Тюркские народы - ТОП 50 лучших книг
Книга представляет собой произведение жанра геополитической фантастики и содержит вольные измышления на тему основы для создания интеграционных объединений. Все совпадения с реально живущими и жившими людьми случайны. Произведение не стремится кого-то оскорбить или унизить или вызвать чувство вражды и неприятия.
Книга представляет собой произведение жанра геополитической фантастики и содержит вольные измышления на тему основы для создания интеграционных объединений. Все совпадения с реально живущими и жившими людьми случайны. Произведение не стремится кого-то оскорбить или унизить или вызвать чувство вражды и неприятия.
Трагикомическая сказка о судьбе тюркского Маугли, прожившего десять лет в тайге и волшебным образом взошедшего на ханский трон. По мотивам тюркского героического эпоса.
Трагикомическая сказка о судьбе тюркского Маугли, прожившего десять лет в тайге и волшебным образом взошедшего на ханский трон. По мотивам тюркского героического эпоса.
تۈرك خەلقلىرى ئالتاي تېغىدىكى كەڭ رايوندا شەكىللەنگەن بولۇپ ، موڭغۇل ، تۇڭگۇس-مانجۇ ۋە تىبەت-خەنزۇلارنىڭ باشقا تىل گۇرۇپپىلىرى بىلەن ئۆز-ئارا تەسىر كۆرسىتىدۇ. تۈرك تىللىرى ۋە خەلقلىرىنىڭ تەرەققىيات جەريانىدا - ئۇلارنىڭ سۆزلىگۈچىلىرى ، دىئالېكتلىرى ۋە تىللىرى بىر تەرەپتىن ، ئوخشاشلىق بىلەن ، ئۇلارنىڭ كېلىپ چىقىشى بىرلىككە كەلگەن ، يەنە بىر تەرەپتىن شەكىللەنگەن ، خاراكتېرلەنگەن. - ئورتاق تۈرك ئاساسى تىلىنىڭ پارچىلىنىشى بىلەن چۈشەندۈرۈلگەن ئوخشىماسلىقلار ئارقىلىق ئالدى بىلەن دىئالېكتلارغا ، ئاندىن ئايرىم تىل ۋە تىل گۇرۇپپىلىرىغا ئايرىلىدۇ.
Türk xalqları Altay dağlarında geniş bir ərazidə formalaşaraq digər xalqların dil qrupları ilə: monqol, tunqus-mançu və tibet-çin dilləri ilə qarşılıqlı əlaqədə olurlar. Türk dillərinin və xalqlarının inkişafı prosesində onların danışanları, dialektləri və dilləri bir tərəfdən oxşarlığı ilə, digər tərəfdən mənşəyinin birliyi nəticəsində formalaşmış, səciyyələnmişdir. - ortaq türk əsas dilinin əvvəlcə dialektlərə, sonra isə ayrı-ayrı dillərə və dil qruplarına parçalanması ilə izah edilən fərqlərlə.
Туркий халқлар Олтой тоғларида кенг ҳудудда шаклланган ва бошқа лингвистик халқлар гуруҳлари: мўғул, Тунгус-Манчур ва Тибето-Хитой билан ўзаро алоқада. Туркий тиллар ва халқларнинг ривожланиши жараёнида-уларнинг она тилида сўзлашувчилари, лаҳжалари ва тиллари шаклланди, улар бир томондан ўхшашлик билан — уларнинг келиб чиқиши бирлиги натижасида, иккинчи томондан — умумий туркий тилнинг парчаланиши билан изоҳланадиган фарқлар билан тавсифланади тил - аввал диалектларга, сўнгра алоҳида тилларга ва тиллар гуруҳларига.
Тӗрӗк халӑхӗсем Алтай тӑвӗсен районӗнче анлӑ вырӑнта йӗркеленеҫҫӗ, халӑхсен ытти чӗлхеллӗ ушкӑнӗсемпе-монгол, тунгус, маньчжур тата тибето-китай ушкӑнӗсемпе-ҫыхӑнса тӑраҫҫӗ. Тӗрӗк чӗлхисемпе халӑхсене-вӗсене йӑтса ҫӳрекенсене-аталантарнӑ май диалектсемпе чӗлхесем пӗр пек пулса тӑчӗҫ, пӗр енчен — вӗсем пӗрлӗхлӗ пулнине, тепӗр енчен — тӗрӗк чӗлхи арканнине ӑнлантарса паракан уйрӑмлӑхсем-малтан диалектсем, унтан уйрӑм чӗлхесемпе чӗлхесен ушкӑнӗсем пулса тӑчӗҫ.
Túrki halyqtary Altaı taýlary aımaǵynda keń keńistikte qalyptasady jáne mońǵol, týngýs-manchjýr jáne tıbet-qytaı halyqtarynyń basqa tildik toptarymen ózara árekettesedi. Túrki tilderi men halyqtarynyń — olardyń sóıleýshileriniń damý prosesinde dıalektiler men tilder paıda boldy, olar bir jaǵynan uqsastyqtarmen — olardyń shyǵý teginiń birliginiń saldary retinde, al ekinshi jaǵynan — ortaq túrki tiliniń ydyraýymen túsindiriletin aıyrmashylyqtarmen-aldymen dıalektilerge, sodan keıin jeke tilder men Tilder toptaryna negizdeldi.
Тюрк норуоттара Алтай хайаларын оройуонугар киэҥ сиринэн тайаан сытар уонна норуоттар атын тылларынан буолаллар: монгол, тунгусо- манчжур уонна тибето- Кытай тылларын кытта бииргэ үлэлииллэр. Түүр тыллара уонна норуоттар тыллара сайдыыларын процеһыгар, характеристикалар уонна тыллара- өстөрө үөскээбиттэрэ, биир өттүнэн — кинилэр үөскээһиннэрэ, онтон атын — атын түүр тыллара уратылара, онтон атын түүр тыллара уратыларынан быһаарыллар.
Төрки халыҡтар Алтай тауҙары районында киң арауыҡта формалаша һәм монгол, тунгус-маньчжур һәм тибет-ҡытай халыҡтарының башҡа тел төркөмдәре менән үҙ-ара эш итә. Төрки телдәр һәм уларҙы һөйләүсе халыҡтар үҫеше барышында диалекттар һәм телдәр барлыҡҡа килә, бер яҡтан, уларҙың килеп сығышы берҙәмлеге һөҙөмтәһендә оҡшашлығы, икенсе яҡтан айырмалыҡтары менән характерлана, улар дөйөм төрки теленең тарҡалыуы менән аңлатыла нигеҙҙәре башта диалекттарға, ә һуңынан айырым телдәргә һәм телдәр төркөмдәренә.
Түрк элдери Алтай тоолорунун аймагында кеңири мейкиндикте калыптанып, башка элдердин тилдик топтору: монгол, тунгус-манжур жана Тибет-Кытай менен өз ара аракеттенишет. Түрк тилдеринин жана элдеринин-алардын эне тилдеринин өнүгүү процессинде бир жагынан окшоштугу менен мүнөздөлгөн диалектилер жана тилдер пайда болду — алардын келип чыгышынын биримдигинин натыйжасы, экинчи жагынан жалпы түрк тилинин ыдырашы менен түшүндүрүлгөн айырмачылыктар — адегенде диалекттерге, андан кийин өзүнчө тилдерге жана тилдердин топторуна негиздер.
Türk halkları Altay Dağları bölgesinde geniş bir alanda oluşmakta ve Moğol, Tunguso-Mançu ve Tibet-Çin olmak üzere diğer halk dil gruplarıyla etkileşime girmektedir. Türk dillerinin ve halklarının — onların ana dili olan halklarının gelişimi sürecinde, lehçeler ve diller, bir yandan kökenlerinin birliğinin bir sonucu olarak benzerlikler, diğer yandan da ortak Türk dilinin dağılmasından kaynaklanan farklılıklar ile karakterize edildi — temeller önce lehçelere, sonra ayrı dillere ve dil gruplarına.
Төрки халыклар Алтай таулары районында киң киңлектә формалашалар һәм Монгол, тунгус-маньчжур һәм Тибет-Кытай Халыкларының башка тел төркемнәре белән үзара бәйләнештә торалар. Төрки телләр һәм халыклар аларның сөйләүчеләре үсеше процессында, бер яктан, аларның килеп чыгышы бердәмлеге нәтиҗәсендә охшашлыгы, ә икенче яктан аермалары белән характерланган диалектлар һәм телләр барлыкка килә, алар гомуми төрки телнең башта диалектларга, ә аннары аерым телләргә һәм телләр төркемнәренә нигезләрнең таркалуы белән аңлатыла.
Türk halklary Altaý daglarynyň giň meýdanynda emele gelýär we beýleki dil toparlary: Mongol, Tungus-Mançu we Tibeto-Hytaý bilen aragatnaşyk saklaýar. Türk dilleriniň we halklarynyň ösüş prosesinde olaryň gürleýjileri, şiweleri we dilleri emele geldi, bir tarapdan meňzeşligi - gelip çykyşynyň bitewiligi netijesinde, beýleki tarapdan häsiýetlendirildi! - umumy türk diliniň ilki dialektlere, soňra bolsa aýry dillere we dil toparlaryna bölünmegi bilen düşündirilýän tapawutlar bilen.
Книга «Судьба и Служба. Тюркские контуры России» – развернутая иллюстрация одной бесспорной (хотя и спорного авторства) формулы: «Поскреби русского – обнаружишь татарина». В летописях, официальных документах империи все тюркские народы России именовались: «поволжские, сибирские, кавказские татары». Печать исторического почета: «татары» – означала принадлежность Орде, империи Чингисидов. От Ивана Грозного, Годунова до Тургенева, Куприна, Рахманинова, Ахматовой российская знать, элита гордились татарскими корнями.
Тюркские контуры прослежены от казаков до «самой русской» (считая упоминания в народных песнях) профессии: ямщик, татарский ямылчи. От общероссийского понимания Судьбы до фундаментального различия, подмеченного Л.Н. Гумилевым: «На Западе требовали прав, на Востоке – службы».
Поездки по тюркской России, встречи с писателями, учеными, политиками, военачальниками М.А. Гареевым и Р.С. Акчуриным привносят в эти «контуры» личный, заинтересованный взгляд автора. Язмыштан узмыш юк (От Судьбы не уйдёшь), н…
В книге представлены два произведения Севиль Карашай – «Къаве сувумагъандже» и «Адам олмакъ» – в которых автор описывает самые яркие эпизоды из её недавних путешествий. В образах, а в «Къаве сувумагъандже» весьма нетривиальных образах, раскрывается и отношение к миру, осязаемому и преходящему, и к человеку, кажется, единственно незыблемой единице измерения в координатах добра и зла…
Произведения написаны на крымскотатарском языке.
Детальное исследование политической истории дома Чингиз-хана от известного тюрколога профессора Таира Султанова.
В результате завоевательных войн и череды военных побед Чингизидов – прямых потомков Чингиз-хана – к 1260 г. образовалась самая обширная и могущественная империя из всех мировых империй, простиравшаяся от Желтого моря – на востоке до Дуная и Евфрата – на западе. Известный тюрколог профессор Таир Султанов детально исследует политическую историю династии Чингизидов, от основателя монгольской империи Чингиз-хана до его потомков, сидевших на престолах Золотой Орды, Чагатайского улуса и Моголистана.
Исторические события в аудиокниге охватывают период с XIII по XVII в., прослеживая практику престолонаследия в империи Чингиз-хана и в государствах, возникших в результате ее распада. Автор показывает, насколько важна судьба наследия и наследников Чингиз-хана для истории России и какая особая роль принадлежит представителям «золотого рода» в истории современных тюркских народов Центральной Азии, Поволжья…
В книге представлены два произведения Севиль Карашай – "Къаве сувумагъандже" и "Адам олмакъ" – в которых автор описывает самые яркие эпизоды из её недавних путешествий. В образах, а в "Къаве сувумагъандже" весьма нетривиальных образах, раскрывается и отношение к миру, осязаемому и преходящему, и к человеку, кажется, единственно незыблемой единице измерения в координатах добра и зла...
Произведения написаны на крымскотатарском языке.
В результате завоевательных войн и череды военных побед Чингизидов – прямых потомков Чингиз-хана – к 1260 г. образовалась самая обширная и могущественная империя из всех мировых империй, простиравшаяся от Желтого моря – на востоке до Дуная и Евфрата – на западе. Известный тюрколог профессор Турсун Султанов детально исследует политическую историю династии Чингизидов, от основателя монгольской империи Чингиз-хана до его потомков, сидевших на престолах Золотой Орды, Чагатайского улуса и Моголистана.
Книга охватывает события с XIII по XVII в., прослеживая практику престолонаследия в империи Чингиз-хана и в государствах, возникших в результате ее распада. Автор показывает, насколько важна судьба наследия и наследников Чингиз-хана для истории России и какая особая роль принадлежит представителям «золотого рода» в истории современных тюркских народов Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа. Впервые в отечественной историографии публикуется аннотированный список имен Чингизидов (около 700 исторических перс…
Программа элективного специального курса для магистратуры посвящена проблематике развития идеи национальной идентичности среди тюркских народов в конце XIX – середине XX вв. Тема национальной идентичности входит в область междисциплинарных исследований и имеет теоретическую и практическую значимость для специалистов востоковедов, философов, политологов и социологов, изучающих современные процессы и их историческую динамику на евразийском пространстве.
В программе отражены основные философские воззрения известных политических и общественных деятелей конца XIX – середины XX вв. Российской и Османской империй, а затем Турецкой Республики, среди них А. Агаев, Ю. Акчурин, З. Валиди Тоган, И. Гаспринский, З. Гёкальп, С. Максуди, М. Чокай и др. В программе спецкурса приводится анализ процесса развития национальной идеи и самобытности среди тюркских народов исследуемого периода.
Программа позволяет студентам магистратуры получить комплексные знания на тему развития национальной самоидентификации среди тюркских на…
В сборник, посвященный 70-летию известного российского тюрколога Д.Д. Васильева вошли статьи российских и зарубежных ученых – историков, филологов, археологов, лингвистов. Рассказывается о научном и творческом пути Д.Д. Васильева, рассматриваются проблемы тюркской филологии, эпиграфики, истории кочевых народов степей Евразии, истории России и сопредельных территорий в широком хронологическом диапазоне.
Настоящая книга посвящена сложнейшей проблеме происхождения и ранней этнической и этнокультурной истории тюркских племён и народов. По концепции автора, прототюркский язык начал формироваться ещё в глубокой древности на Ближнем и Переднеазиатском Востоке и превратился в родственный языковой массив благодаря длительному сосуществованию и интеграции языков и диалектов агглютинативного строя. А со временем дальние пращуры тюрков волнообразно мигрировали и проникали на территории Восточной Европы, Средней и Центральной Азии, просторы Сибири. Всё это подтверждается, прежде всего, внушительным корпусом-словарём параллельных слов с лексикой мёртвых и живых языков древней Передней Азии. В исследовании приводятся также многочисленные уникальные факты и веские аргументы из ранней истории, из областей материальной и нематериальной культуры и антропологии в пользу первоначальной ближневосточной прародины ранних тюрков.
Дополнительно после приобретения книгу можно будет скачать в формате epub.zip.
В книге изложены ключевые моменты истории и культуры булгар – одного из основных предков современных татар, начиная с первого упоминания их имени в письменных источниках V века и до монголо-татарских завоеваний 1236 года. Основное внимание уделено характеристике тех сторон жизни волжских булгар, которые наиболее ярко характеризуют их как создателей высокоразвитой средневековой цивилизации – городов как центров ремесла и торговли, достижений в области архитектуры и строительства, профессиональной культуры и искусства.
Книга рассчитана на массового читателя – учащихся общеобразовательных учреждений, студентов вузов, экскурсоводов и музейных работников.
Дополнительно после приобретения книгу можно будет скачать в формате epub.zip.
Книгу эту я писал лет двадцать, а шел к ней всю жизнь. Судьба? Наверное. Ибо «что должно произойти, то – неизбежно». Так и случилось, ход жизненных событий сам, шаг за шагом, и не всегда по моей воле, открывал тайнопись лабиринтов Времени. Осторожно, порой наощупь я продвигался вперед по бесконечному пути в прошлое.
В книге исследуются образы духовных авторитетов (муфтиев, имамов, шейхов, мулл и др.) в татарской и турецкой литературах рубежа ХIХ–ХХ вв., в которых рельефно отразились перемены, происходившие как в общественном сознании, так и в художественном мышлении тюрок-мусульман: татарской нации, жившей на территории Российской империи, и турецкой, находившейся в пространстве Османской империи. Формирование идеала духовного лидера в обеих литературах сопровождалось критикой невежества и нравственных пороков среди отдельных представителей духовных деятелей и утверждением этико-эстетических идеалов о совершенном человеке (аль-инсан аль-камиль).
Адресуется тюркологам и всем, кто интересуется культурой, историей тюркских народов и исламом.
Валиахмет (Владимир) Гареевич Садур (1939–2006) до сих пор не известен широкой читательской аудитории, интересующейся исламоведением, этнографией, социологией и историей мусульманских народов России. Тем не менее его вклад во все вышеперечисленные отрасли науки трудно переоценить. Будучи татарином по рождению и мусульманином по вероисповеданию, он окончил Институт восточных языков (ныне Институт стран Азии и Африки при МГУ) и посвятил всю свою жизнь изучению истории мусульманских народов, поставив его на строго научную основу. К сожалению, ученый не успел подготовить свой архив к публикации, и после его смерти все его научное наследие оказалось сосредоточенным в черновых записях, многие из которых даже не датированы. Работа по сбору, классификации, обработке, редактированию и восстановлению его научного наследия продолжалась около трех лет. Представленные в данном сборнике работы – это то, что удалось подготовить к печати совместными усилиями многих людей и при всемерной поддержке Фонда Марджани.
Будучи д…
В издание включены программа, тезисы и список участников VII Международной конференции «Источники по истории кочевников средневековой Евразии» (Звенигород, 20 – 22 ноября 2013 г.).
Сборник статей по проблемам истории, традиционной культуры и филологии Турции и тюркских народов, в память академика А.Н. Самойловича.
В книге Кайрата Бегалина «Мамлюки» описана почти тысячелетняя история тюркских военных формирований в странах Евразии, главным образом мусульманского Востока. В средневековых хрониках они фигурируют под разными названиями: «черные клобуки», «гулямы», «кулы», «куламы», «капукуларии», «турушка», «кулемены».
В гвардии династии Аййубидов, правившей в средние века Египтом и Сирией, тюркских гвардейцев именовали мамлюками. В 1250 году они пришли к власти в Египте, создав страну, которая вошла в историю под названием «Дулат аль-Аттюрк», что означает «Империя тюрков».
Книга написана живым, доступным языком, увлекательно и доходчиво. Читатель не только найдет в книге интересные исторические сведения, но также получит немалое удовольствие от знакомства с одной из пропущенных глав биографии кочевых тюрков.
Книга предназначена для широкого круга любителей истории, преподавателей учебных заведений, краеведов, учащихся вузов и школ.
В книге подробно рассказано о династии Великих Моголов, правивших в Индии, при которых империя достигла зенита могущества. Автор, пользуясь свидетельствами хроник, дневниками властителей, записями дипломатов, увлекательно повествует о цивилизации, в которой переплелись мусульманские традиции, роскошь Персии и утонченность индийской культуры.