Теория литературы - ТОП 50 лучших книг
В работе рассматриваются постановка и проблемы решения задачи количественной оценки художественного текста в русле положений Лотмановского структурального анализа. Представлен ряд посылок и ограничений, а также вычислительная схема решения данной задачи для частного случая текстов типа «описание» и «метафорическое описание». Методика оценки и сравнения качества текстов поясняется на примерах анализа структур метафорических описаний, построенных на базе избранных классических метафор. Содержание работы опирается на ряд ключевых положений лингвистики, теории литературы и психологии, включая положения семиотики, когнитивной лингвистики, теории метафоры, теории описательных текстов, теории эмоций и чувств.
В сборнике представлены наиболее интересные работы ведущих российских, американских, канадских, новозеландских, немецких, итальянских, финских, польских, болгарских, югославских, белорусских стиховедов по разделам: «Метрика и ритмика», «Ритм и морфология, ритм и синтаксис», «Ритм, лексика и семантика», «Фонетика, рифма, строфика», «Народный стих и литературный стих», «Сравнительное стиховедение», «Современные точные методы исследования стиха».
Для широкого круга филологов – лингвистов и литературоведов.
Переиздание легендарной книги Мортимера Адлера – о том, как на самом деле читать книги. В красивой обложке от иллюстратора Август Ро.
Почему одни находят какую-либо книгу весьма глубокой, другие – пустой, третьи – заумной? Почему, перечитывая книгу, вы каждый раз обнаруживаете что-то не замеченное ранее? Почему кто-то понимает все оттенки смысла, видит сокрытое между строк, слышит музыку слов, чувствует их вкус, цвет и запах, а кто-то остается глух к ним?
Чтобы настроиться на «волну» автора и понимать больше, требуется умение читать активно. Именно для этого написал свою книгу Мортимер Адлер, американский философ, редактор и преподаватель, всю свою жизнь посвятивший тому, чтобы научить людей любить и понимать книги (впоследствии он возглавил редакционный совет энциклопедии «Британника»).
Впервые книга была издана в 1940 году; затем вышла в 1966-м, после чего последовало переработанное издание 1972 года. Перед вами обновленная версия книги – с новой обложкой от иллюстратор Август Ро.
Книга, которая до сих …
Монография посвящена классикам европейской и американской литературы ХХ века: Т.С. Элиоту, У. Фолкнеру, Т. Вулфу, У. Голдингу, Э. Золя, Г. Ибсену, А. Камю, Ф. Кафке, Гамсуну, Ж.-П. Сартру, Д.Г. Лоуренсу, Дж. Джойсу, Г. Белю и Г. Грину. Выбранный угол зрения (религиозный дискурс), а также анализ малоизученных текстов («Четвероевангелие» Эмиля Золя, «По ту сторону» и «Нагорная победа» Фолкнера, «Катилина», «Кесарь и Галилеянин» Ибсена, «Солнце», «Женщины в любви» Лоуренса и другие) позволяют по-новому посмотреть на известные объекты. В работе предлагается понятие европейского генетического культурного кода, который содержит в себе, прежде всего, христианские (католические и протестантские) архетипы, а также языческие и ветхозаветные модели. Основной задачей было не рассмотрение религиозных взглядов писателей, а попыткой исследовать проявление культурного кода в каждом отдельном художественном тексте. Параллельно с этой же точки зрения рассматриваются философские и богословские сочинения европейских мыслител…
В монографии выясняется и объясняется изобразительный и экспрессивный смысл преимущественно небольших средств и форм повествования в древнерусских литературных произведениях ХII–ХVII вв. и рукописных сборниках ХVII в.; анализируются словосочетания, перечисления, сравнения, эпитеты, параллелизмы, афоризмы, комплексы деталей, циклы рассказов и иные формы древнерусского изложения. Так определяется степень литературности словесных памятников и их место в истории древнерусской литературы.
Книга предназначена для филологов и студентов, обладающих литературным вкусом, для более глубокого и верного понимания текста произведений Древней Руси.
Игорь Николаевич Сухих (р. 1952) – доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета, писатель, критик. Автор более 500 научных работ по истории русской литературы XIX–XX веков, в том числе монографий «Проблемы поэтики Чехова» (1987, 2007), «Сергей Довлатов: Время, место, судьба» (1996, 2006, 2010), «Книги XX века. Русский канон» (2001), «Проза советского века: три судьбы. Бабель. Булгаков. Зощенко» (2012), «Русский канон. Книги XX века» (2012), «От… и до… Этюды о русской словесности» (2015) и др., а также полюбившегося школьникам и учителям трехтомника «Русская литература для всех». Книга «Структура и смысл» стала результатом исследовательского и преподавательского опыта И. Н. Сухих. Ее можно поставить в один ряд с учебными пособиями по введению в литературоведение, но она имеет по крайней мере три существенных отличия. Во-первых, эту книгу интересно читать, а не только учиться по ней; во-вторых, в ней успешно сочетаются теория и практика: в разделе «Иллюстрации» помещены статьи, по…
Монография заслуженного деятеля науки Российской Федерации, лауреата премии А.Т. Твардовского, профессора В.С. Баевского посвящена творчеству двух великих поэтов России на фоне культурного процесса XIX—XX века. Исследования автора опираются как на ранние публикации критиков, так и на новейшие труды историков литературы разных стран на разных языках. Такая широкая площадь опоры позволяет автору открыть ряд новых точек зрения на историко-литературный процесс, пересмотреть некоторые казалось бы устоявшиеся взгляды, поднять новые проблемы.
Книга найдет своего читателя среди интеллигентных людей всех возрастов, начиная со старших школьников, которым дорога русская культура, русская поэзия.
Книга посвящена поэтике русской высокой комедии XVIII – первой трети XIX веков.
В первой части монографически исследуются закономерности становления и функционирования национально-своеобразной жанровой модели русской высокой комедии XVIII в. в ее перспективных связях с комедиографией А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя, рассматриваются специфика и типология стилистики, образности, действия и сюжето-сложения. В сфере внимания автора – поэтика устойчивых жанрово-стилевых структур, оказавших влияние на русскую комедиографию (сатира А. Д. Кантемира, ода М. В. Ломоносова, трагедия А. П. Сумарокова, публицистика Н. И. Новикова) и эволюционный ряд русской высокой комедии XVIII в., представленный творчеством А. П. Сумарокова, В. И. Лукина, Екатерины II, Д. И. Фонвизина, М. М. Хераскова, Н. П. Николева, Я. Б. Княжнина, В. В. Капниста.
Во вторую часть вошли работы разных лет, посвященные поэтике, интертекстуальным связям и жанровому своеобразию комедий А. С. Грибоедова «Горе от ума» и Н. В. Гоголя «Ревизор».
В своей работе Владимир Кантор, доктор философских наук, заведующий Международной лабораторией исследований русско-европейского интеллектуального диалога Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ) и ординарный профессор Школы философии того же университета, избирает темой своего исследования сопряжение литературы с философией. На взгляд автора, не было ни одного великого литературного произведения, которое ни находилось бы в напряженном поле философских идей. Вне этого контекста настоящая литература непонятна. Уже диалоги Платона были одновременно и философией, и замечательной литературой. По словам Достоевского, «мысль надо чувствовать». Но для этого в произведении должна быть мысль, должен быть философский контекст. Так шекспировский «Гамлет» непонятен без обращения к текстам Эразма Роттердамского, Пико дела Мирандола, Мартина Лютера, отзвуки идей которых звучат в речах принца. Как говорил Хайдеггер, в поэтических изречениях древнегреческих философов рождается запад…
В гуманитарном мире сложился устойчивый образ О. Мандельштама – сложного, «темного» поэта, чьи стихи нуждаются в кропотливой дешифровке. Увлеченные поисками интертекстуальных связей, филологи зачастую игнорируют первооснову мандельштамовской лирики – язык. В своей монографии «К русской речи» П. Успенский и В. Файнберг исследуют роль идиоматики в поэтическом языке Мандельштама: как поэт систематически использует фразеологию для создания сложных поэтических образов и подчас загадочных смыслов. Идиоматика, по мнению авторов, определяет не только смысл строк или строф, но иногда и развитие всего стихотворения, что позволяет считать русский язык главным «вдохновителем» поэта. Предложенная авторами когнитивная модель восприятия творчества Мандельштама дает ответ на вопрос, почему его стихи, несмотря на всю их «эзотеричность», кажутся интуитивно понятными и сохраняют силу поэтического высказывания для нескольких поколений читателей. П. Успенский – кандидат филологических наук, PhD, доцент Департамента истории и …
Автор, известный киевский учитель-словесник, делится с коллегами своим опытом преподавания литературы в школе. Помимо разработок интерактивных уроков, в книгу вошли научно-методические статьи, дидактические материалы и сценарии литературных вечеров, написанные для школьного театра поэзии, которым автор руководил на протяжении почти двадцати лет. Книга адресована не только учителям, методистам, преподавателям и студентам педагогических университетов, но и всем любителям русской и мировой литературы.
На примере русской словесности XVIII—XXI вв. рассматриваются законы литературного развития. К их числу отнесено чередование эпох стиха и прозы, повторяющееся в среднем каждые 60—80 лет. Это позволяет с максимальной объективностью – насколько та возможна при анализе всех разновидностей художественного творчества – оценить/объяснить положение литературы в любой момент её движения, исходя из её собственных законов и не обращаясь для этого к социальным, экономическим, политическим и прочим условиям: они теряют значение, когда речь заходит о литературном тексте.
Монография посвящена актуальным вопросам современного литературоведения. В книге системно рассматриваются история, теория, морфология, методология, критика, программирование и другие сферы литературоведения. Это позволяет увидеть даже такие области, которые еще не имеют своего названия (как, например, рефлексивно-организационное литературоведение). Таким образом, строится здание металитературоведения, комплекс разных по содержанию и задачам дисциплин, направленных на литературоведение, обеспечивающих его самосознание и тем самым способствующих его развитию в соответствии со своей спецификой, задачами, составом, внутренними связями его определенных аспектов. Из литературоведческих дисциплин особое внимание уделено теории литературы, поскольку она имеет приоритетное значение для всей системы литературоведческого знания и познания.
Монография адресована литературоведам, преподавателям, аспирантам, студентам филологических факультетов, а также всем, кто интересуется проблемами литературоведческой интеллектуал…
В учебном пособии реализуется установка на формирование профессиональных и общекультурных компетенций студентов-филологов, предусмотренных государственным образовательным стандартом третьего поколения. Анализируется современное состояние изучения проблем жанрологии. В герменевтической парадигме освещается природа «понимающего бытия» литературного жанра, рассматривается соприродность его «частей» и «целого», обосновывается необходимость установления отношений между пониманием и интерпретацией в процессе изучения жанровой специфики художественных произведений. Определяется значение идей М. М. Бахтина (1895-1975) для эпистемологии современной теории и философии литературного жанра. Использование герменевтических категорий и процедур нацелено на идентификацию жанровой «системы средств и способов понимающего овладения и завершения действительности».
Для магистрантов по направлению подготовки 032700 – «Филология», а также аспирантов специальностей 10.01.01 – «Русская литература» и 10.01.08 – «Теория литературы,…
Данная книга – первое систематическое учебное пособие по спецкурсу, которое может использоваться и в курсах «Введение в литературоведение», «Теория литературы». Цель пособия – научить грамотно анализировать как произведение в целом, так и отдельные его стороны: тематику, проблематику, идейный мир, художественную речь, сюжет, композицию и др. Содержит основы методологии и систему методических приемов работы с произведением, конкретные примеры анализа, в основном произведений русской классики. Материалы для самостоятельной работы (контрольные вопросы, упражнения и т. д.) нацелены на практическое усвоение курса.
Для студентов и преподавателей филологических факультетов вузов, учителей-словесников.
Учебное пособие предназначено студентам, изучающим специальные дисциплины по творчеству И. А. Бунина, по русской литературе рубежа XIX–XX вв. и начала ХХ в. Оно также связано с общими учебными курсами «История отечественной литературы» и «Теория литературы», так как предполагает углубленное изучение целого ряда разделов этих курсов.
Книга объединяет работы, посвященные поэтике и семиотике русской классической литературы. Значительную часть составляют исследования творчества А. А. Пушкина, а также Ф. М. Достоевского, Ф. И. Тютчева и др. Самостоятельный раздел занимают работы о проблемах исследования сверхтекстов, о семиотике культуры и литературы.
Книга адресована специалистам в области истории и теории литературы, филологам, а также всем интересующимся русской классической литературой и русской культурой.
В монографии рассмотрены теоретические вопросы специфики литературной критики, ее типологии, жанров, поэтики, возможности использования критики в вузовском и школьном преподавании литературы, предложены очерки истории критики и подробная библиографическая информация учебной и научной литературы по проблемам теории и истории отечественной литературной критики.
Монография предназначена для литературоведов, преподавателей, а также для всех интересующихся вопросами теории и истории литературной критики. Может быть использована в качестве учебного пособия для бакалавров, магистрантов, аспирантов филологического и журналистского профиля.
Настоящая книга собрана как поздравление современному филологу Сергею Георгиевичу Бочарову, и в заглавие сборника вынесен сформулированный им тезис. В предисловии к книге «Сюжеты русской литературы» (1999) автор писал: «Литературоведение это тоже литература, и филолог это писатель, он не только имеет дело с исследуемым словом другого писателя, он работает с собственным словом сам, без чего ему не откроется и исследуемое слово». И далее: «Филологическая работа – продолжение самой литературы, необходимое этой последней для самопонимания».
Характер настоящей книги отвечает этому убеждению филолога. В книге участвуют не только профессионалы литературоведения, историки и теоретики литературы, а также лингвисты н философы, но и писатели, «слово теории» сходится на се страницах с литературно-эссеистическим словом прозаиков наших дней. В упомянутом предисловии С. Г. Бочаров солидарно ссылался на высказывание другого филолога, А. В. Михайлова, о том, что слово теории должно быть в глубоком родстве со словом самой …
Работа посвящена анализу смысла и значения эпического речения «douce France» в старофранцузском героическом эпосе «Песни о Роланде». Предлагаемый психолингвистический подход к решению актуальных проблем лингвистики позволяет наметить новое прочтение постоянного эпитета в формуле «douce France», который приращивает в произведении дополнительный смысл – «Франция христианская»: вербальный контекст и реальная ситуация оказывают решающее влияние на изменение семантического потенциала этой конструкции. Эпическое речение «douce France» выражает известный идеал национального типа, представление о родине в новом качественном аспекте.
Материалы работы имеют широкий практический выход и могут быть использованы в преподавании теоретических и прикладных курсов «История языка и введение в спецфилологию», «Общее языкознание», теории и истории литературы.
Монография посвящена исследованию актуальной современной научной проблемы взаимодействия философии и художественной литературы. Впервые рассматриваются сущность и роль знаковой работы XX века – «Закат Европы» Освальда Шпенглера в становлении и развитии литературного процесса 1920-1930-х гг. Автор анализирует формы и способы художественно-эстетического преломления концептов фаустовской культуры (закатность, фаустовский тип личности, город, идея вечного познания и преображения мира) в поэтологии произведений западноевропейской, американской, русской и украинской литератур. В монографии воссоздан образ фаустовской культуры и своеобразие ее бытования в культурном и художественном сознании разных эпох – от Возрождения до модернизма.
Издание рассчитано на филологов – научных работников, преподавателей литературы, аспирантов, студентов, и широкий круг читателей, интересующихся проблемами литературы XX века. В монографии представлены цитаты из литературных произведений-оригиналов в классических переводах, что дае…
В учебнике впервые целостно представлено развитие русской литературы первой половины ХХ века. Авторами обоснована ее периодизация с выделением такого важного этапа литературного развития, как «Литература первой трети ХХ века», дан обзор русской литературы 1930–1940-х гг.; глубоко разработана персоналия: И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Платонов, М. Булгаков, Л. Леонов, В. Набоков.
Издание отличается максимально возможной в учебном пособии полнотой изложения учебного материала, высоким научно-теоретическим уровнем и предназначено для студентов-филологов, магистров, аспирантов.
Цель предлагаемого пособия – систематизировать и обогатить представления о природе, структуре и особенностях художественной литературы как вида искусства, помочь совершенствованию читательского мастерства. Книга снабжена кратким словарем основных литературных понятий и терминов (составлен при участии доцента О. В. Быстровой).
Для студентов филологических факультетов, учителей, преподавателей литературы высших и средних учебных заведений.
Книга известного литературоведа и культуролога, вышедшая впервые в 1988 году и ставшая уже малодоступной, давно пользуется заслуженным интересом читателей. Издание по-прежнему остается наиболее авторитетным исследованием литературного психологизма. Автор рассматривает вопрос о психологизме художественной литературы (прозы) как о высокой ступени ее развития. В русской литературе ученый находит психологизм в его развитом виде, начиная с прозы Лермонтова; далее в книге рассматривается накопление новых и новых приобретений в раскрытии тайн человеческой души (творчество Тургенева, Чернышевского, Л. Толстого, Достоевского, Чехова).
Для студентов высших учебных заведений, преподавателей, учителей-словесников, абитуриентов.
Монография С.Л. Слободнюка – это опыт философского и литературоведческого осмысления философии русской литературы. Автор подробно рассматривает различные аспекты избранной темы, показывая основные этапы становления художественной онтологии как онтологии особого бытия. Привлекая широкий круг источников, исследователь доказывает, что в творчестве К. К. Случевского, Д. С. Мережковского, Н. А. Заболоцкого, М. А. Булгакова, Л. М. Леонова и других художников, творивших на рубеже ХIХ-ХХ вв., была сформирована самодостаточная философская система, которая может рассматриваться как оригинальная философия «Искаженного Мира».
Настоящее издание дополнено третьим разделом, в который вошли материалы исследований, посвященных исканиям Ф. К. Сологуба, философии Иоанна Скота Эриугены и трем романам о будущем: «Мы» Е. Замятина, «1984» Д. Оруэлла и «Дюне» Ф. Херберта.
Важнейший ключ к поэзии О. Мандельштама – его теоретическая поэтика, система взглядов на природу поэтического слова и образа.
Книга, которую читатель держит в руках, – значительный шаг к пониманию философии языка и творчества, которая выразилась в «Разговоре о Данте» и других литературно-эстетических сочинениях О. Мандельштама. В центре исследования – коммуникация поэта с его предшественниками и читателями и процессы смыслообразования в системе «автор – сообщение – адресат». Как показывает Е. Глазова, задача поэзии для Мандельштама – не транслировать сообщения, но пробуждать, формировать и разрабатывать образ как коммуникативный посыл и запрос, собирающий вокруг себя комментарии, разговоры, перeсуды, множественные слои художественных традиций.
Мандельштам выступает как поэт метаморфозы, т. е. динамичного преобразования разных пластов бытия: ландшафтного и портретного, визуального и музыкального, скорости, звука и цвета.
Книга раскрывает сложнейшую систему координат поэтического и теоретического мышления М…
Отрывки, лирические стихотворения, имеющие в названии стилизованное указание на фрагментарность («невыразимое (Отрывок)» В. Жуковского, «Осень (Отрывок)» А. Пушкина), в литературоведении до сих пор не были комплексно изучены. Возникавший время от времени вопрос о статусе литературного явления «отрывок» (жанр, художественная форма, часть произведения)в ызывал в литературоведении значительные разногласия. автор учебного пособия считает отрывок особым жанром, аргументирует свою точку зрения и в то же время оставляет читателю право стать участником литературоведческой дискуссии.
Для студентов старших курсов филологических факультетов, литературоведов, преподавателей литературы и просто любителей русской поэзии.
В учебнике впервые целостно представлено развитие русской литературы первой половины ХХ века. Авторами обоснована ее периодизация с выделением такого важного этапа литературного развития, как «Литература первой трети ХХ века», дан обзор русской литературы 1930–1940-х гг.; глубоко разработана персоналия: И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Платонов, М. Булгаков, Л. Леонов, В. Набоков.
Издание отличается максимально возможной в учебном пособии полнотой изложения учебного материала, высоким научно-теоретическим уровнем и предназначено для студентов-филологов, магистров, аспирантов.
Переиздание легендарной книги Мортимера Адлера – о том, как на самом деле читать книги. В красивой обложке от иллюстратора Август Ро.
Почему одни находят какую-либо книгу весьма глубокой, другие – пустой, третьи – заумной? Почему, перечитывая книгу, вы каждый раз обнаруживаете что-то не замеченное ранее? Почему кто-то понимает все оттенки смысла, видит сокрытое между строк, слышит музыку слов, чувствует их вкус, цвет и запах, а кто-то остается глух к ним?
Чтобы настроиться на «волну» автора и понимать больше, требуется умение читать активно. Именно для этого написал свою книгу Мортимер Адлер, американский философ, редактор и преподаватель, всю свою жизнь посвятивший тому, чтобы научить людей любить и понимать книги (впоследствии он возглавил редакционный совет энциклопедии «Британника»).
Впервые книга была издана в 1940 году; затем вышла в 1966-м, после чего последовало переработанное издание 1972 года. Перед вами обновленная версия книги – с новой обложкой от иллюстратор Август Ро.
Книга, которая до сих …
В издание входят три важнейших монографии одного из самых значительных филологов XX века. «Методология точного литературоведения», полностью публикуемая впервые, стала научным завещанием автора: в ней последовательно излагаются принципы и перспективы теоретического и исторического изучения литературы с помощью количественных методов. Две другие работы, демонстрирующие возможности заявленного подхода («Комедии и трагедии Корнеля», «Распеределение речи в пятиактной трагедии»), разрабатывают теорию жанра и теорию литературных направлений на материале европейской драмы XVII–XIX веков. Издание снабжено обширным историко-научным аппаратом, включающим очерк жизни и творчества Б. И. Ярхо, комментарии, библиографии, указатели. В приложении помещено исследование М. И. Шапира о границах «точных методов» в гуманитарных науках.
Книга адресована специалистам по сравнительному литературоведению, лингвистической, исторической и теоретической поэтике, историкам театра, фольклористам, стиховедам, а также всем, кто интересу…
Отрывки, лирические стихотворения, имеющие в названии стилизованное указание на фрагментарность («невыразимое (Отрывок)» В. Жуковского, «Осень (Отрывок)» А. Пушкина), в литературоведении до сих пор не были комплексно изучены. Возникавший время от времени вопрос о статусе литературного явления «отрывок» (жанр, художественная форма, часть произведения)в ызывал в литературоведении значительные разногласия. автор учебного пособия считает отрывок особым жанром, аргументирует свою точку зрения и в то же время оставляет читателю право стать участником литературоведческой дискуссии.
Для студентов старших курсов филологических факультетов, литературоведов, преподавателей литературы и просто любителей русской поэзии.
В пособии представлены развернутые планы лекций и их конспекты, а также материалы для подготовки к практическим занятиям со списками литературы. Материалы для подготовки к практическим занятиям представляют собой авторский пример трансформации репродуктивного знания в продуктивное применительно к решению конкретных исследовательских задач.
Для магистрантов, обучающихся по направлению 031000 – «Филология» по программе «Теория литературы».
В монографии рассмотрена эволюция осмысления произведений Кристофера Марло в русской литературной критике и литературоведении XIX – начала XXI в., выявлены реминисценции и традиции творчества Кристофера Марло в русской литературе, проведен литературоведческий анализ русских переводов произведений Кристофера Марло, осуществленных во второй половине XIX – начале XXI в.
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, переводчиков, а также для всех, кто интересуется проблемами сравнительно-исторического литературоведения, истории художественного перевода, истории русской переводной художественной литературы.
Наш эксперт Михаил Колонтай – научный руководитель программы Mini MBA Русской Школы Управления, профессор РАНХиГС при Президенте РФ – поделился своим мнением о книге Мортимера Адлера. «Несмотря на то что книга написана в 1940 году, она остается актуальной и сегодня. Ведь из года в год, изо дня в день поток информации просто перегружает наш мозг. В этой книге есть советы по поводу того, как правильно читать литературу, в том числе и книги по бизнесу. Как ни странно, у всех нас еще со школы есть убежденность в том, что мы умеем читать. Увы, это не так». Книга Мортимера Адлера «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» написана еще до Второй мировой войны, но актуальна и сегодня. Она посвящена науке активного, вдумчивого, многоэтапного чтения, помогающего находить ключевые предложения в тексте и понимать все оттенки смысла, заложенного в словах автора. Для чего вы читаете? Чтобы добыть информацию? Убить время? Получить удовольствие от словесного мастерства писателя? Задуматься о жизни? От…
В работе рассматриваются особые стереотипные формулы, связанные с описанием фрагментов пейзажа, которые широко представлены в эпосе народов мира и могут быть отнесены к числу универсальных закономерностей. Этот тип условно-поэтических повторов совмещает в себе сразу несколько функций. Они выступают в качестве приѐма психологического параллелизма, превращая явление природы в человеческое событие, образно отражая процессы, происходящие в мире и жизни людей. Определѐнный круг постоянных оборотов придавал ритмическое звучание поэтическому тексту. Однако их подлинная функциональная значимость выявляется в их использовании для регулирования течения художественного времени, они необходимы для построения и организации художественного пространства в его соотношении с действительностью.
Материалы работы могут быть использованы в преподавании теоретических и прикладных курсов по истории французского языка, теории и истории литературы, общему языкознанию, психолингвистике, лингвистике универсалий.
Словарь является первым опытом лексикографического описания языка видного поэта XIX в. Е. А. Баратынского (1800–1844). Он включает историко-литературный очерк о писателе, его творческих связях с А. С. Пушкиным, обзор работ о лингвопоэтике Баратынского и новые наблюдения такого рода, алфавитно-частотный указатель лексем и онимов, отмеченных в произведениях автора (свыше 7 тысяч словарных единиц), рейтинг наиболее употребительных слов, толкует устаревшие, редкие и окказиональные лексемы, поясняет непонятные имена, мифологизмы и т. д. В словарных статьях даются указания на окказиональный характер слов, их фразеологические связи, каламбурные сближения.
Предназначен для лингвистов и литературоведов; может использоваться студентами филологических факультетов в качестве учебного пособия по курсам «Лексикология. Фразеология. Лексикография», «История русского литературного языка», «Введение в литературоведение», «История русской литературы», «Теория литературы» и др.
Авторы сборника отвечают на ключевые теоретические вопросы интертекстуального анализа: о верификации скрытых цитат и реминисценций, об их функциях, о перспективах мифопоэтического анализа и изучения топосов Нового времени.
Книга предназначена филологам, теоретикам и историкам литературы. Может быть полезна и интересна студентам и аспирантам-филологам.
Книга представляет собой сборник статей по истории и теории стиха и поэтического языка, написанных специально к 80-летию М. Л. Гаспарова. Материалом стал не только русский, но и голландский, немецкий, английский стих. Здесь можно найти статьи, развивающие новую теорию русского ямба; размышления о механизме связи между ритмом и рифмой в «Евгении Онегине»; серьезные опыты вслед за Гаспаровым применить статистику для решения вопросов атрибуции (тексты Шекспира), описания поэтического словаря, распознания цитат.
Авторы статей – ведущие отечественные и зарубежные филологи и лингвисты.
Духовное пространство русской литературы XX века (на родине и в эмиграции) охарактеризовано сжато в связи с основными фактами истории России. Книга обращена ко всем интеллигентным людям, к литераторам и педагогам, к филологам и работникам профессий, далёких от гуманитарных наук, которым близка история и культура их родины, к студентам и школьникам.
Первое издание этой книги вышло в свет в 1999 г. В настоящем, втором издании сохранена общая структура, но более или менее дополнены почти все главы. Учтены новейшие работы русских и иностранных исследователей литературы XX в., в том числе и самого автора.
Включены фрагменты основополагающих работ русских и белорусских лингвистов, посвященных описанию языковых свойств афоризма в терминах стилистики, теории высказывания, фразеологии, паремиологии, лингвострановедения, а также выдержки из основных литературоведческих работ, сыгравших заметную роль в развитии лингвистического изучения афоризма, конца XIX – второй половины ХХ в.
Для студентов филологических специальностей учреждений высшего образования.
Книга представляет собой сборник избранных статей автора, примыкающего к Московско-тартуской семиотической школе (ныне Заслуженного профессора Страсбургского университета), по различным вопросам филологии, писавшихся на протяжении более полувека. Их тематика связана с историей и теорией литературы, лингвистикой, семиотикой, текстологией и комментарием, поэтикой, стиховедением, анализом текста, вписанными во всеобщую историю культуры. Статьи объединены лингвистическим подходом к поэтическому тексту, поисками его мифологических, мифопоэтических и культурно-антропологических корней. Сюжеты статей относятся к таким областям, как востоковедение и библеистка, мелическая поэзия Древней Греции, поэзия трубадуров, русская поэзия от Пушкина, акмеистов и футуристов до обэриутов и Бродского, творчество Джойса и Набокова. Книгу завершают «филологические воспоминания» об учителях автора и диалоги с писателями, поэтами и его коллегами – выдающимися филологами, которым автор благодарен за поддержку, консультации и помощь…
Книга включает статьи, подготовленные по материалам международного коллоквиума «Теория трех стилей и европейские средневековые литературы. Поэтики и литературная практика» (Москва, ИМЛИ, 2008). Статьи посвящены анализу литературных произведений на фоне учений о стиле в его различных средневековых версиях: поиску «маркеров», позволяющих связать какое-либо произведение со стилем или стилями, релевантными для литературной теории и, шире, литературного самосознания Средних веков, а также вопросу о применении этих учений к средневековым литературам разных регионов и периодов.
Этот текст – сокращенная версия книги Мортимера Адлера «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.
О книге
Книга Мортимера Адлера «Как читать книги» впервые была опубликована в 1940 году и с тех пор стала живой классикой. Ее советами пользуются студенты и те, кто стремится извлекать из книг максимум пользы. Качественный навык чтения дарит человеку интеллектуальное развитие, умение различать пропаганду, распознавать манипуляции и не поддаваться ложным авторитетам. Как любое дело, чтение требует подготовки. Адлер учит читать сразу тремя способами. Аналитически, чтобы извлекать главную идею автора. Синтетически, чтобы следить за развитием авторской мысли. Критически, чтобы выработать собственное суждение. В книге даны советы для чтения литературы разных жанров – от научных трудов до художественных текстов. А чтобы измерить прогресс в усвоении прочитанного, в книгу включены проверочные тесты.
Зачем слушать
• Овладеть чтением как интеллек…
Автор исходит из убеждения, что нет такой сложной и важной проблемы в истории и теории литературы, которую невозможно решить или в решении которой невозможно далеко продвинуться с помощью математических методов, прежде всего математической статистики, теории вероятностей, логики и компьютерного моделирования.
Строится языковая модель литературного явления; она подвергается математической обработке; для облегчения и ускорения работы используются компьютерные программы; после чего результат анализа переносится на литературное явление, которое изначально является предметом изучения.
«Заблуждаются те, кто утверждают, что математика ничего не говорит о прекрасном или благом» (Аристотель).
Нарратология принадлежит к числу наиболее энергично развивающихся в последние годы областей гуманитарного знания. «Нарратологический поворот» широко востребован в различных сферах культуры, науки и общественной жизни, однако ведущая роль здесь по-прежнему принадлежит литературной нарратологии. При этом количественно более развитая на сегодняшний день западная нарратология до сих пор остается излишне схоластичной, игнорируя исторический подход к предмету своих интересов. Предлагаемая монография является результатом многолетних исследовательских поисков, направленных на формирование исторической нарратологии в качестве инновационного и весьма перспективного научного направления, опирающегося на лучшие традиции отечественного литературоведения (А. Н. Веселовский, М. М. Бахтин, О. М. Фрейденберг и др.). Базовая нарратологическая проблематика событийности, нарративности, идентичности, интриги и этоса, а в особенности категория нарративных стратегий, рассматриваются в книге в историческом ракурсе закономерного …
Сборник филологических работ посвящен памяти профессора Московского университета Александра Андреевича Смирнова (07.05.1941–13.10.2014). Он состоит из следующих разделов: первый – статьи коллег и учеников А. А. Смирнова (работающих ныне в учреждениях науки, образования и культуры России, Беларуси, Украины, Болгарии, Венгрии и Германии), развивающие основные направления поисков ученого: история русской литературы XVIII–XX вв., творчество А. С. Пушкина, русско-европейские литературные взаимосвязи, вопросы теории литературы; второй – мемориальные заметки, воссоздающие неповторимый образ А. А. Смирнова как ученого, педагога и человека; третий – впервые публикуемые сведения по истории рода ученого, собранные на основе материалов его личного архива; четвертый – полный библиографический перечень печатных работ А. А. Смирнова; пятый – избранное научное наследие ученого, отражающее широту его интересов и энциклопедизм мышления.
Для специалистов-филологов, преподавателей литературы и широкого круга читателей.
В монографии представлены результаты исследования неовикторианского романа конца 1990-х – начала 2000-х годов: уточнены причины обращения современных английских писателей к эстетике викторианства, викторианской культуре и литературе, проанализировано отражение ключевых понятий и образов-символов викторианства, установлено происхождение английского неовикторианского романа и описана его эволюция, определены содержание и объем понятия «неовикторианский роман», определено место неовикторианского романа в жанровой системе исторического романа и, наконец, выявлены жанровые характеристики неовикторианского романа конца 1990-х – начала 2000-х годов.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
В 1856 году известный археолог и историк Алексей Сергеевич Уваров обратился к членам Академии наук с необычным предложением: он хотел почтить память своего недавно скончавшегося отца, бывшего министра народного просвещения С. С. Уварова, учредив специальную премию, которая должна была ежегодно вручаться от имени Академии за лучшую пьесу и за лучшее исследование по истории. Немалые средства, полагавшиеся победителям, Уваров обещал выделять сам. Академики с благодарностью приняли предложение мецената и учредили первую в России литературную премию. В книге Кирилла Зубкова Уваровская премия становится своеобразным ключом, открывающим доступ к многочисленным проблемам литературной и социальной истории. Ее изучение позволяет автору поставить вопросы о соотношении литературы и театра, драматургии и общества, профессиональной и любительской литературы, о влиянии развивающихся общественных институтов эпохи «Великих реформ» на драматургию того времени, о связях хрестоматийных драматических произведений с развитием …
Настоящая работа посвящена одному из наименее исследованных явлений в русском стихе – цезуре. Несмотря на то что все традиционные руководства по стихосложению говорят о необходимости цезуры в некоторых типах стиха (в античном дактилическом гекзаметре или в шестистопном ямбе), они чаще всего умалчивают о том, что же такое цезура или ограничиваются рассуждениями о том, что цезура – это «пауза» или «остановка дыхания». Как правило, такое определение нельзя применить на практике, и, в силу этого, история цезуры в русском стихе полна двусмысленностей.
В настоящей работе предлагается теория цезуры, основанная исключительно на метрических критериях – на структуре текстов, входящих в обширный корпус русской поэзии, собранный специально для этого исследования. Основная часть работы – описание того, как эволюционировала цезура в русском стихе, начиная от силлабики XVII века и ранней силлаботоники XVIII века до неклассического стиха, который начинает активно развиваться в XX веке и нередко обращается к различным вид…