий, тестовых упражнений, контрольных и самостоятельных заданий и т. д.
Для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика», преподавателей вузов, школ, лицеев.
На обширном и жанрово-стилистически разнообразном материале рассматриваются различные формы и способы воплощения интертекстуальности посредством прецедентных феноменов. Предлагаемые задания позволяют студентам применить теоретические сведения в практике самостоятельного филологического анализа.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
В учебном пособии предлагается комплексное описание специфики медиатекста, функционирующего в трех основных сферах: журналистике, рекламе и PR. Медиатексты характеризуются по каналу коммуникации (печатные, теле– и радиотексты, сетевые), функционально-жанровому критерию, композиционно-речевым и прагмастилистическим особенностям. Рассматриваются проблемы создания и редактирования различных типов медиатекстов.
Для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов журналистики и филологических факультетов вузов, слушателей курсов повышения квалификации, работников СМИ.
Учебное пособие «Русский язык и культура речи» предназначено для студентов 1 курса нефилологических специальностей.
Содержание пособия отвечает требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Русский язык и культура речи» к формированию коммуникативно-речевой компетенции будущих специалистов-нефилологов в сферах их профессионального общения.
Пособие включает 3 раздела: «Общие понятия курса “Русский язык и культура речи”», «Коммуникативные ситуации», «Функциональные стили современного русского литературного языка».
Приложение содержит соответствующие ГОСТу образцы оформления деловых бумаг.
Учебное пособие представляет собой комплекс учебных, научных и методических материалов, предназначенных для изучения курсов «Современный русский язык. Фонетика» и «Современный русский язык. Орфоэпия». Оно включает в себя необходимые теоретические сведения по основным разделам, систему тренинговых и контрольных заданий, которые могут быть использованы как для работы на практических занятиях, так и для самостоятельного изучения, а также справочные материалы.
Для студентов очного и очно-заочного отделений филологического факультета (в первую очередь специальностей «Издательское дело и редактирование» и «Журналистика»), преподавателей вузов, школ, лицеев. Материал представлен в соответствии с требованиями Госстандарта.
Настоящая работа посвящена словообразовательной полисемии отглагольных суффиксальных существительных, а также особенностям деривации таких производных в современном русском языке. теоретические положения монографии могут использоваться, во-первых, при описании полисемантичных суффиксальных существительных не только от глаголов, но и от других частей речи, что позволит сделать вывод о словообразовательных потенциях слов разных частей речи. Во-вторых, полисемию производных существительных можно исследовать как у производных суффиксальных существительных, так и у слов, образованных другими способами синхронного словообразования. Результаты и методика исследования могут служить базой для дальнейшего анализа словообразовательной системы русского языка.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
Курс «Теория языка. Часть II» является завершающим в процессе вузовской подготовки филологов, призван обзорно осветить всё многообразие языковедческих проблем. Настоящее учебное пособие содержит характеристику основных проблем языкознания как в диахроническом аспекте, так и характеризуя современное состояние лингвистики как самостоятельной науки; в нем описаны основные методы лингвистических исследований.
Для студентов филологических специальностей.
В книге рассматриваются фундаментальные проблемы фразеологии: категория идиоматичности и идиомы, специфика фразеологизмов как особой части лексикона, классификация фразеологизмов, особенности семантики и стилистики фразеологизмов, связь актуального значения фразеологизма с внутренней формой, способы экспликации внутренней формы в толковании идиомы, синтаксическое поведение фразеологизмов, особенности фразеологии различных языков и различных авторов, связь фразеологии с культурой народа и проблемы ее перевода. В качестве теоретической основы используются положения современной лингвистической и лексической семантики, лексикографии и теории дискурса. Отдельная глава посвящена истории развития фразеологии как науки.
Книга адресована специалистам по фразеологии, лексической семантике и лексикографии, а также студентам-филологам.
Учебник знакомит с проблемами лингвокультурологии, сконцентрированными вокруг концептуальных областей: язык и культура, культура в языке, язык в культуре, человек в языке и культуре, язык и культура в межкультурной коммуникации, язык и культура в эпоху глобализации.
Для лингвистов, культурологов, литературоведов, философов, историков и др., а также читателей, интересующихся гуманитарными проблемами.
Когнитивное направление – одно из самых популярных в современной лингвистике. Оно изучает язык как средство познания мира; его инструменты – это мыслительные категории, концепты, метафоры. Книга представляет собой попытку в доступной форме показать участие синтаксических явлений – таких как модели предложения, глагольное управление, сочинительные связи и др. – в формировании языковой картины мира. В качестве источника материала используются тексты русской художественной литературы и разговорная речь. Для сопоставления привлекаются факты других славянских языков (белорусского, польского, болгарского и др.).
Для студентов-филологов и психологов, учителей-словесников и любителей русского языка.
В монографии исследуется проблема категоризации и вербализации лингвокультурного концепта «Свадьба» на материале русского и адыгейского языков. Лингвокультурологический и когнитивно-прагматический подходы к исследованию концепта «Свадьба» позволяют проводить его анализ с использованием методов, применяемых в современной науке (метод лингвистического и сравнительно-сопоставительного описания, пропозициональный анализ, метод семантической идентификации, метод компонентного анализа на основе контекстов и научных дефиниций, дефиниционный анализ и др.).
Для специалистов по общим проблемам теории языка, анализа концептов, теории перевода. Монография может быть также рекомендована при изучении спецкурсов по вопросам анализа художественного текста, фразеологии, межкультурной коммуникации, переводу для студентов, бакалавров, магистрантов и аспирантов.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению «Филология». В нем рассматриваются ключевые проблемы современной вузовской теории и практики: природа гуманитарного знания, методология филологии, место и роль текста в словесных науках, филология в социокультурном пространстве. В книге содержится описание структуры данной дисциплины, обсуждаются актуальные вопросы современного науковедения: параязык филологии; общество – личность – языковая глобализация; экология культуры и языка и др. Особое внимание уделено методологии филологических исследований, внедрению и применению новых технологий в гуманитарных науках.
Для студентов и магистрантов филологических факультетов высших учебных заведений, аспирантов и докторантов, широкого круга славистов, историков, культурологов и преподавателей-филологов, научных работников, педагогов профильных классов гуманитарного цикла, а также для читателей, заинтересованных в изучении основ филологического обр…
Книга посвящена описанию и анализу заимствований, представляющих собой особый класс номинативных единиц в принимающем языке. В книге предложена общая характеристика заимствованных слов, определено их положение как в номинативной системе, так и в структуре высказывания и дискурса. Кроме того, рассматривается вопрос о взаимосвязи типологических особенностей русского и тюркских (казахского и уйгурского) языков и совершающегося в них процесса иноязычного заимствования.
Книга предназначена для лингвистов, преподавателей и студентов филологических факультетов вузов.
Работа посвящена теоретическим и практическим аспектам семантизации слова в учебном объяснительном толково-сочетаемостном словаре антропоцентрической направленности. Особый акцент делается на рассмотрении процедуры создания толкования слова и возможностей его углубления и расширения на основе системных и иных свойств лексических единиц, а также с учётом адресатно-целевой направленности словаря.
Тема исследования может представлять интерес для лексикографов, лексикологов, преподавателей и студентов филологических факультетов высших учебных заведений.
Учебное пособие посвящено новой проблеме лингвопоэтики: вопросу взаимоотношения художественного текста и дискурса, а так же основам «дискурсивного поведения» русского слова в текстах разных жанров (прозе, поэзии и драме). Развивая теорию лингвистического функционализма, авторы рассматривают художественно-эстетический потенциал слова в аспекте взаимодействия языка, познания и культуры. В центре внимания – механизмы лингвокреативного мышления автора и читателя. Предлагаются авторские методы и методики функционального анализа слова.
Для лингвистов-исследователей, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов старших курсов.
Учебное пособие содержит базовые сведения, необходимые для междисциплинарных исследований языка, проводимых на стыке лингвистики с философией, психологией, математикой. Рассматривается вклад философии, психологии, математики в познание природы языка, специфика их целей и интересов, особенности терминологии.
Предназначено для студентов-филологов, а также для тех, кто интересуется проблемами междисциплинарных исследований языка.
Цель пособия – сориентировать студентов в многообразии современных подходов к тексту и дискурсу, сформировать представление о сущности текстовой и дискурсивной деятельности. Пособие содержит подборку публицистических и художественных текстов, помогающих быстро усвоить алгоритм проведения различных частных методик текстового и дискурсивного анализа. Проконтролировать знания по курсу помогут тесты и перечень вопросов к зачету по всему курсу. В разделе «Тезаурус» представлены важнейшие термины курса, понимание которых сделает подготовку к практическим занятиям несложной.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов.
Учебное пособие содержит теоретический материал, методические указания и рекомендации, которые могут быть использованы как для самостоятельной работы студента, так и для аудиторных занятий, проводимых преподавателем. Цель данного пособия – ознакомить с основными сведениями по русскому литературному языку и культуре речи и помочь студентам использовать полученные знания с учетом условий речевого общения. Учебное пособие соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» для нефилологических специальностей вузов.
Учебное пособие написано на основе курса лекций о языке как средстве общения. Читатель познакомится с важнейшими принципами устройства языка, его происхождением, развитием и функционированием в современном обществе, а также противоречиями и загадками, составляющими предмет сегодняшней лингвистики, что поможет формированию методологических принципов и развитию лингвистической наблюдательности студентов-филологов. К каждой теме прилагаются оригинальные задачи и упражнения для самостоятельной работы; в книгу включены также биографические справки об ученых-филологах, чьи имена упомянуты в тексте.
Для студентов филологических факультетов университетов и пединститутов.
Научно-популярная книга профессора В.И. Максимова рассказывает в занимательной форме о фонетике – разделе науки о языке, в котором изучаются звуковые средства, используемые человеком при общении (звуки, ударение, интонация), звучащая речь в целом. Читатель проследит весь путь от образования звуков до их использования в нашей повседневной речи и в языке художественной литературы, познакомится с правилами русского литературного произношения и выразительного чтения.
Печатается в авторской редакции.
В книге рассматриваются общие вопросы лингвистической типологии с кратким экскурсом в историю ее становления и развития, классификации ее разделов, определяется место сравнительной типологии среди других разделов лингвистической типологии, устанавливаются специальные типологические категории и их основные параметры, определяется соотношение типологии и теории перевода, типологии и лексикографии, типологии и методики (лингводидактики), предлагается бинарное сопоставление и сравнение систем немецкого и русского языков.
Для студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей языков и всех интересующихся вопросами сравнительного, сопоставительного и типологического языкознания.
Книга содержит актуальные знания по когнитивной лингвистике – направлению науки, родившемуся на рубеже тысячелетий. Важнейшим объектом исследования в когнитивной лингвистике является концепт. Это ментальная сущность, которая имеет имя в языке и отражает культурно-национальное представление человека о действительности. В пособии представлены категории культуры, которые заложены в концептах: пространство, время и число, правда и истина, дружба и радость и др.
Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических факультетов вузов, а также представителей других гуманитарных специальностей.